Особенности Просвещения в Германии.pptx
- Количество слайдов: 18
Особенности Просвещения в Германии
• 1. Особая ситуация – Германия была политически и экономически раздроблена. Поэтому литература получила особое значение – она выступала за национальное объединение и ставила насущные социальные вопросы. Литература стала центром национальной жизни.
• 2. Просвещение в Германии развивалось позже, чем в других странах, медленнее и труднее. Всю первую половину века Просвещение не ставило серьёзных политических и социальных проблем.
• 3. Для раздробленной Германии характерно образование различных культурных центров, сменявших друга или сосуществовавших. Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и вольных имперских городах – базах духовной культуры (Лейпциг, Гамбург, Гёттинген, Веймар) • 4. Немецкое Просвещение разрабатывало больше философские и теоретические проблемы (эстетика, история, философия культуры и языка).
• 5. В первую половину века Просвещение развивалось замедленно, затем наоборот убыстренными темпами. 1 период Просвещения: 1 -ая половина XVIII в. (до 1750 -ых гг. ). Представитель – И. К. Готшед (1700– 1766) – теоретик литературы, драматургии, дидактик. Ведущее направление в этот период – классицизм.
• 2 период – середина XVIII в. (1750 – 60 -е гг. ) – Расцвет Просвещения. Представители – Лессинг, Виланд, Клопшток, Винкельманн. Г. Э. Лессинг (1729– 1781). • Самый значительный теоретик литературы и драматург, «отец новой немецкой литературы» (Чернышевский). Вклад его в немецкую культуру настолько значителен, что о его времени говорят как об «эпохе Лессинга» .
• С именем Лессинга связано развитие просветительского реализма. Лессинг критикует классицизм с позиций требований нового времени, формулирует принципы новой немецкой национальной драмы, предлагает новую систему драматических жанров. Он считает, что характеры героев должны быть «реальными» , «обыкновенными» , «будничными» . Театр должен быть правдивым и иметь воспитательное воздействие. В центре его собственных драм – герой, отстаивающий своё право на личную свободу, уважение и достоинство.
• Лессинг обратился к жанру «мещанской драмы» Здесь семейные, личные отношения отражают общественные конфликты. Главная причина трагедий героев – произвол «сильных мира сего» , тирания, коварство, деспотизм. Самые известные пьесы: «Натан Мудрый» , «Мисс Сара Симпсон» , «Эмилия Галотти» .
• 3 период: 1770– 80 -е гг. – Позднее Просвещение. • В последнюю треть века в немецкой литературе происходит бурное развитие, в ней сосуществуют и сменяют друга самые противоречивые тенденции. Всё большее внимание привлекают идеи сентиментализма, который начал развиваться ещё с 1740 -х гг. В этот период творили два великих классика немецкой литературы – Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг Гёте.
• Два самых крупных явления немецкой литературы этого периода – это движение «БУРЯ И НАТИСК» и течение «ВЕЙМАРСКАЯ КЛАССИКА» . • Движение «Буря и натиск» – немецкий вариант позднего европейского сентиментализма. Теоретиком был Гердер. Оно развивалось в 2 периода: 1) 1770 -е гг. (Гердер; Гёте); 2) конец 1770 -х– 1 пол. 1780 -х гг. (Шиллер).
Основные особенности мировоззрения и эстетики • 1. Общие принципы сентиментализма – руссоизм, культ природы и чувства, противопоставление страсти рассудку. • 2. Критический дух, отрицание деспотизма. Протест против любого насилия над личностью. • 3. В других странах – отдельные писатели, в Германии – целое движение (более 30 человек).
• 4. Историзм, культ германской старины. Интерес к фольклору. • 5. Тип героя: яркая, сильная личность, индивидуалист, который вступает в конфликт с косной средой. • 6. Многожанровость: поэзия, проза, драматургия, теоретические работы Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска» : Гёте – роман «Страдания юного Вертера» ; Шиллер – драмы «Разбойники» , «Коварство и любовь» . «Веймарская классика» – период позднего творчества Гёте и Шиллера. Термин происходит от названия города Веймар, где жили Гёте и Шиллер.
• 1) «Классический период» связан с возвращением к принципам античного искусства, но в новом качестве. Античность воспринималась великими поэтами не как предмет для копирования, а как источник вдохновения. Гёте и Шиллер считали главной целью и современного, и античного искусства гуманизм. Важно не копировать античное искусство, а искать, стремиться вперёд, к будущему. • 2) Стремление отразить в искусстве «вечные» вопросы, к обобщениям, всемирно-историческим, философским проблемам. «Великие образы» , высокие идеи.
• 3) Новый тип героя: обобщённый образ, более идеализированный и эстетизированный. Произведения Шиллера периода Веймара: драмы «Орлеанская дева» , «Мария Стюарт» , «Вильгельм Телль» ; исторические и теоретические трактаты баллады. Произведения Гёте периода Веймара: статьи по искусству, драмы баллады, дилогия романов «Годы учения Вильгельма Майстера» и «Годы странствий Вильгельма Майстера» , автобиографическая книга «Поэзия и правда» , закончен «Фауст» .
• Философская трагедия «Фауст» является главным произведением всей жизни великого Гёте (он создавал её в течение всего творчества – почти 60 лет – и закончил перед смертью) и главным произведением всей классической эпохи. «Фауст» – это своеобразный итог всего века и развития европейской литературы целой эпохи. Произведение строится на основе средневековой легенды о чернокнижнике Фаусте, который продаёт душу дьяволу. Гёте переосмысливает этот известный сюжет в духе просветительских и гуманистических идей.
• Фауст – учёный, стремящийся не только к самым широким знаниям, но и приходящий к мысли о необходимости служения знаний людям. Герой проходит множество испытаний. Его сопровождает Мефистофель – чёрт, «дух отрицания» . Это две вечные противоположности: Фауст – созидатель, он неудовлетворён своими достижениями, он в вечном поиске; Мефистофель – циник, пресыщенный знанием о жизни и людях, он пытается доказать, что люди хуже животных, что они растрачивают свой разум впустую.
• Договор человека и чёрта должен доказать или опровергнуть основную проблему: в чём суть человека, смысл его существования – в высоких стремлениях или в земном, сиюминутном, прозаическом? Творчеством Гёте и Шиллера завершается целая эпоха в искусстве XVII–XVIII веков. Оно развивалось позднее и «перешагнуло» границу нового XIX века.
Особенности Просвещения в Германии.pptx