Особенности мифологического сознания.ppt
- Количество слайдов: 19
Особенности мифологического сознания
Особенности мифологического сознания Инкорпорированность Синкретизм
Инкорпорированность мышления t t Первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды, природной и социальной Тесная связь с природой всей жизни человека выражается в перенесении человеком на природные объекты своих свойств, чувств и отношений Из очеловечивании окружающей среды вытекает всеобщая персонификация в мифах и широкое метафорическое сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Безусловная и всесторонняя зависимость от родового коллектива порождает представление о том, что всякий индивид в состоянии быть носителем качеств и свойств другого индивидуума и всего коллектива
Синкретизм мышления t t Первобытное мышление характеризуется логической диффузностью, нерасчлененностью, оно еще отчетливо не отделилось от эмоциональной, аффектно-моторной сферы. Слабое развитие абстрактного мышления. Мифологическое мышление характеризуется преобладанием конкретно-чувственных представлений. Мифологическое мышление не отличает субъекта от объекта, части от целого, вещи от свойства, общего от частного, предмета от имени, естественного от сверхъестественного, материального от идеального. и т. п. Понятие субстанции еще не выделилось из общей смутной и нерасчлененной сферы человеческого мышления и сознания. Нет представлений об устойчивости материи, поэтому вещь может превращаться в любую другую вещь, иметь свойства и особенности любой другой вещи.
Особенности причинноследственных отношений n n n Причинно-следственный процесс как процесс трансформации объекта, материальная метаморфоза. Генетический принцип решения мировоззренческих вопросов в мифологии (генетизм мифологического сознания). Событие, произошедшее в мифические времена, как прецедент, образец для воспроизведения (парадигматизм мифологического сознания).
Представления о времени в мифологическом сознании n n n Большая временная дистанция в мифе между мифологическим событием и настоящим моментом. Ориентация мифологического сознания на прошлое, начальные сакральные времена. Резкое разграничение сакрального (священного) и профанного (неосвященного, не священного) времени (дихотомическая модель времени).
Представления о времени в мифологическом сознании Два аспекта мифа: 1) рассказ о прошлом (диахронический) 2) средство объяснения настоящего, иногда будущего (синхронический)
Особенности мифологического сознания Этиологизм (объяснительный элемент) мифа. n Санкционирование существующего космического и социального порядка, приспособление человека к природе и социуму как функция всякого мифа. n Регулярное воспроизведение мифов в ритуалах. n
Соотношение мифа и ритуала Культовые мифы: момент обоснования, оправдания превалирует над этиологическим моментом. n Эсотерическая (обращенная внутрь) сторона религиозной мифологии. n Экзотерическая сторона религиозной мифологии.
Периоды развития мифологии Хтоническая Олимпийская мифология Греч. chthōn земля • • • Ранняя классика Поздний героизм Поздняя классика
Хтоническая мифология Фетишизм Анимизм Антропоморфизм Миксантропичекие существа Тератология
Олимпийская мифология. Ранняя классика n n n Героическая, олимпийская или классическая мифология, основана на гармоничном и художественном восприятии мира Появляются боги нового типа (олимпийские). Вся жизнь отображается в мифах в совершенно новом оформлении
Олимпийская мифология. Ранняя классика n n n Развитый человеческий труд получает свое отражение в мифологии Появляются знаменитые мифические художники Боги и герои расправляются со всеми чудовищами, тем самым гармонизируя мир, вытесняя из него последние признаки хаоса
Олимпийская мифология. Ранняя классика n n Геракл – герой наивысшего расцвета героической эпохи. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены, он истребитель чудовищ, победитель природы, победитель матриархата. Два подвига, которыми он превзошел всех героев, – яблоки Гесперид и пес Кербер – стали апофеозом человеческой мощи и героического дерзания.
Олимпийская мифология. Поздний героизм n n Люди еще более смелеют и их самостоятельность по отношению к богам растет. Появляются многочисленные мифы о состязании смертных с богами в красоте, искусстве, претензии смертных на богинь и т. д. Для этой эпохи характерны также мифы о родовом проклятии «Высшая» и «низшая» мифология
Олимпийская мифология. Поздняя классика. n n Мифология периода литературной классики насыщена серьезными идеями, хотя антропоморфизм во многом становится лишь внешней художественной формой. В эллинистическую и римскую эпохи мифология окончательно превращается в чисто литературный прием.
Обязательная литература n n n n Гомер. Илиада: Пер. Н. И. Гнедича. М. , 1981. Гомер. Одиссея: Пер. В. А. Жуковского. М. , 1981. Гесиод. Теогония. Работы и дни: Пер. В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М. , 1963. С. 141 – 202. То же в: Античная литература. Греция. Антология. М. , 1989. Ч. 1. С. 58 – 72. То же в: Эллинские поэты VII – III века до н. э. : Эпос, элегия, ямбы, мелика. М. : Ладомир, 1999. С. 29 – 68. Овидий. Метаморфозы. М. 1972. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М. : Просвещение, 1975 (и последующие издания). Лосев А. Ф. Античная литература. М. : Асар, 2001. С. 12 – 26. Немировский А. И. Мифы древней Эллады. М. , 1992. Токарев С. А. , Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: В 2 т. М. : Советская энциклопедия, 1980 (и последующие издания). Т. 1. С.
Дополнительная литература n n n n n Аполлодор Мифологическая библиотека. М. , 1972. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М. , 1987. Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. СПб. : Кристалл, 2001 (или другие издания). Грейвс Р Мифы Древней Греции. М. , 1992. Леви-Брюль К. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. , 1937. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. , 1957. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М. , 1996. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2 -е изд. М. , 1996. Мифы народов мира: В 2 т. М. : Советская энциклопедия, 1980 (и последующие издания). Мифологический словарь. Под ред. Е. М. Мелетинского. М. , 1990. Никола М. И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. М. : Флинта: Наука, 2003. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М. , 1989. Тахо-Годи А. А. , Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб. , 1999. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М. , 1978. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М. , 1998. Элиаде М. Аспекты мифа. М. , 1995. Юнг К. Архетип и символ. М. , 1991.
Список иллюстраций 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Паллада и кентавр Сандро Боттичелли, 1482 г. Флоренция, галерея Уффици Нимфы и сатир Адольф-Вильям Бугро, 1873 г. Массачусетс, Институт Изобразительных Искусств Даная Рембрандт ван Рейн, 1636 -47 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Прометей приносит человечеству огонь Генрих Фюгер, 1817 г. Сатурн Агостино ди Дуччо, ок. 1456 г. Римини (Италия), Темпио Малатестиано Деметра и Кора (Персефона) Античная керамика Фрагмент Афинского лекифа, ок. 450425 гг. до н. э. Афины, Национальный археологический музей Похищение Прозерпины Джанлоренцо Бернини, 1621 -22 гг. Рим, галерея Боргезе Борис Валеджо Битва кентавров Антефикс в виде головы Медузы Горгоны из Капуи. Кампания. VI в. до н. э. "Аполлон Бельведерский", мрамор копия XVIII в. с античного оригинала Венера Милосская мрамор высота 2, 02 м Лувр Эдип и Сфинкс Гюстав Моро, 1864 г. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен Беллерофонт, сражающийся с Химерой Иоганн Непомук Шаллер, 1821 г. Вена, Австрийская галерея Бельведер "Геракл на отдыхе" бронза высота 42, 5 см Лувр "Геракл в борьбе со львом" мраморная римская копия с бронзовой скульптуры Лисиппа Входила в цикл "Подвиги Геракла", созданный по заказу города Ализии в Акарнании. Санкт-Петербург, Эрмитаж Дедал и Икар Людовицо Лана. Рим, галерея Дория-Памфили Наказание Марсия Тициан, 1575 -76 гг. Кромериц (Чехия), Государственный музей "Купидон" Antoine-Denis Chaudet 1802 -1807 мрамор, высота 0, 80 м Лувр
Особенности мифологического сознания.ppt