Особенности конструирования образа героя в журналистике экстремальных ситуаций.pptx
- Количество слайдов: 9
Особенности конструирования образа героя в журналистике экстремальных ситуаций
Герой – это… • Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее значение слова «герой» : «человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности» .
Герой в практике журналиста • В практической журналистике понятие «герой» трактуется гораздо шире: это человек, вокруг личности которого строится композиция газетного, журнального, телевизионного или радийного материала. Анализ публикаций во многих российских изданиях, посылавших своих корреспондентов в горячие точки, позволяет определить некоторые общие закономерности при разработке образа героя. Герой характеризуется посредством передачи в газетных, журнальных публикациях, материалах электронных СМИ комплекса черт, которые представляются читателям как неординарные, безусловно, значимые для страны, народа, большой социальной группы: смелость, решительность, высокий профессионализм, патриотизм, готовность к подвигу, к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
«Классический» герой • «Классический» герой фронтового журналистского материала – простой человек (солдат, офицер, вовлеченный в конфликт гражданский человек), честно, превозмогая опасность, исполняющий свой долг, сознательно идущий на самопожертвование во имя других.
Обоснование подвига • Обоснование подвига героя может быть связанным с теми или иными идеологическими установками. Причем эти установки носят как глобальный характер – «спасти мир от коричневой чумы» , «противостоять радикальному исламу» , «отстоять свободу и демократию» , «исполнить долг воина, интернационалиста» , «защитить братские народы» , – так и локальный – «защитить Родину» , «быть верным традициям отцов» , «проявить патриотизм» , «выполнить приказ» , «бороться за интересы страны» и т. д.
Герой на фоне • Портрет героя часто бывает групповым. И это понятно, ведь бои не выигрываются одиночками, успех той или иной боевой операции решается слаженными действиями всего подразделения. • Журналистами часто используется прием, когда герой показывается на фоне сильного противника. • Так осуществляется противопоставление идеологий, жизненных принципов, государственных устоев. Чем более сильного противника побеждает в итоге герой повествования, тем сильнее выглядит и он сам:
Герой вопреки • Часто, стремясь выявить причинно-следственные связи того или иного боевого конфликта, журналисты при формировании образа героя применяют прием, который условно можно было бы назвать «герой вопреки» . Герои таких материалов обычно вовсе не • стремятся к каким-то «героическим» поступкам, но оказываются в ситуациях, когда вынуждены проявить свои лучшие качества, отмобилизовать для своего спасения и спасения окружающих людей все свои физические и моральные силы. То есть героизм одних • компенсирует трусость или непрофессионализм других.
Герой-жертва • Героем материала, подготовленного непосредственно из региона, где идут боевые • действия, может быть и человек, на которого не возложены какие-то служебные задачи, который не призван должностными обязанностями, уставами быть мужественным и самоотверженным. Такой тип героя журналистской публикации можно назвать «героем-жертвой» .
Герой и журналист • Умение журналиста осмыслить и точно выстроить образ героя своего материала, показать его на фоне вооруженного конфликта, выделить значимые черты портрета героя и донести их до читателя во многом предопределяют успех публикации. Это осмысление вряд ли возможно без другого очень важного умения – способности к системному анализу, к применению для обработки имеющейся информации многочисленных аналитических методик.
Особенности конструирования образа героя в журналистике экстремальных ситуаций.pptx