ES_Проектирование.pptx
- Количество слайдов: 30
Основы UCD (User Centered Design) Ярослав Табаков Директор по развитию Astra Media Group
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
User Centered Design Понятия и определения Определение интерфейса Интерфе йс — совокупность возможностей, способов и методов взаимодействия двух систем. В случае, если одна из взаимодействующих систем — человек, чаще говорят лишь о второй системе, то есть об интерфейсе той системы, с которой человек взаимодействует. Ключевые слова • Совокупность возможностей – означает их ограничение • Человек – функционирующая система • Взаимодействие – человек воздействует на систему, а она на человека 3 30
User Centered Design Понятия и определения Пример интерфейса 4 39
User Centered Design Понятия и определения Компьютерный интерфейс Интерфейс программы обеспечивает взаимодействие человека и программы • Человек отдает команды, а система подчиняется и отвечает • Периодически система отдает команды, а человек подчиняется • Иногда человек отдает команды, а система не подчиняется, или не отвечает Элементы интерфейса: • Система ввода запросов; • Система вывода результатов; • Элементы управления в контексте выводимых результатов, • Запросы системы к пользователю, • Элементы оформления и визуализации. 5 30
User Centered Design Понятия и определения Стандарт ISO 9241 -11, определение USABILITY Степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью. Ключевые слова • Определенные пользователи – не пытаемся делать «юзабельно» для всех; • Контекст – условия, в которых происходит взаимодействие, определяют опыт; • Цели – без понимания пользовательских целей нет смысла говорить о «юзабельности» ; • Эффективность – способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий; • Продуктивность – плодотворность и результативность деятельности, достижение цели; • Удовлетворенность - субъективная (позитивная) оценка окружающей действительности, эмоциональное состояние человека после достижения цели. 6 30
User Centered Design Понятия и определения Определение UCD User Centered Design – тип дизайна пользовательского интерфейса и процесс, в котором потребностям, желаниям и ограничениям конечных пользователей продукта уделяется большое внимание на каждом этапе процесса проектирования. Стандарт ISO 9241 -210, ключевые принципы UCD • Проектирование базируется на прозрачном понимании пользователей системы, их задач и условий работы. • Пользователи задействуются во всем процессе проектирования и разработки. • Проект управляется и совершенствуется на основе пользовательской оценки. • Этот процесс является итеративным. • Проектирование учитывает весь опыт взаимодействия. • Проектная группа владеет междисциплинарными знаниями и навыками. 7 30
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ МАРКЕТИНГА
User Centered Design Лирическое отступление Буквально два слова о маркетинге Продвижение 9 30
User Centered Design Лирическое отступление Дорожная карта Сбор данных о продукте и бизнесе заказчика Исследование целевой аудитории и пользователей Сегментирование пользователей, создание персонажей Создание сценариев взаимодействия Построение объектно-информационной модели Построение навигационной диаграммы и диаграммы путей Компоновка экранов, прототипирование Валидация, проверка необходимой достаточности 10 30
АНАЛИТИКА: ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ПРОДУКТА
User Centered Design Аналитика: формирование идеи продукта Исследование бизнеса • Изучение особенностей бизнеса и конкурентов; • Изучение структуры товаров и услуг; • Формирование идеи бренда; • Уникальное торговое предложение; • Определение маркетинговых целей; • Изучение/выбор стратегии позиционирования. 12 30
User Centered Design Аналитика: формирование идеи продукта Имидж и позиционирование • Логотип – еще не брендинг; • Фирменные цвета – еще не позиционирование; • Сайт – это место продаж, как магазин или офис, отнеситесь к его оформлению как к оформлению магазина; • Приведите имидж сайта в соответствие с имиджем компании офлайн; • Сообщите пользователю (без слов), где он находится и чего ему ждать; • Послание должно соответствовать ожиданиям аудитории; • Убедитесь, что окружение не меняет смысл послания. 13 30
User Centered Design Аналитика: формирование идеи продукта Имиджевое послание Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. • Сформулируйте несколько (5) прилагательных, с которыми хотите ассоциировать бренд; • Весь фирменный стиль подчините соответствию этим эпитетам: • Логотип, • Фирменные цвета, • Оформление и визуальные примитивы; • Учитывайте ваше послание при проектировании сайта. 14 30
АНАЛИТИКА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Исследование пользователей Кто? Зачем? Как? 16 30
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Анализ целевой аудитории: • Выявление ключевых характеристик основных групп ЦА; • Формирование персон, представляющих каждую из групп; • Описание их потребностей, контекста и поведенческих стереотипов. Методы анализа: • Наблюдения, эксперимент, дневниковые исследования; • Интервью с потребителями; • Анализ статистики; • Массовые опросы; • Опрос представителей бизнеса, экспертные гипотезы. 17 30
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Почему статистики недостаточно 18 30
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Персонажи Персона, персонаж – конкретный и специфичный представитель группы пользователей. Объединяет наиболее характерные для группы представителей целевой аудитории черты личности, среду и задачи в системе в образе конкретного человека. Характеристики Составляющие • Должен быть конкретным, • Цели, • Должен быть воображаемым, • Социальное положение, • Описание должно быть подробным, а не идеальным. • Описание жизненной ситуации, • Описание окружения, • Уровень подготовки, • Запрос и ожидания. 19 30
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Пример персонажа Наташа (Санкт-Петербург, 28 лет) Наталья юрист по образованию, работает в крупной фирме по специальности. Муж неплохо зарабатывает, и достаток семьи позволил ей безболезненно уйти в декретный отпуск на достаточно длительный срок. Сейчас отпуск подходит к концу, Наталья планирует вернуться к активной работе и жизни деловой женщины. Наталья привыкла выглядеть стильно, производить впечатление. Для ее круга важны внешние атрибуты успешности, поэтому иногда семья позволяет себе расходы сверх необходимого для жизни, но важные для поддержания статуса. Наталья много пользуется интернетом, совершает в нем покупки, умеет искать нужную информацию. Задача После декретного отпуска и кормления у Наташи накопилось недовольство своей фигурой, усталость и стресс. Хочется скорее «вернуться в форму» , почувствовать себя снова красивой и молодой. Вернуть ощущение, что жизнь полная радости и красоты с рождением ребенка не закончилась, что все еще только начинается. Условия и опасения Несмотря на приличный уровень доходов, фактор цены важен. Нужно маленькое чудо за приемлемые деньги и в короткие сроки. Скорость и гарантия результата важны, если бы она могла ждать, она пошла бы заниматься спортом. На принятие решения активно влияет муж. Он скептически относится к медицинскому решению задачи, но готов уступить из любви к жене. Однако, в чьи угодно руки он ее не отдаст, нужны рекомендации и гарантии. 20 30
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Сценарии взаимодействия Сценарий – описание действий, которые совершает пользователь в системе для решения своих задач, а также причин этих действий. Вопросы, на которые нужно ответить • Что захочет сделать пользователь? • Зачем он это сделает? • Какого результата он ожидает? • Как это ведет к достижению целей бизнеса? • Какие барьеры ему придется преодолеть? • Какие стимулы можно для него создать? 21 30
User Centered Design Аналитика: исследование пользователей Пример описательного сценария 1 Знакомство с сайтом Наташа заходит на сайт и убеждается, что она на сайте клиники в центре Санкт-Петербурга. Проверяет, что в этой клинике действительно могут решить ее задачу с нужным качеством и ценой. 2 Вовлечение в изучение Обращает внимание на рекомендуемые процедуры и процедуры, которые подпадают под акции. Если она не уверена, что эти процедуры подходят, продолжит изучение услуг клиники. 3 Поиск решения задачи Наташу интересуют быстрые, эффективные и безоперационные способы убрать появившиеся отложения, подтянуть живот, убрать растяжки. 4 Изучение процедур Откроет заинтересовавшую процедуру, чтобы посмотреть подробности, описание, фото и отзывы. 5 Выбор процедур, Наташу заинтересовало несколько процедур, ей нужно понять, какая ей лучше подходит. решающих задачу Перед ней стоит задача разобраться в деталях и сделать выбор. 6 7 Изучение дополнительной информации Наташа изучает подробности процедур: болезненность, длительность процедуры или курса, длительность и надежность эффекта, показания и противопоказания, побочные эффекты, условия проведения и подготовки, отзывы, стоимость. Звонок в клинику, Наташа советуется с мужем и подругами. Это занимает какое-то время. Наконец, она решает получить дополнительную информацию уже в клинике. запись на прием Наташа решает записаться на консультацию, используя телефон, или форму записи. 22 30
ПРОЕКТИРОВАНИЕ: МЕСТО ПРОДАЖ
User Centered Design Проектирование: место продаж Понятие объекта Объект – отдельная смысловая сущность предметной области, с которой взаимодействует пользователи (интерфейсные элементы - "кнопка" или "чекбокс", объектами не являются). Можно выделить 3 типа объектов: • информационные (статья, прайс-лист), • функциональные (калькулятор), • сервисные (поисковая строка). Объекты строятся на основе требований бизнеса и сценариев пользователя. Для этого из сценария пользователя надо выбрать все существительные, которые имеют отношение к проектируемому продукту, и после этого определить, какие из них являются объектами. 24 30
User Centered Design Проектирование: место продаж Выделение объектов Карина приходит на сайт из поиска, по запросам, связанным с отдыхом на курортах России. Главная её цель – узнать, какие есть предложения на интересующие ее даты. • Поиск по основным критериям. На главной странице Карина ввела даты, количество мест для взрослых и детей. Карина увидела, что в выдаче очень много предложений. Это её приятно удивило, она обратила внимание на возможность расширенного поиска. • Поиск по расширенным критериям. Карина перешла в расширенный поиск и ввела все интересующие её параметры о количестве детских мест, желаемом сервисе и условиях в ОР (для детей ей хотелось бы, чтобы был аквапарк, а для себя – сауна), наличии достопримечательностей. • Просмотр предложений. В поисковой выдаче Карина тщательно просмотрела первые несколько предложений. Больше всего её интересуют предлагаемые услуги. • Акции и скидки. Кроме основных выведенных предложений Карина обратила внимание на скидки на некоторых курортах. Её заинтересовало одно из выгодных предложений, потому что оно действовало как раз в нужные для неё даты • Сравнение альтернатив. Карина нашла в выдаче несколько интересных мест отдыха на курортах Краснодарского края. Она отложила их для сравнения в «Избранное» , чтобы вечером показать мужу. Также она добавила к сравнению и предложение со скидкой. • Бронирование и оплата. Посоветовавшись с мужем и выбрав наиболее подходящее предложение, Карина решает купить его. Карина опасается того, что сайт может сработать ненадёжно и поэтому она предпочитает оплачивать тур наличными в офисе турагентства. Она смотрит контакты агентства, звонит, уточняет предлагаемые условия тура и договаривается о встрече. Печатает схему проезда. 25 30
User Centered Design Проектирование: место продаж Построение объектной модели Объект Мощность Поиск Один Предложения со скидками Множество Представление Действия Атрибуты • Свернутый • Расширенный • Искать • Редактировать • Очистить • Список • Детальное • • • Открыть Сравнить Распечатать Переслать Забронировать • • • Список • Детальное • • • Открыть Сравнить Распечатать Переслать Забронировать • Предложение • Скидка Добавить Удалить Открыть Сравнить Избранное Один • Детальное • • Схема проезда Один • Детальное • Распечатать 26 30 • Название • Описание Страна(ы) Тело (описание) Фотографии Даты Стоимость • Предложения • Адрес • Карта (схема)
User Centered Design Проектирование: место продаж Навигация: Mind map Назначение • • • Для генерации идей Для проектирования иерархий Для сбора и первичного анализа информации – – Категоризация Связанность Порядок создания • • Определить цель, поместить ее в центр Связанные понятия размещать на «ветвях» Фиксировать все, что попадает в фокус внимания По мере заполнения определять, не надо ли переместить ветви 27 30
User Centered Design Проектирование: место продаж Быстрое прототипирование Прототипирование — это быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы как отдельных элементов системы, так и системы в целом. Способы быстрого прототипирования Бумажное прототипирование — самый простой и быстрый метод создания прототипов сайтов. Для того чтобы создать прототип достаточно взять лист бумаги и карандаш. Прототипирование при помощь специализированного ПО — наиболее целесообразный способ проектирования, поскольку позволяет организовать процесс проектирования в комплексе и выполнить все поставленные задачи Прототипирование при помощи не специализированного ПО — быстрый способ реализовать задуманное не прибегая к изучению специализированного ПО. 28 30
User Centered Design Проектирование: место продаж Методы быстрого прототипирования Бумажное прототипирование - достоинства • Скорость. • Фиксация идеи. • Легкость изменения. • Дешевое тестирование. • Легкость создания. • Живое тестирование. • Прозрачность интерфейса. • Доступность. • Комментирование. 29 30
СПАСИБО! А теперь попробуем это на практике…
ES_Проектирование.pptx