Скачать презентацию ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ДРЕВНОСТИ Скачать презентацию ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ДРЕВНОСТИ

2.4Основы мировых религиозных культур-2.pptx

  • Количество слайдов: 49

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ДРЕВНОСТИ q. Становление военных империй древности q. Обесценивание человеческой жизни q. Потребность ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ДРЕВНОСТИ q. Становление военных империй древности q. Обесценивание человеческой жизни q. Потребность беспомощных людей в защите от ужасов окружающего мира q. Рождение религий спасения, в которых высшие силы являются идеалом справедливости и добра. q. От мифа – к религии спасения: от сущего – к должному

РЕЛИГИИ СПАСЕНИЯ q Иудаизм (Моисей, верность завету, вера в Мессию и учение о вечном РЕЛИГИИ СПАСЕНИЯ q Иудаизм (Моисей, верность завету, вера в Мессию и учение о вечном царстве) q Буддизм (Будда Шакьямуни, непричинение вреда живым существам, учение о нирване) q Индуизм (аскеза) q Джайнизм (личное освобождение от зла) q Зороастризм (Заратуштра, учение о борьбе добра со злом) q Даосизм (Лао-цзы, учение о великом недеянии) q Конфуцианство (Конфуций, учение о человечности) q Древнегреческая философия (от мифа – к логосу, интерес к человеку-гражданину) q Христианство (Иисус Христос, учение о добре, зле, грехе, воздаянии и Втором пришествии) q Ислам (Мухаммад, учение о покорности Аллаху, о праведном и греховном, о Судном дне) и т. д.

 «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» q. Появление человека современного умственного и нравственного типа. q. Закладывание основ «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» q. Появление человека современного умственного и нравственного типа. q. Закладывание основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам): на пути от локальной истории к мировой. q. Человек ищет выход из тупика безжалостной реальности в духовных исканиях. Вещания пророков дают возможность нравственного выбора. q. Религии спасения обращают сознание верующих на инобытие, которое становится приоритетным для них по сравнению с реальностью. q Осевое время - время критики существующих порядков, реформаторов и бунтарей, ниспровергателей устоев.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? q Термин «религия» происходит от латинского religare - связывать, привязывать. q ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? q Термин «религия» происходит от латинского religare - связывать, привязывать. q Религия - это тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни. Религия создает целостный взгляд на мир. q В основе религии лежат вера в реальное существование Бога или божеств и чувство связанности с ним, зависимости от него, его почтения и почитания. q Религия дает критерии добра и зла. q Всеобщность религии в пространстве и во времени - один из самых удивительных фактов всемирной истории. q Религия определяет поведение человека, его повседневность и совершение соответствующих религиозных действий.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ q Вера в Божественное откровение, слово самого Бога, которое даёт людям знание ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ q Вера в Божественное откровение, слово самого Бога, которое даёт людям знание о Нём. q Проводниками откровения выступают избранные люди ― пророки. q Письменный канон - переданное через пророков откровение, записанное в священных книгах, называемых Священным писанием. q Наличие культовых сооружений, лиц, выполняющих особые функции q Учение о вечной жизни, загробном, посмертном существовании человека, его души. q Религиозная идентичность, религиозные праздники, обряды, посты, паломничество. q Различение добра и зла, представление о совести как о нравственном законе в человеке. q Знание сакральных текстов (молитв, духовных песнопений, заповедей, религиозных мифов) и других авторитетных текстов (например, Жития святых). q Политические конструкции (представления о православном царе, Святой Руси, Третьем Риме у православных, представление о необходимости возрождения Халифата у мусульман и т. д. )

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ (БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ) q. Наличие последователей среди представителей разных народов q. Наличие МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ (БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ) q. Наличие последователей среди представителей разных народов q. Наличие канонических текстов (писаный канон) q. Активное миссионерство или прозелитизм (насильственная вербовка новых членов путём обращения в веру).

ТЕРРИТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИУДАИЗМА ТЕРРИТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИУДАИЗМА

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАТОЛИЦИЗМА АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАТОЛИЦИЗМА

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Общая численность православных составила в 2003 г. 180 млн. человек. ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Общая численность православных составила в 2003 г. 180 млн. человек. Таким образом, православные составляют 3 % населения мира и 9 % от числа всех христиан. Наибольшее число православных сосредоточено в России – 84 млн. Православные живут также в Украине (32 млн. ), в Румынии (19 млн. ), Греции (около 10 млн. ), Белоруссии (около 9 млн. ), Болгарии (около 7 млн. ), Сербии и Черногории (около 6 млн. ), Молдавии (2, 5 млн. ), Македонии (1, 3 млн. ), в Польше (1 млн. ), Боснии и Герцеговине (свыше 800 тыс. ), Албании (свыше 750 тыс. ), Германии (свыше 600 тыс. ), Латвии (около 600 тыс. ), Великобритании (свыше 300 тыс. ), Франции (свыше 300 тыс. ), Хорватии (около 300 тыс. ), Эстонии (144 тыс. ), Литве (142 тыс. ), Швеции (около 100 тыс. ) и в других странах.

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА q В мире к 2000 году насчитывалось более 1 млрд. 200 млн. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА q В мире к 2000 году насчитывалось более 1 млрд. 200 млн. мусульман, 44 мусульманских страны. Одна из них находится и в Европе и в Азии (Турция), одна - в Европе (Албания), 16 - в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др. ) и 26 в Азии (Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Афганистан и др. ). В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты, в четырёх - шииты (Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн). q В России ислам - вторая после православия конфессия (около 20 % населения. В России мусульмане преобладают среди местного населения на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкесия), в Татарстане и Башкортостане. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, имеется значительный процент мусульман.

ЦЕНТРЫ ИУДАИЗМА В МИРЕ И РОССИИ ИЕРУСАЛИМ МОСКОВСКАЯ СИНАГОГА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ ЦЕНТРЫ ИУДАИЗМА В МИРЕ И РОССИИ ИЕРУСАЛИМ МОСКОВСКАЯ СИНАГОГА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

ЦЕНТРЫ ИСЛАМА В МИРЕ И РОССИИ МЕККА КАЗАНЬ ЦЕНТРЫ ИСЛАМА В МИРЕ И РОССИИ МЕККА КАЗАНЬ

ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВИЯ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВИЯ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

ЦЕНТРЫ БУДДИЗМА В МИРЕ И РОССИИ ТИБЕТ, ЛХАССА РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН ЦЕНТРЫ БУДДИЗМА В МИРЕ И РОССИИ ТИБЕТ, ЛХАССА РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН

БОГ, ЧЕЛОВЕК, МИР БОГ, ЧЕЛОВЕК, МИР

ХРИСТИАНСТВО ХРИСТИАНСТВО

ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРОУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ q объединяющая всех христиан заповедь Божия ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРОУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ q объединяющая всех христиан заповедь Божия о любви к ближнему; q текст Священного Писания, понимаемый как богодухновенное откровение и почитаемый в качестве основного источника человеческой премудрости; из его содержания следуют и остальные общие для всех христиан элементы вероучения: - о Божественной Троице, - о происхождении мира и человека, и о поражении их грехом, - о заповедях и заветах Божиих, - о спасении по милости Божией через веру в Христа, - о Его втором пришествии и конце света и т. д.

ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА q по вопросу о мере участия человека в своём ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА q по вопросу о мере участия человека в своём спасении Католицизм: человек спасается коллективно путём свершения добрых дел и при помощи церкви ( «вне церкви нет спасения); Протестантизм: человек спасается индивидуально, посредством изучения Евангелия, укрепляя веру и религиозные чувства; церковь в этом не нужна, все обладают священством; Православие: человек спасается коллективно, соборно, путём молитвы, выполнения обрядов и духовно-нравственных практик, объединяя усилия всех верующих в Божием труде

ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА qпо вопросу о церковной иерархии: Католицизм: централизованная, монархическая модель ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА qпо вопросу о церковной иерархии: Католицизм: централизованная, монархическая модель церкви Протестантизм: демократическая модель церкви Православие: соборная модель, сочетающая централизацию и автокефалию церквей

ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЦИЗМ ПРОТЕСТАНТИЗМ ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЦИЗМ ПРОТЕСТАНТИЗМ

ВАЖНЕЙШИЕ ПОСТУЛАТЫ ПРАВОСЛАВИЯ СИМВОЛ ВЕРЫ: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и ВАЖНЕЙШИЕ ПОСТУЛАТЫ ПРАВОСЛАВИЯ СИМВОЛ ВЕРЫ: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, будущаго века…» q Бог Отец сотворил из ничего весь существующий мир. q Сын Божий – Иисус Христос по православному учению имеет два естества: божественное и человеческое. Он рожден (а не сотворен) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рожден Девой Марией в результате непорочного зачатия от Святого Духа. q Святой Дух, по православному вероучению, исходит только от Бога Отца.

СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

ПРЕП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ ПРЕП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

ХРАМЫ РУСИ ХРАМЫ РУСИ

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • Конфликт двух концепций труда: нестяжатели и иосифляне ( «молись и ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • Конфликт двух концепций труда: нестяжатели и иосифляне ( «молись и трудись» - заупокойная молитва важнее трудовой деятельности); • преобладающие мотивы труда - духовные основания, высший смысл, общее благо; • более важно само участие в труде, чем его непосредственный результат, смирение и терпение, а не напряжённая активность; • бедность и нужда – не порок, а признак плодотворной и богатой духовной, внутренней жизни, аскетизма, отвлечения от неправедной суеты;

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • внутренние, духовные качества человека определяют степень его совершенства, а не ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • внутренние, духовные качества человека определяют степень его совершенства, а не внешние параметры (положение на социальной лестнице, размеры имущества, внешний вид или профессия); • более приемлемы покой в душе, степенное ожидание исполнения желаний и мечтаний, склонность обсудить проблему, а не сделать что-либо и получить результат «здесь и сейчас» ; • не организация производства, а всеобщая обязанность трудиться; принцип всеобщности служения; • небуржуазность сознания, подозрительное отношение к рыночным, товарно-денежным отношениям;

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • основное внимание обращалось не на эффективное производство, а на справедливое ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • основное внимание обращалось не на эффективное производство, а на справедливое распределение благ, вплоть до равенства в нищете; • социальные гарантии получения своей доли распределяемого важнее, чем экономические свободы; часть труда необходимо было отдать безвозмездно на общее благо; • не конкурентоспособность и индивидуальный успех, а помощь слабым и страждущим как особая добродетель в условиях представлений о коллективном характере спасения; нежелание решать проблему слабых рассматривалось как вызов всему обществу, гордыня, не имеющая смысла.

РУССКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА q Специфические природно-климатические и погодные условия самой северной в мире цивилизации РУССКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА q Специфические природно-климатические и погодные условия самой северной в мире цивилизации (неравномерное распределение трудовых усилий по временам года и авральный характер труда, коллективистские принципы всеобщего трудового участия, экстенсивный характер производства) q Ценность мастера на все руки, а не узкого профессионала как следствие нерыночной экономики (натурального хозяйства) q Отсутствие ориентации на качество и конечный результат труда, сосредоточение внимания на процессе труда.

КАТОЛИЦИЗМ КАТОЛИЦИЗМ

ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ КАТОЛИЦИЗМА ОТ ДРУГИХ ВЕТВЕЙ ХРИСТИАНСТВА q учение о непогрешимости папского слова ex ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ КАТОЛИЦИЗМА ОТ ДРУГИХ ВЕТВЕЙ ХРИСТИАНСТВА q учение о непогрешимости папского слова ex cathedra; qцелибат священства; qучение о чистилище; q учение о непорочном зачатии Девы Марии и о Её телесном вознесении; широкое почитание Девы Марии; q нерасторжимость таинства брака; q принцип филиокве. ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР

ПАПА РИМСКИЙ ПАПА РИМСКИЙ

КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ

В КАТОЛИЧЕСКОМ ХРАМЕ В КАТОЛИЧЕСКОМ ХРАМЕ

ПРОТЕСТАНТИЗМ (КАЛЬВИНИЗМ) ПРОТЕСТАНТИЗМ (КАЛЬВИНИЗМ)

ПРОТЕСТАНТИЗМ - абсолютный примат Библии (Священного Писания) и пренебрежение церковной традицией (Священным Приданием), - ПРОТЕСТАНТИЗМ - абсолютный примат Библии (Священного Писания) и пренебрежение церковной традицией (Священным Приданием), - отказ от почитания святых, - отказ от внешней атрибутики и зрительной образности в богослужении (например, крестного знамения), - признание всеобщего священства и, соответственно, непризнание ни апостольской преемственности в рукоположении священнослужителей, ни института монашества, - крещение во взрослом возрасте по личному покаянию уверовавшего и некоторые другие.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА МАРТИН ЛЮТЕР ЖАН КАЛЬВИН ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА МАРТИН ЛЮТЕР ЖАН КАЛЬВИН

ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА qидеи гражданского общества и правового государства (утверждение конституционноправовых основ жизни общества, ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА qидеи гражданского общества и правового государства (утверждение конституционноправовых основ жизни общества, равенство всех перед законом (у кальвинистов – перед Богом и божьим законом); qутверждение принципов федерализма и сильного местного самоуправления, широкого участия населения в управлении делами сообщества.

ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА q права и свободы человека, эмансипация личности; qдоверия к здравому смыслу ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА q права и свободы человека, эмансипация личности; qдоверия к здравому смыслу обычного человека в его самоопределении. Человек, по Кальвину, способен самостоятельно постигать божественные истины и индивидуально искать и находить пути к спасению: никакие авторитеты ему не нужны.

ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА qрационализм (Божественные законы, по Кальвину, можно и нужно познавать рационально, т. ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА qрационализм (Божественные законы, по Кальвину, можно и нужно познавать рационально, т. е. при помощи собственного разума, опыта, эксперимента); qнаучные революции XVII-XIX вв. qпротестантская трудовая и деловая этика

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • культ деловой активности и накопительства, вложения в дело, ответственности за ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • культ деловой активности и накопительства, вложения в дело, ответственности за него и бережливости, репутации и респектабельности, честности по отношению к партнёрам; • доход превыше досуга, труд приравнивается к молитве; труд как божественное призвание; • цель – повышение и демонстрация общественного статуса человека; человек стоит ровно столько, сколько он стоит;

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • режим конкуренции, борьбы, жизни на пределе своих возможностей; • бедность ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА • режим конкуренции, борьбы, жизни на пределе своих возможностей; • бедность - порок, признаком лености, слабости, бесхозяйственности, дурных наклонностей, невезенья – отверженности Богом; • ориентация на результат и эффективность, узкий профессионализм мастера, товары высокого качества, которые успешно конкурируют на рынке; • ответственность за начатое дело, за судьбу всё возрастающей собственности; • стремление к хозяйственной независимости, экономическим свободам.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРОТЕСТАНТ ТРАДИЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРОТЕСТАНТ