Скачать презентацию ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ Лекция 1 1   Понятие Скачать презентацию ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ Лекция 1 1 Понятие

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.ppt

  • Количество слайдов: 73

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ Лекция 1 1 ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ Лекция 1 1

 Понятие формы и ее виды Понятие формы (лат. forma внешний вид, образ) трактуется Понятие формы и ее виды Понятие формы (лат. forma внешний вид, образ) трактуется как: очертания, контур предмета; определенная организованность вещи, комплекса вещей или процесса, возникающая в результате целесообразной деятельности над тем или иным материалом; внешнее, или структурное, выражение определенного содержания. В дизайне различают следующие виды форм: функциональная или утилитарная, определяемая предназначением предмета; конструктивная, требующая знаний свойств материалов; эстетическая, отвечающая художественному вкусу дизайнера. 2

Четыре варианта простейших форм пятна: КВАДРАТ - Законченная, устойчивая (статичная) форма, готовая выражать утверждающие Четыре варианта простейших форм пятна: КВАДРАТ - Законченная, устойчивая (статичная) форма, готовая выражать утверждающие образы. ТРЕУГОЛЬНИК активная (динамичная) форма, несущая в себе потенциальные возможности движения. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – неустойчива. КРУГ форма в которой более чем в какой либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро» , «жизнь» , «счастье» , в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными Форма АМЕБЫ выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм вот их эмоциональный диапазон. ЛИНИЯ - С ее помощью определяют границы форм и плоскостей. Линия служит границей, отделяющей изображаемую форму от окружающего ее пространства. 3

 Размер и геометрический вид формы Размеры объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно Размер и геометрический вид формы Размеры объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно по абсолютным и относительным критериям. При абсолютной оценке – происходит сравнение размеров формы с общепринятыми единицами измерения, при относительной с величинами различного значения (другими формами). Неотъемлемым относительным критерием оценки размеров в процессе восприятия является также сравнение формы с размерами собственного человеческого тела Масса – (в отличие от аналогичного понятия, принятого в физике) эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Способность человека визуально определить массу (мысленно оценить тяжесть) основана на огромном опыте, на чувственно практической природе человеческого познания. 4

Геометрическая характеристика формы Геометрический вид определяется: соотношением величин измерений формы по трем координатам пространства. Геометрическая характеристика формы Геометрический вид определяется: соотношением величин измерений формы по трем координатам пространства. прямолинейным, криволинейным, ломаным характером поверхности формы. Геометрический вид формы в связи с соотношением по трем координатам может иметь следующие типовые состояния: объемная форма характеризуется относительным равенством величин протяженности по трем координатам. Куб, шар, где измерения по всем трем направлениям равны, будут являться наиболее типичными для объемной формы. - плоскостная форма характеризуется относительным равенством протяженностей по двум координатам при подчиненной (малой величине) третьей координаты - линейная форма характеризуется преобладанием одного какого либо измерения над двумя другими измерениями предельно малыми, по величине в сравнении с первыми. 5

 Ориентация формы в пространстве Ориентация взаимное расположение формы и среды. Ориентацию формы в Ориентация формы в пространстве Ориентация взаимное расположение формы и среды. Ориентацию формы в среде определяют соотношением ее положения с каким либо ориентиром, присущим среде. Ориентация формы относительно горизонтальной плоскости (с учетом наблюдателя, также всегда сориентированного относительно среды) может стать мощным средством эмоциональной выразительности, сообщая ей такие эмоциональные качества, как устойчивость и неустойчивость. 6

Статичные по своей геометрической характеристике тела куб и шар, будучи наклонно сориентированы с горизонтальной Статичные по своей геометрической характеристике тела куб и шар, будучи наклонно сориентированы с горизонтальной плоскостью, воспринимаются как неустойчивые формы 7

 И наоборот, динамичная по своей геометрической характеристике форма может быть так сориентирована в И наоборот, динамичная по своей геометрической характеристике форма может быть так сориентирована в среде, что создает эмоциональное ощущение устойчивости. Пирамида – пример динамичной устойчивой формы 8

 Светлота, цвет, фактура, текстура Светлота свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на Светлота, цвет, фактура, текстура Светлота свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на нее светового потока. влияет на восприятие других свойств формы: размеров, массы. Например, темные поверхности кажутся меньше, светлые больше; темные формы воспринимаются более тяжелыми, светлые более легкими Цвет свойство структуры поверхности формы избирательно отражать световые лучи определенной длины волны. Как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом, зеленые, голубые, синие, фиолетовые с холодом 9

 Светлота, цвет, фактура, текстура • Текстура выражает только физико механические свойства материала. • Светлота, цвет, фактура, текстура • Текстура выражает только физико механические свойства материала. • Фактура обладает эмоциональной выразительностью. Фактура корректирующее влияет на эмоциональную оценку массы формы в процессе ее восприятия (укрупнение фактуры зрительно увеличивает массу). Фактура кроме того, выражает и характер обработки его поверхности. 10

 Расчлененность формы это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое Расчлененность формы это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из элементов. Расчлененность формы. Увеличение элементов фактуры превращает их в относительно самостоятельные элементы формы, имеющие свои собственные свойства: размеры, геометрическую характеристику и т. д. 11

 ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно пространственной композиции: • Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной; • Объемная композиция имеет относительно равномерное развитие по трем координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты); • Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующими его. 12

Для фронтальной композиции характерно такое расположение элементов, когда поверхности их составляют единый фронт. Фронтальная Для фронтальной композиции характерно такое расположение элементов, когда поверхности их составляют единый фронт. Фронтальная поверхность представляет собой одну из сторон какого либо объема. Зритель может двигаться или в направлении к поверхности, или вдоль нее Такими композициями в архитектуре являются, как правило, фасады зданий, обращенные к пространствам улиц и площадей. 13

Объемная композиция определяется развитием формы по координатным направлениям и таким соотношением массы и пространства, Объемная композиция определяется развитием формы по координатным направлениям и таким соотношением массы и пространства, при котором преобладает именно объем, а пространство композиционно подчинено ему Типы объемной композиции : Существуют три наиболее характерных типа объемной композиции. Первая объемная композиция представляет собой относительно замкнутый объем. Вторая объемная композиция представляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Третья объемная композиция представляет собой сочетание нескольких отдельно стоящих объемов. 14

Пространственную композицию по принципу их организации можно разделить на два вида: Неограниченные пространства - Пространственную композицию по принципу их организации можно разделить на два вида: Неограниченные пространства - пространство организованное вокруг одного или группы архитектурных элементов Ограниченное пространство, ограниченное элементами по периметру. 15

 Качества и свойства композиции Качества обязательные для композиции и обеспечивающие гармоническую целостность формы: Качества и свойства композиции Качества обязательные для композиции и обеспечивающие гармоническую целостность формы: • Пропорциональность • Масштабность • Композиционное равновесие • Целостность формы всех элементов • Колористическое и тональное единство Не менее важные и обязательные качества композиции: Единство стиля (особенно существенное, если речь идет о комплексном проектировании среды) • Образность формы 16

 Свойства композиции Симметрия и асимметрия – 1. Первый и отличительный принцип взаимодействия формы Свойства композиции Симметрия и асимметрия – 1. Первый и отличительный принцип взаимодействия формы с пространством. 2. Определяющая способность пространственной организации. Симметрия – выражение в форме состояния покоя Асимметрия – выражение движения 17

Симметрия - вытекает из закономерностей природы 18 Симметрия - вытекает из закономерностей природы 18

Зеркальная симметрия или симметрия левого и правого 19 Зеркальная симметрия или симметрия левого и правого 19

Осевая или симметрия вращения 20 Осевая или симметрия вращения 20

 ПРОЯВЛЕНИЯ АСИММЕТРИИ В СИММЕТРИЧНЫХ ФОРМАХ • Если появление асимметричного элемента есть результат рациональной ПРОЯВЛЕНИЯ АСИММЕТРИИ В СИММЕТРИЧНЫХ ФОРМАХ • Если появление асимметричного элемента есть результат рациональной компоновки, этот элемент органически связан с остальным объемом и достигнуто композиционное равновесие, то симметричная в целом композиция может получить тонкое своеобразие и оригинальность. 21

 Свойства композиции Симметрия и асимметрия • Асимметрия – понятие противоположное понятию симметрия • Свойства композиции Симметрия и асимметрия • Асимметрия – понятие противоположное понятию симметрия • Дисимметрия – это нюансное отклонение от симметрии • Антисимметрия – симметрия с полярными или контрастными свойствами 22

Антисимметрия 23 Антисимметрия 23

Асимметрия 24 Асимметрия 24

 • Сама по себе симметрия еще не гарантирует гармонии, так же как асимметрия • Сама по себе симметрия еще не гарантирует гармонии, так же как асимметрия ни в коем случае не означает дисгармонии. • Вся история искусства и архитектуры, подтверждает, что асимметричные композиции— и простые, и сложные — с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным. • Итак, главное условие целостности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность 25

 Форма сада – абсолютно симметричная «Сад скульптур» George Carter Garden Design 26 Форма сада – абсолютно симметричная «Сад скульптур» George Carter Garden Design 26

 Форма ассиметричная «Городское пространство» Mark Anthony Walker Associates 27 Форма ассиметричная «Городское пространство» Mark Anthony Walker Associates 27

 Свойства композиции Композиционное равновесие. Равновесие формы – такое ее состояние, при котором все Свойства композиции Композиционное равновесие. Равновесие формы – такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой 28

Уравновешенная композиция из плоскостей, различных по тону работа студента БАУХАУЗА 1930 г 29 Уравновешенная композиция из плоскостей, различных по тону работа студента БАУХАУЗА 1930 г 29

 Свойства композиции Центр композиции ( от лат. Centrum – жало, сосредоточение) 1. Место Свойства композиции Центр композиции ( от лат. Centrum – жало, сосредоточение) 1. Место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. 2. Смысловой центр формы 3. Главное место композиционного построения, относительно которого композиция статично и динамично уравновешена Доминанта – основной элемент композиции 30

Смысловой центр совпадает с центром полотна, ось активно подчеркнута развитием глубину строго симметричных архитектурных Смысловой центр совпадает с центром полотна, ось активно подчеркнута развитием глубину строго симметричных архитектурных деталей «Афинская школа» Рафаэль. 31

Центр композиции активно смещен вправо, к фигуре Христа, все движение подчинено этому центру. «Явление Центр композиции активно смещен вправо, к фигуре Христа, все движение подчинено этому центру. «Явление Христа народу» А. Иванов 32

Планировка участка с четко прослеживающимся композиционным центром – кругом. 33 Планировка участка с четко прослеживающимся композиционным центром – кругом. 33

 Композиция с четко читающимся центром, уравновешена несимметричными, но подобными группами элементов справа и Композиция с четко читающимся центром, уравновешена несимметричными, но подобными группами элементов справа и слева 34

 Свойства композиции Целостность формы 1. Результат умелого, основанного на соблюдении закономерностей соподчинения элементов Свойства композиции Целостность формы 1. Результат умелого, основанного на соблюдении закономерностей соподчинения элементов 2. Система взаимосвязанных элементов 35

Композиционно организованная форма воздействует как система взаимосвязанных элементов Элементы как будто «цепляются» за круг, Композиционно организованная форма воздействует как система взаимосвязанных элементов Элементы как будто «цепляются» за круг, который является композиционным центром. 36

Когда объект имеет простую форму, мы способны сразу оценить ее целостность 37 Когда объект имеет простую форму, мы способны сразу оценить ее целостность 37

 Если форма объекта состоит из многих элементов, сложно организованных, то трудно оценить сразу Если форма объекта состоит из многих элементов, сложно организованных, то трудно оценить сразу ее целостность. Такую форму подвергают анализу, пытаясь выявить позитив и негатив. «Сад в стиле 60 х» Liz Davies Garden Design 38

 Свойства композиции Соподчиненность элементов Главным качеством композиции является гармоничная целостность формы, которая возникает Свойства композиции Соподчиненность элементов Главным качеством композиции является гармоничная целостность формы, которая возникает в результате особого соподчинения всех частей целого 39

Целостность формы объектов со сложным силуэтом во многом зависит от главных формообразующих линий. Прямоугольники Целостность формы объектов со сложным силуэтом во многом зависит от главных формообразующих линий. Прямоугольники и прямые линии. Прочитывается ось. «Сад размышлений» Acres Wild 40

 Композиция построена на спирали с использовании кругов и плавных линий. Четко читается центр Композиция построена на спирали с использовании кругов и плавных линий. Четко читается центр композиции и подчиненные ему элементы. «Сад с высоты птичьего полета» Alex Johnson 41

Часто композиционным центром может выступать элемент, отличающийся от остальных по форме «Разделенный сад» Nigel Часто композиционным центром может выступать элемент, отличающийся от остальных по форме «Разделенный сад» Nigel Fuller 42

 В композиции садового участка дом является центром композиции, остальные элементы будут подчинены и В композиции садового участка дом является центром композиции, остальные элементы будут подчинены и по форме и по стилю. «Сад у деревянного коттеджа» Rachel Myers Garden Design 43

 Свойства композиции Динамичность и статичность принцип взаимодействия формы с пространством позволяет указать место Свойства композиции Динамичность и статичность принцип взаимодействия формы с пространством позволяет указать место любой формы в пространстве 44

 Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной «Лесной Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной «Лесной сад» Sasha Kennedy Svensson 45

Статичная, спокойная планировка «Сад с двойным прудом» Keith Pullan 46 Статичная, спокойная планировка «Сад с двойным прудом» Keith Pullan 46

Какая форма плана? 47 Какая форма плана? 47

 Средства композиции Гармония формы достигается с помощью особых средств: • Пропорции • Масштаб Средства композиции Гармония формы достигается с помощью особых средств: • Пропорции • Масштаб • Контраст • Нюанс • Ритм • Метрические повторы • Характер формы Несколько особняком стоит группа, средств: • Цвет • Тон • Фактура • Текстура • Пластика 48

 Средства композиции Пропорции и пропорционирование ПРОПОРЦИИ (лат. proportio) 1. Соразмерность, определенное отношение частей Средства композиции Пропорции и пропорционирование ПРОПОРЦИИ (лат. proportio) 1. Соразмерность, определенное отношение частей между собой. 2. Соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота) Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были хороши детали формы сами по себе, но если всю ее объемно пространственную структуру не объединяет четкая пропорци ональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. 49

Маленький сад возле частного дома в городе. Соотношение параметров формы по координатам уже способно Маленький сад возле частного дома в городе. Соотношение параметров формы по координатам уже способно создать образ спокойствия и статичности(квадрат), или динамики (вытянутый прямоугольник и треугольник ). 50

 Пропорции в архитектуре – есть понятие отражающее однородность (закономерность) изменений количественной меры при Пропорции в архитектуре – есть понятие отражающее однородность (закономерность) изменений количественной меры при переходах от одной части формы к другой и к форме в целом. Виды закономерных(однородных) изменений величин: • Арифметическая прогрессия • Гармоническая прогрессия • Геометрическая прогрессия 51

 Арифметическая прогрессия – выражается рядом чисел, в котором каждое последующее число больше предыдущего Арифметическая прогрессия – выражается рядом чисел, в котором каждое последующее число больше предыдущего на одну и ту же величину. 52

Гармоническая прогрессия ряд чисел обратный ряду чисел арифметической прогрессии 53 Гармоническая прогрессия ряд чисел обратный ряду чисел арифметической прогрессии 53

 Геометрическая прогрессия – ряд чисел, в котором последующее число больше (или меньше) предыдущего Геометрическая прогрессия – ряд чисел, в котором последующее число больше (или меньше) предыдущего в одно и тоже число раз 54

 Леонардо Математик Фибоначчи (1180 1250) исследовал, что спираль развивается по определенному возрастанию чисел Леонардо Математик Фибоначчи (1180 1250) исследовал, что спираль развивается по определенному возрастанию чисел 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34…. . , в котором каждый последующий член, начиная с 3 го равен сумме двух предыдущих. Отношение между смежными членами такого ряда практически постоянно и равно 1, 62 55

 Замечательным свойством арифметического, гармонического и геометрического рядов является то, что каждое из чисел Замечательным свойством арифметического, гармонического и геометрического рядов является то, что каждое из чисел представляет собой соответственно среднее арифметическое, среднее гармоническое и среднее геометрическое предыдущего и последующего членов. Поэтому числа арифметического, гармонического и геометрического рядов называют средними числами. Средние числа издавна служили архитекторам, скульпторам и художникам в качестве средства достижения гармоничных соотношений. 56

Наиболее известным и в тоже время загадочным рядом средних чисел является Золотое Сечение, которое Наиболее известным и в тоже время загадочным рядом средних чисел является Золотое Сечение, которое выражается числом 1, 618 57

 В Древнем Египте широко использовалась система пропорционирования на основе «Священного Египетского Треугольника» с В Древнем Египте широко использовалась система пропорционирования на основе «Священного Египетского Треугольника» с соотношением сторон 3: 4: 5, позволявшего получать прямой угол 58

 Система пропорционирования на основе «Золотого Прямоугольника» . Каждый раз, когда от сечения отделяется Система пропорционирования на основе «Золотого Прямоугольника» . Каждый раз, когда от сечения отделяется квадрат, размеры оставшегося меньшего прямоугольника пропорциональны размерам оригинала. 59

Простейшим примером модульной системы является масштабная сетка, в которую впишутся и общий абрис и Простейшим примером модульной системы является масштабная сетка, в которую впишутся и общий абрис и детали композиции. При вычерчивании плана участка можно воспользоваться масштабной сеткой, созданной на его основе. 60

 Средства композиции Масштаб и масштабность «Человек есть мера всех вещей» - начертано на Средства композиции Масштаб и масштабность «Человек есть мера всех вещей» - начертано на мраморе Дельфийского храма Стремление приблизить форму к восприятию человека и установить между ними гармоничное взаимодействие – цель многочисленных систем пропорционирования 61

 Масштабная сетка Участок около 6 соток сетка с шагом 2 3 метра Участок Масштабная сетка Участок около 6 соток сетка с шагом 2 3 метра Участок более 15 соток возле дома в пределах трехметровой зоны сетка с шагом 2 3 метра , для остального пространства – увеличить шаг сетки в 2 или 3 раза 62

 Масштабная сетка Проще использовать сетку с квадратными ячейками. Сетку можно развернуть на 30 Масштабная сетка Проще использовать сетку с квадратными ячейками. Сетку можно развернуть на 30 или 45 градусов 63

 Средства композиции Контраст, нюанс, тождество Контраст резкое количественное различие объективного свойства у форм, Средства композиции Контраст, нюанс, тождество Контраст резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления Нюанс - незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие. Тождество это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. 64

 Контраст Сущность композиции, построенной на контрасте – в активности ее визуального воздействия 65 Контраст Сущность композиции, построенной на контрасте – в активности ее визуального воздействия 65

Средства композиции Контраст формы, цвета, текстур и фактур. 66 Средства композиции Контраст формы, цвета, текстур и фактур. 66

 Средства композиции Метр и ритм Метрический повтор или «метр» – неоднократное с одинаковым Средства композиции Метр и ритм Метрический повтор или «метр» – неоднократное с одинаковым интервалом повторение какого либо элемента в ряду. 67

 Средство композиции. Ритм – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или Средство композиции. Ритм – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. 68

 Средства композиции Тени и пластика Пластика формы характеризует особенности объемно пространственной структуры, определяя Средства композиции Тени и пластика Пластика формы характеризует особенности объемно пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями. Пластичная форма— это форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образу ющих. И наоборот, форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная светотеневая структура. 69

 Важным элементом при проектировании является ПЛАН Форма плана План дает главную характеристику формы Важным элементом при проектировании является ПЛАН Форма плана План дает главную характеристику формы пространства. Формы планов пространства делятся на две группы: простую геометрическую сложную геометрическую. 70

ПЛАН 71 ПЛАН 71

Разработка проекта включает: • Выявление идеи композиции • Определение схемы компоновки • Формирование композиционного Разработка проекта включает: • Выявление идеи композиции • Определение схемы компоновки • Формирование композиционного приема 72

 Для ландшафтного проектирования – схема компоновки элементов вытекает из схемы функционально го зонирования Для ландшафтного проектирования – схема компоновки элементов вытекает из схемы функционально го зонирования 73