Скачать презентацию Основы философии Древневосточная философия Философия Древней Индии Скачать презентацию Основы философии Древневосточная философия Философия Древней Индии

восточная философия.ppt

  • Количество слайдов: 38

Основы философии Древневосточная философия Основы философии Древневосточная философия

Философия Древней Индии Философия Древней Индии

Место древневосточной философии в истории философской мысли • Древний Восток считается колыбелью философской мысли. Место древневосточной философии в истории философской мысли • Древний Восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.

Философия Древней Индии • Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там Философия Древней Индии • Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни; об этом говорит хотя бы то, что в обществе уже сложились социальные группы. Это брахманы (жрецы, элита общества), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (низший слой); между ними уже сложились вполне определённые отношения. • В середине второго тысячелетия до н. э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Они говорили на одном из языков индоевропейского происхождения и обладали даром поэтического видения мира. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» /приставка/ - хвалебный стиль, песня, гимн. • Ригведа вобрала в себя миф и ритуал, в таком виде она несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека.

РИГВЕДА • РИГВЕДА - это древнейший источник; он содержит десять книг - Мандалов, включающих РИГВЕДА • РИГВЕДА - это древнейший источник; он содержит десять книг - Мандалов, включающих свыше тысячи гимнов. • Кроме Ригведы существует ещё три вида вед, а именно: Самаведа - Веда напевов, Яджурведа - Веда жертвенных формул, Атхарведа - Веда заклинаний. Каждая из названных Вед имеет четыре ответвления. Например, Ригведа включает Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Последние представляют собой наиболее философскую часть Вед. • Таким образом, можно говорить о ведической литературе представляющей собой относительно самостоятельное явление.

Страница текста Страница текста

Пантеон индуистских богов Индра Варума Агни Митра, убивающий быка Пантеон индуистских богов Индра Варума Агни Митра, убивающий быка

Философские системы Ортодоксальные (признают авторитет Вед) веданта Неортодоксальные (не признают авторитет Вед) джайнизм санкхья Философские системы Ортодоксальные (признают авторитет Вед) веданта Неортодоксальные (не признают авторитет Вед) джайнизм санкхья йога чарвака буддизм

Веданта Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и Веданта Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания» , не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.

 • • • Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной • • • Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре» , и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры» , Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н. э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в. н. э. Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н. э. ), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н. э. ), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н. э. ). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий - основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Йога Йога

Буддизм Будда-победитель. Картина Н. Рериха Буддизм Будда-победитель. Картина Н. Рериха

Буддизм Колесо Ашоки - Дхармы • Будди зм (санскр. बदध धरम , buddha dharma; Буддизм Колесо Ашоки - Дхармы • Будди зм (санскр. बदध धरम , buddha dharma; пали बदध धमम , buddha dhamma, «Учение Пробуждённого» ) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. • В соответствии с буддийской традицией, основателем учения был Будда Гаутама Шакьямуни.

Основы учения • В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, Основы учения • В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. • Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. • Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Лумбини (Непал) – место, где родился Будда Лумбини (Непал) – место, где родился Будда

Священное дерево Бодхи Само название «Лумбини» в переводе с санскрита означает «любимый» . Считается, Священное дерево Бодхи Само название «Лумбини» в переводе с санскрита означает «любимый» . Считается, что именно в этом месте апрельским утром 623 года до н. э. королева Майя Деви родила сына, который позже достиг Просветления и стал Буддой. Две с половиной тысячи лет назад Лумбини еще не был городом, а представлял собой сад между дворцами Капилавасту и Девадаха. Однажды по этому саду прогуливалась беременная Майя Деви — по обычаю, она шла в родительский дом, чтобы там родить королевского наследника. Когда у королевы начались схватки, она подошла к огромному дереву сал и схватилась за него. Дерево же опустило свои ветви и закрыло роженицу. Считается, что Будда родился из правого бока матери и начал ходить сразу же, как только появился на свет.

Медитация Медитирующий Шива Медитация Медитирующий Шива

Храм Изумрудного Будды Храм Изумрудного Будды

Храм Утренней зари (Тайланд) Храм Утренней зари (Тайланд)

Храм Махабодхи, одно из четырех священных мест, имеющих отношение к жизни Будды Гаутамы. Первый Храм Махабодхи, одно из четырех священных мест, имеющих отношение к жизни Будды Гаутамы. Первый храм на этом месте был построен еще при императоре Ашоке в III до веке н. э. , тогда как существующий сейчас — в V—VI веках н. э. Махабодхи — один из самых ранних оставшихся в Индии после Империи Гупта буддистских храмов, полностью построенных из кирпича

Философия Древнего Китая Философия Древнего Китая

Китайская философия • Кита йская филосо фия (中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние Китайская философия • Кита йская филосо фия (中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу. • Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы. • Отличия от западной философии • цельное (холическое) восприятие вместо аналитического; • периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

Древнекитайская философия • • Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. – Древнекитайская философия • • Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии» . Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени. В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы; моизм; представители: Мо Ди; Мэн Шэн. школа законников ( «фа-цзя» , по-европейски – легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао. школа имен (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь,

Инь ян Инь ян

Даосизм Лао - цзы Даосизм Лао - цзы

Биография Лао цзы • Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается Биография Лао цзы • Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок» , хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец» , так что его имя можно переводить как «Старый мудрец» ) и о его уходе из Китая… • Самый известный вариант биографии Лао-цзы сообщается Сыма Цянем: Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). • По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

Биография Лао - цзы • Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Биография Лао - цзы • Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в 4 -3 вв. до н. э. • Лао-Цзы о себе. Вот что говорится в Дао Дэ Цзин от первого лица: • . . . Все люди держатся за свое «я» , один лишь я выбрал отказаться от этого. Мое сердце подобно сердцу глупого человека, - такое темное, такое неясное! Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном, подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих. Неостановимый, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться, один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого.

Даосизм • • • Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал — Даосизм • • • Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Слово «Дао» или «Тао» на китайском языке буквально означает «путь» ; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически: дао — это природа, объективный мир. Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ — есть то, что питает Дао, делает его возможным (вариант из противоположности: Дао питает Дэ, Дао - безгранично, Дэ - определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ — принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной энергии, ци. Дэ — искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Но Дэ — не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию Дэ близко даосское учение об У-вэй, недеянии.

Цитаты Цитаты

 • • • Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. • • • Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать. Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым. Превращения невидимого дао бесконечны. Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо. Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость» . Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь» . Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги» ( честные и преданные государственные деятели). Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

 • • Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно • • Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает. Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное. Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Совершеномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого — это деяние без борьбы. Дай человеку рыбу, и он будет сыт весь день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.

Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе» . Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе» .

 • • Конфуций Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. • • Конфуций Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 80 -летнего чиновника и 17 -летней девушки. Чиновник вскоре скончался, и семья обеднела. С раннего детства Конфуций много работал. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» ( «Беседы и суждения» ), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Цитаты • • • Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; Цитаты • • • Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры. Учитель говорил: — Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность. Учитель сказал: — Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду. Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя. Учитель сказал: — Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей. Учитель сказал: — Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом. Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость? Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей. В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

Цитаты • • Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них Цитаты • • Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место. Он не садился на циновку, постланную криво. Учитель сказал: Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, [кто стоит наверху], неправильно, то хотя приказывают [народ] не повинуется. Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях не спросил.

 • • • Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: • • • Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов. Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь. Кто-то спросил: — Что если за зло платить добром. Учитель ответил: — А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром. Учитель сказал: — Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь. Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.