цвет в фотографии.pptx
- Количество слайдов: 109
Основы цветоведения Цвет в фотографии
Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании» . Но если вы в своем «незнании» шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующ знаний. Иоханнес Иттен
А. Нечаев. Портрет А. Н. Муравьевой. Ручная раска черно-белого отпечатка. Конец 1850 -х годов. Из коллекции компании "Артколлегия"
Японская раскрашенная фотография рубежа XIX-XX веков
И. Потоцкий. Красные кресла
Ахроматические цвета Хроматические цвета белый, черный и серые цвета; бесцветные, нейтральные цвета; отличаются один от другого только по светлоте (яркости). это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре, составляющие цветового круга; отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота (яркость).
Основные характеристики цвета Цветовой тон – это качество хроматического цвета, которое мы называем – красный, желтый, зеленый и т. д. Насыщенность – степень отличия хроматического от ахроматического цвета той же светлоты. Светлота – это степень приближения цветов к белому, признак, присущий как хроматическим, так и ахроматическим цветам.
Цветовой круг – расположение всех цветов по окружности. Замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, цветовой тон изменяется в последовательности спектра.
Образование цветового круга Основные цвета желтый красный синий Производные цвета оранжевый зеленый фиолетовый Производные вторичные сложные: желто-оранжевый оранжево-красный красно-фиолетовый сине-зеленый желто-зеленый
Группы цветов по цветовому кругу Родственные цвета Контрастные (дополнительные) цвета В цветовом круге Противоположные пары располагаются рядом друг цветов в цветовом круге, с другом, в одной располагаются в четверти, обусловлены противоположных похожестью. четвертях цветового круга. Например: -желто-красные -желтый и фиолетовый -желто-зеленые -зеленый и красный -сине-красные -синий и оранжевый -сине-зеленые Родственно-контрастные Располагаются в смежных четвертях цветового круга. Например: -желто-красные и желтозеленые -сине-зеленые и синекрасные -желто-зеленые и синезеленые -желто-красные и синекрасные
Цветовой контраст Наиболее характерны следующие цветовые контрасты: • контраст по цвету; • контраст светлого и темного; • контраст хроматических и ахроматических цветов; • контраст холодного и теплого; • контраст дополнительных цветов; • одновременный контраст; • контраст по насыщенности; • контраст по площади цветовых пятен.
Основные виды контрастов • одновременный светлотный контраст; • одновременный цветовой контраст; • пограничный контраст; • последовательный контраст.
Одновременный светлотный контраст
Одновременный цветовой контраст
Пограничный контраст
Последовательный контраст
Контраст дополнительных цветов Изменение насыщенности на фоне ахроматических цветов
Ахроматическая цветовая гамма Простейшие гармоничные сочетания в ахроматической группе – это 2 -тональные композиции: • белый цвет на черном, черный на белом (контрастные тональные отношения) ; • сочетание двух тонов лежащих по соседству в равноконтрастном ахроматическом ряду (нюансные отношения).
Условная классификация тоновых диапазонов
Психологическая характеристика гаммы в светлом диапазоне В качестве темного выступает серый цвет. Отличаются легкостью, прозрачностью, ясностью, мягкостью, воздушностью. Они лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. Очень светлые нюансы можно оценить как спокойствие, безмятежность, возвышенность чувств. Сам белый цвет является символом чистоты. В композициях отсутствуют сильные светлотные противоречия, контрасты, они более обобщенные, целостные.
Психологическая характеристика гаммы в среднем диапазоне По сравнению с другими эти композиции наиболее нейтральны. Они спокойны, сдержаны, лишены динамичной напряженности тональных отношений и полнее реализуют идею статики. По звучанию композиции мало выразительны, но их тональное состояние открывает большие возможности для взаимодействия тонов.
Психологическая характеристика гаммы в темном диапазоне Характеризуются затемненностью, сумрачностью, суровостью, сдержанностью. Эта группа дает глухие и тяжелые сочетания, однако в нюансном варианте это впечатление может быть уменьшено. Светлотные контрасты сдержаны, композиции способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности.
Психологическая характеристика гаммы в контрастном диапазоне Отличаются большей напряженностью, они наиболее активны, экспрессивны, особенно, если серый цвет сдвинут в сторону белого или черного. Композиции хорошо воспринимаются на значительном расстоянии, поэтому широко используются при оформлении общественного интерьера.
Монохромная цветовая гамма Монохромная гамма – одноцветная, выдержанная в одном цветовом тоне с различием светлоты и насыщенности, относится к хроматической гамме.
Монохромная цветовая гамма Монохромные композиции отличаются внутренней сложностью и изысканностью. Они наиболее выразительны, чем ахроматические. Изменение насыщенности цвета придает изображению дополнительную глубину.
Монохромная цветовая гамма
Несобственные качества цвета Несобственные качества объективно цветам не присущи, они возникают вследствие эмоциональной реакции при их восприятии. Это такие свойства цветов, которые характеризуются следующими словами: «теплые» и «холодные» , «легкие» и «тяжелые» , «глухие» и «звонкие» , «выступающие» и «отступающие» , «мягкие» и «жесткие» и т. д.
Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в произведении, важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания. Типы колорита • насыщенный (яркий); • разбеленный (высветленный); • зачерненный (темный); • приглушенный.
Насыщенный колорит
Разбеленный колорит
Затемненный колорит
Приглушенный колорит
Цветовая гармония – важнейшее средство художественной выразительности. Типы гармонических цветовых сочетаний: • цветовой контраст; • цветовой нюанс; • гармония ахроматических цветов; • гармония монохромного цвета; • сочетание хроматического цвета с ахроматическим (теплые цвета лучше сочетаются с черным цветом, холодные – с белым).
Группы гармонических сочетаний родственных цветов
Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов
Группы гармонических сочетаний контрастных цветов
Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении родства и контраста цветов
Символика цвета Психофизиологическое воздействие цвета Красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма. Используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый – тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Совмещает агрессивность красного и теплую, добрую бодрость желтого, легкий, теплый, яркий, динамичный, максимально активный. Желтый (самый светлый в спектре) – теплый, радостный, подвижный, тонизирующий. Физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение, умственную деятельность. Возбуждает, но не раздражает нервную систему. Зеленый (самый привычный для органа зрения) – физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой – всегда холодный, легкий, свежий, чистый. Успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Ассоциируется с безмятежностью и покоем. Синий – Успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый – далекий, таинственный, холодный, выразительный. Соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Уменьшает объем, стимулирует деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям.
Определенные эмоции вызывают сочетания двух недополнительных цветов светло-зеленый и синий – пассивность, чувство холода; желтый и красный – радость; красный и синий – активность; красный и фиолетовый – беспокойство; желтый и желтовато-зеленый – ощущение свежести; желтый и сине-зеленый – успокоенность.
Цвет можно использовать гораздо шире, чем только для реалистического воспроизведения окружающего мира. Его художественные возможности огромны, нужна лишь фантазия автора.
• Обработайте изображение в программе Adobe Photoshop. Сделайте фон ахроматическим, а какому – то элементу придайте хроматической яркости. Выделенный элемент должен быть смысловым центром. Доведите изображение до состояния рекламного сообщения.