Основы арт-терапии. Базовые техники.ppt
- Количество слайдов: 83
ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ. Автор: Ничикова Елена Викторовна
Арт – терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт - терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
АРТ-ТЕРАПИЯ – междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; они предполагают также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в 1938 году Андриан Хилл. Арт-терапия – это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
Сегодня арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.
Основная цель арт-терапии: Гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
ЗАДАЧИ АРТ-ТЕРАПИИ: • выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; • активный поиск новых форм взаимодействия с миром; • подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; • и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Функции арт-терапии • Диагностическая • Терапевтическая
. Характерные особенности рисунка при шизофрении 1 Смесь рисунка с написанием. 2. Предпочтение графики как формы выражения (карандаш, тушь, перо). Линия тонкая, аккуратная, изящная. 3. Явное предпочтение формы, а не цвета. 4. “Набивка”, т. е. плохо переносится пустое пространство, оно должно быть все заполнено, из-за чего рисунок часто выглядит чрезвычайно усложненным, вычурным. 5. Стереотипии, т. е. постоянные повторы, вязкость (в теме, мотиве, фигуре и пр. ). 6. Орнаментальность (частое и навязчивое использование сложных орнаментов, арабесок в рисунке). 7. Смешение в рисунках одушевленного и неодушевленного (стул с глазами, дерево с руками и т. п. ). 8. Частое рисование неуместных по содержанию глаз. 9. Любимые темы - пейзаж (беден и безлюден), дом (закрыт и пуст), море (безжизненное, спокойное, пустое), животные (чаще всего - химеры, монстры, символические существа), солнце (схематическое, холодное). Подобные особенности можно увидеть в творчестве таких художников, как И. Босх,
Характеристика рисунка при эпилепсии 1. Явное предпочтение цвета, а не формы. Очень часто - просто цветовые пятна, при этом использование цвета смелое, неожиданное и очень тонкое). 2. Застревание, вязкость в цвете, деталях (если появился красный цвет, то все будет красным). 3. Линии резкие, хаотичные, рваные. 4. Пространство заполняется свободно, рисунок “дышит”, в нем есть воздух, простор. 5. Частое рисование “аур” (людей, предметов, животных). 6. Любимые темы - натюрморт, цветы (их всегда много) и букеты (большие, броские, неожиданные), поле, дорога (чаще - с кем-нибудь).
Подобных попыток создать схемы, позволяющие ставить (уточнять) диагноз психического заболевания с помощью рисунков или других произведений искусства, сотворенных руками пациента (клиента) существует множество. И все они не работают. То, что в арт-терапии связано собственно с диагностикой, можно представить в виде следующего закона: никакой рисунок (и другие произведения) не может быть основой постановки диагноза, но любой рисунок (или другое произведение) содержит огромное количество диагностического материала. То есть, можно ли по рисунку (произведению) ставить диагноз? Нет. Может ли рисунок (произведение) быть материалом для постановки (уточнения) имеющегося диагноза? Да.
• Терапевтическая – собственно ис. ЦЕЛение личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической ЦЕЛостности. • В арт-терапии чаще всего не представляется возможным разделить диагностическую и терапевтическую цели, так как практически всегда обе функции выступают параллельно.
Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт -терапии 1. Фактор художественной экспрессии (выброс эмоций, снятие блоков); 2. Фактор психотерапевтических отношений (альянс между терапевтом и клиентом); 3. Фактор эмоциональной обратной связи о процессе (вербальная связь). Ни один фактор не является приоритетным, работают только в совокупности
Неотъемлемые части терапии или что необходимо отслеживать у клиента 1. Тревога (фантазии о том, что его не поймут, не услышат, зачем кому-то его проблемы…. ) 1) Начальная тревога (легкая) 2) В ходе терапии, когда клиент «дошел» до эмоционально значимой темы
2. Сопротивление (возникает на разных этапах психотерапии) Сопротивление защищает (спасает, помогает) клиенту уйти от чувств и сильно мешает терапевтическому процессу Его необходимо изучить и как-то с ним договориться Но при этом не надо уговаривать «ну давай, ну как же…» , это вызывает еще большее сопротивление
3. Агрессия • Как защитная реакция (смех, нападение типа «вы работать не умеете, я знаю, как надо…. » • Настоящая агрессия (сложно о ней говорить, табу, ее важно разблокировать)
Специфические особенности арт-терапии 1. Триадичность. Главное отличие арттерапии, которое оказывается ее основным, совершенно исключительным преимуществом перед всеми прочими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» ( «консультант – клиент» ) на триаду «терапевт – произведение искусства – клиент» , то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником.
2. Метафоричность. Искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Следовательно, любое произведение искусства – в том числе и то, которое создаст клиент в ходе арттерапевтической сессии, - будет своего рода метафорой его жизни.
• Целительная сила метафоры известна человечеству с незапамятных времен. Из самой вариативности и необязательности искусства вытекает возможность изучения, эксперимента человека над собой, над своим отношением к той или иной жизненной реальности. Подобный эксперимент совершенно безопасен – как для автора, так и для читателя, зрителя, слушателя – по одной простой причине: искусство дает возможность заменить себя героем и уже на его, героя, переживаниях и на его, героя, опыте узнать, понять и почувствовать что-то исключительно важное для себя. То есть читатель – и автор, кстати, - получает некий бесплатный опыт сильных и глубоких переживаний: для того, чтобы хоть что-то узнать о смерти, не обязательно умирать самому, достаточно убить героя или подвести его к смерти на любое представляющее интерес расстояние.
• Именно метафоричность – то есть способность с той или иной целью перенести любой смысл, чувство, признак с одного предмета на другой – дает читателю или зрителю абсолютную внутреннюю свободу по отношению к произведению искусства. Любая метафора содержит множество смыслов, и есть возможность самому выбрать тот, который представляется наиболее значимым. Произведение искусства обладает целым метафорическим полем. Человек, который в этом поле оказывается, просто пробует узнать, как странствовали по этому полю другие и как они оттуда выкарабкивались.
3. Ресурсность. Третье отличие арт-терапии как направления, связано с тем, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, ибо расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности, которая является абсолютным ресурсом на «все случат жизни» , так как процесс жизни для индивида есть нахождение новых творческих подходов ко всему, с чем он сталкивается. Арт-терапия позволяет человеку быстро попасть в детство, игру, а там, как известно, можно все.
Основная техника арттерапевтического воздействия Это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я»
МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АРТ-ТЕРАПИИ состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы
История арт-терапии • Арт-терапия появилась на стыке: психиатрии, психологии и искусствоведения;
• Современная арт-терапия как психотерапевтическое направление выросла исключительно на работах психиатрии, как альтернативный вариант работы с тяжелыми психическими больными. Впервые этот вопрос задали и пытались на него ответить французский психиатр Мишель Симон и его соотечественник, профессор судебной медицины Парижского университета Амбруаз Тардье. Они первые пытались проанализировать творчество душевнобольных (в основном, стихи и живопись) при разных видах психозов и каким-то образом это творчество классифицировать. Первые публикации на эту тему появились еще в 1872 -1876 г. г. Уже тогда было установлено, что среди творческих занятий пациентов психиатрических клиник на первом месте стоит рисование, затем - стихи, а уже дальше приблизительно одинаково распространены другие виды творчества. • Исследования творчества душевнобольных и его влияния на течение заболевания проводили Ламброзо, Марсель Фонтэ, Данта, Веншон и многие другие крупные психиатры.
• В 20 -е годы 20 -го столетия началось действительно научное исследование “патологического рисунка” немецким психиатром Принцхорном. С его книги «Художественное творчество психически больных» (1922) начался период серьезного научного интереса к спонтанному творчеству пациентов психиатрических клиник. Позже почти все известные психиатры в той или мере занимались творчеством душевнобольных (Крепелин, Блеймер, Тышкевич, Кречмер, Леонгард, Анастази и многие другие). В отечественной литературе наиболее интересными представляются до сих пор работы Карпова (“Творчество душевнобольных”, изданное в 1922 г. ), Уже тогда Карпов пытался использовать рисование как средство лечения психических заболеваний. Естественно, что, в первую очередь врачей интересовали возможности рисунка как некоторого диагностического средства.
• С другой стороны к проблемам творчества двигались психологи, изучая творчество как некоторый феномен человеческой жизни (здесь просто пришлось бы перечислять все известные фамилии). Что такое творчество и творческий процесс, соотношение творчества ребенка и взрослого, его место в развитии индивида, особенности различных видов творческой деятельности, состояния экстаза и озарения и многое другое - вот очень неполный перечень вопросов, интересовавших психологов от Фрейда до наших дней. • А в третьем направлении двигались искусствоведы, занимаясь анализом творческой продукции, при этом очень многих интересовало творчество художников, про которых достоверно известно, что они были психически больными людьми. Множество работ посвящено исследованию творчества Эль Греко, Босха, Ван Гога, Пикассо, Гойи, Врубеля, Чюрлениса, Хокусаи и др.
АРТ-ТЕРАПИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ: • • при психологических травмах, потерях; кризисных состояниях; внутри- и межличностных конфликтах; постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах; • при возрастных кризисах; • при развитие креативности; • при развитие целостности личности.
Возможности арт-терапии: • • • направлена на решение психологических проблем и не ставить своей целью сделать человека художником или актером; может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста; помогает устанавливать отношения между людьми; посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других; позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям повышает самооценку. развивает творческие возможности: во время занятий арт -терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. является хорошим способом социальной адаптации: наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. арт - терапия в основном использует средства невербального общения, это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство (формы, цвета, звуки, слова, движения). освоение новых форм опыта.
Два основных подхода в арт - терапии: 1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт – терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм - сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы. 2. На первом месте - терапевтические цели, творческие цели вторичны. Арт- терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.
Формы арт-терапии • Активная – клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы. • Пассивная – клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. • Смешанная – клиент использует имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества.
Правила хранения изобразительной продукции Вся изобразительная продукция сохраняется в течение нескольких лет (обычно не менее трех лет после завершения терапии)
Системное описание арттерапевтического процесса 1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента и психолога, а также изобразительный материал/продукцию, который является полноправным участником терапии. 2. Эта система обладает рядом характеристик (открытость; наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой; способность к целеполаганию). 3. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные и функциональные характеристики.
Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений § Структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психолога и ролевыми аспектами их взаимодействия. § К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояния клиента и психолога в ходе их прямой и опосредованной экспрессии, направленной на достижение психотерапевтического результата.
Происходящие на разных этапах арттерапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях: 1. Внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психолога); 2. Межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога); 3. Социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением.
Основные этапы арт-терапевтического процесса 1. Подготовительный; 2. Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента; 3. Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента; 4. Завершающий.
Подготовительный этап. Стадии. 1. 2. 3. 4. Первая встреча с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии; Разъяснение клиенту содержания и особенностей арттерапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении; Заключение арт-терапевтического «соглашения» , регламентирующего общие цели и условия арттерапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий; соблюдение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом; условия хранения творческих работ клиента и право его собственности на свою продукцию; порядок и размер оплаты услуг специалиста; Создание «безопасного пространства» .
Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента Большое значение на этом этапе имеет: 1. Профессиональные умения психолога, его опыт и личностные особенности; 2. Личностные особенности и ожидания клиента, а также его социальный и культурный опыт; 3. Способность психолога установить с клиентом эмоциональный резонанс, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями; 4. Признание психологом потребностей клиента
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента • Этот этап связан с укреплением психотерапевтических отношений, с консолидацией (стабилизацией) личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения к созданию более сложной творческой продукции; • Осознание психологического содержания (творческой продукции) и ее связи с внутренним и межличностным опытом клиента; • Клиент начинает активнее выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении с психологом
Приемы работы арт-терапевта на третьем этапе 1. Обсуждения, направление на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения клиента. Важно воздерживаться от собственных оценок! 2. Прояснение смысла эмоциональных реакций и действий клиента, вызванных его взаимодействием с психологом; 3. Различные виды игровой деятельности; 4. Художественные описания изобразительной продукции; 5. Элементы драмотерапевтической работы; 6. Движение и танец; 7. Работа с голосом.
Изменение отношения клиента к своему творческому продукту 1. Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом; 2. Развивается способность клиента к различению и осознанию особенностей создаваемой им творческой продукции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержанием его внутреннего мира и системой отношений; 3. Клиенты нередко испытывают чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, работы становятся более спонтанными, искренними;
4. Творческая продукция является воплощением пережитого опыта и свидетельством новых возможностей, открытых в себе. Клиенты начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения; 5. Один из признаков происходящих в клиенте изменений – более частое применение им символических образов.
Завершающий этап – это период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции Переживания клиента на завершающем этапе: • Творческая продукция может приобретать драматический оттенок; • Деструктивные проявления клиента с попытками уничтожения ранее созданных работ, так клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях и ему нет необходимости «цепляться» за свою продукцию.
В структуре арт- терапевтического занятия выделяются две основные части: • невербальная, творческая, неструктурированная. - Основное средство самовыражения изобразительная деятельность (рисунок, живопись). - Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии). • вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. - Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. - Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ: • • Музыкотерапия • Библиотерапия • Драмотерапия • Игротерапия • • Изотерапия Маскотерапия • Куклотерапия • Танцевальная Коллаж Оригами Песочная терапия Цветотерапия Сказкотерапия Фототерапия Работа с глиной
1. Музыкотерапия – это система психосоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкальноакустических воздействий. • Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. • Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. • Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности МТ. Иногда используется живое исполнение музыки.
2. Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. • Библиотерапия направлена на формирование личности читателя. • Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на: - мышление людей; - на их характер; - формировать их поведение; - помочь в решении проблем.
3. Драматерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление • Занятия драмой - это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. • Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. • Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но о проверке действием` множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг. . .
4. Игротерапия. - ( «Психодрама на столе» , Gametherapy) – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игрушек • Использование «игрушек» дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддитивное или созависимое поведение. • Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. • Метод предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса; при хронификации печали; с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом. - Метод игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.
5. • • Изотерапия –терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия дает возможность: выхода внутренним конфликтам; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей. Изотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и взрослых; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Мел лучше использовать нервному человеку , потому что акварель, которая растекается, может спровоцировать тревогу. Мел более легко контролировать, и человек переносит это ощущение на жизнь. Акварель лучше использовать человеку с комплексами, так как это поможет ему почувствовать себя раскованным.
6. Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. . • Лицо - это проекция нашего психологического состояния и настроения. При более детальном рассмотрении, это проекция всего нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. • Чтобы изменить свою жизнь, достаточно просто познакомиться со своей маской! При этом избавление от привычных, стереотипных ролей создаст возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.
7. Куклотерапия - это раздел арт-терапии, основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия клиента • Идентифицируя себя определенным образом, клиент в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом; • Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности; и терапевта.
8. Танцевальная терапия (dance therapy) - использует в качестве инструмента выразительное движение и танец. • • Танец помогает процессу личностной интеграции и роста; Основной принцип танцевальной терапии – это взаимоотношение между движением - motion и эмоцией – emotion; Танец есть внешнее проявление внутреннего состояния вплоть до самых глубинных слоев, естественный способ выразить невыразимое; Движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия, движение уравновешивает, исцеляет, порождает психическую энергию, необходимую во всех жизненных ситуациях.
9. Коллаж – (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служат газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. • Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. • Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
10. Оригами - (с японского: «сложенная бумага» ) — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами — журавлик и специальная декоративная бумага для оригами • Модульное оригами - оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей. • Простое оригами — стиль с использованием только складок горой. • Складывание по развёртке один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. • Мокрое складывание — техника складывания, использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.
11. Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит : - создание свободного и защищенного пространства, в в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы; - картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»
12. Цветотерапия – это лечение цветом. • В далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное воздействие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачеванию. • Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. • Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: - оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. - темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.
13. Сказкотерапия: • Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. • Сказкотерапия - как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. • Сказкотерапия – как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. • Сказкотерапия- как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
14. Фототерапия - набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности . Техники фототерапии: - фотографии созданные самим человеком на различные темы, как спонтанно, так и по заданию психотерапевта; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; • • автопортреты — любые фотографии самого себя; семейные альбомы; работа с готовыми фотографиями, как с проекцией. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д. )
15. Работа с глиной - особенно важно для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "мятье" глины, "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. • благодаря лепке человек может научиться управлять собой; • не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; • дают человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями ( страх, агрессия, обида).
Арт-техники в индивидуальной и групповой работе Индивидуальная форма арт-терапии 1. 2. 3. 4. Индивидуальная арт-терапия может применяться к широкому кругу клиентов: К некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и другие); К клиентам с неглубокими психическими расстройствами. Преимущественно невротического характера; К детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (речевые нарушения, аутизм, малоконтактность), а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (посттравматические стрессовые расстройства); К людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (изобразительная деятельность, как альтернативный «язык» ).
Особенности индивидуальной арт-терапии 1. 2. 3. 4. 5. 6. Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности; Арт-терапевт находится рядом с клиентом, старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе негативных эмоций; Арт-терапевт работает и со своими реакциями контрпереноса; Работа в целом имеет недирективный характер; Динамика происходящих к клиенте изменений в процессе арттерапевтической работы могла бы быть охарактеризована как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости - к силе, от фрагментарности – к единству, от неуверенности в себе – к самодостаточности; Индивидуальная арт-терапевтическая работа может продолжаться довольно долго от нескольких месяцев до нескольких лет.
ТЕМЫ ДЛЯ СВОБОДНОГО РИСОВАНИЯ (ассоциативное рисование) • • • • Моя любовь Мой страх Мое сердце Мама Дерево Детство Мой дом Убежище Мое будущее Я и моя болезнь Я и группа Я в группе Полет Меч • Фонтан • • • • Изменение Слабость Сила Хочу Не хочу Защита Надежда Удивление Тревога Радость Искушение Свет Свобода Тепло Боль и т. п.
Групповая форма арт-терапии • В настоящее время групповая форма арт-терапии используется очень широко в здравоохранении, в образовании, в социальной сфере; • Возможности групповой арт-терапии: 1. Позволяет развивать ценные социальные навыки; 2. Связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; 3. Дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; 4. Позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; 5. Повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентификации; 6. Развивает навыки принятия решения.
Для эффективной терапевтической работы число участников группы 8 – 12 - 16 человек (при этом гендерные отличия, возраст неважны, главное – это общая цель и мотивация)
Принципы групповой работы 1. В процессе творческой деятельности необходимо выявить и отследить паттерны поведения внутригруппового взаимодействия; 2. Обратить внимание на стратегии поведения в различных ситуациях, особенно неконфликтных, для того, чтобы их использовать в случае конфликта; 3. Конструкты «Кто Я» , «Я и мир» ; 4. Умение договариваться в процессе рисования (в групповых рисунках); 5. Всегда надо понимать, что в группе много переносов, поэтому идет приписывание.
Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной • Меньше зависит от арт-терапевта; • Предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; • Требует от участников группы определенных коммуникативных навыков; • Требует от участников группы способности адаптации к групповым нормам; • Требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы.
Структура групповой арт-терапевтической сессии. 1. Стадия разогрева – 10% общего времени. Стадия включения в работу, выбор темы, иногда просто работа на свободную тему; 2. Собственно изобразительная деятельность – 30% общего времени; 3. Обсуждение или дискуссия – 50% общего времени; 4. Завершение работы – 10% общего времени
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИСУНКА В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ 1. Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой; 2. Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией. 3. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А 3). Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами. 4. "Триптих" (Я - какой есть, Я - глазами других, Я - каким хочу быть, или другие варианты. Лист А 4, пастель или цветные карандаши). Получение обратной связи от группы. Групповая динамика. 5. Портреты и автопортреты (пастель, лист А 4). Знакомство, снятие напряжения, паттерны поведения, групповая динамика. 6. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист).
7. Работа с масками (рисование, гипсовые, готовые и пр. ). 8. Свободный рисунок на тему "Я в группе". 9. Свободный рисунок "Моя группа" (акварель, без музыки). 10. "Почта", диалог рисунками (Я хочу тебе сказать. Я боюсь. Я не хочу, чтобы ты знал. и т. п. ). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе. 11. Работа с гримом. 12. Каракули (вариант ведомого рисования с приписыванием образов). 13. Рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги). Сплочение группы, работа с эмпатией, сензитивностью. 14. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель). 15. Групповой рисунок "Человека" (большой лист, пастель). Ценности группы как организма, уровень развития группы. 16. "Я тебя так вижу" (лист А 4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация.
17. "Подарки". 18. "Убежище". 19. "Настроение" 20. Метафорический автопортрет ("Я… посуда, оружие, украшение и т. п. Гуашь, половина листа А 4). Проблематизация группы, групповая динамика. 21. "Здравствуй, это я" (гуашь, белила). 22. Рисование снов, фантазий, страхов. 23. Портрет терапевта (сделанный всей группой или отдельными участниками). 24. Свободный рисунок "Я - зима, лето, весна, осень" (акварель). 25. Ассоциативное рисование. 26. Мое прошлое, настоящее, будущее. 27. Чего я опасаюсь в группе.
Примерные вопросы для обсуждения работ в парах: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. • • • Какие ощущения возникали на протяжении всего хода работы? С какими чувствами участники начали работу, какие были ожидания? Какие моменты были приятными, какие вызывали тревогу, дискомфорт? Изменилось ли впечатление о человеке, с которым Вы работали? Узнали ли вы что-то новое о себе? Как вы оцениваете результат? Это продуктивное взаимодействие или нет? Какое название вы можете дать своей работе? Вы можете подумать над тем: Кому принадлежала инициатива? Кто под кого подстраивался? Были ли роли или нет?
Интегративный подход в арт-терапии • Техника направленной визуализации • Изобразительная работа в сочетании с поэзией • Изобразительная работа в сочетании с музыкой и звуками • Изобразительная работа в сочетании с драмой • Изобразительная работа в сочетании с движением и танцем
Базовые техники • Техника «Настроение» Цель: провести шеринг, получить информацию о том, с чем пришел клиент и как ему сейчас Инструкция: на листе А 4 с помощью пастели нарисовать свое настроение прямо сейчас. Вопросы: 1. Какую эмоцию вызывает рисунок; 2. Какой рисунок вызывает наибольшее количество эмоций, неважно каких? 3. Как откликается? 4. Чтобы ты хотел сегодня? Время: ограничений нет (учебная ситуация 10 минут) Подходит как для групповой, так и индивидуальной работы, можно использовать с детьми, беременными, нормой, патологией
• Техника «Кто Я» , «Какой Я» Цель: показать клиенту ту его часть, которую на сегодняшний момент он отвергает и не принимает, работа с субличностями Рекомендуется использовать при внутренних конфликтах, сопротивлении, неясном запросе Инструкция: На листах А 5 с помощью гуаши или пастели нарисовать (1 лист – кто я? В данный момент, 2 лист – кто я? В данный момент, 3 лист – кто я? В данный момент) Вопросы: 1. Какая эмоция? 2. Какой рисунок нравится больше остальных? Какой –меньше? 3. Что говорит тебе рисунок? 4. Что бы тебе хотелось, чтобы здесь было? Возраст: можно использовать начиная с 8 лет, эффективна с подростками, взрослыми Подходит как для групповой (в тройках), так и для индивидуальной работы В семейном консультировании лучше не использовать!!!
• Техника «Дорисовывание по кругу» Цель: осознание своих паттернов поведения в группе и в мире (через группу). Сложности с которыми человек встречается в процессе общения, причины по которым не может их преодолеть, получение послания от группы Задание: Участники садятся в круг (максимальное количество в одном кругу 12 -15 человек, минимальное 6 -8). В процессе рисования нельзя говорить Инструкция: На листе А 4 (у каждого участника свой) предлагают нарисовать что угодно, что хочется, главное – получить удовольствие. В зависимости от скорости начала работы на задание отводится от 2 до 5 минут. Далее дается команда «Стоп» и лист передается по правую руку, время на дорисовку от 1 до 3 минут. Дорисовка продолжается до тех пор (по кругу), пока каждому не возвращается его рисунок. «Вы получили свой рисунок!» Рекомендуется: в группах, где отсутствует динамика, конфликт (помогает вскрыть то, что скрывается), подростковые группы, бизнес-консультирование
Заповеди арт - терапии: • Самая первая и главная заповедь арт - терапии: Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой» ! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. • Вторая заповедь арт - терапии: рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Анализируя (то есть попросту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт. . . • Третья заповедь арт - терапии: арт -терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Арт - терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, а главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО.
Использованная литература 1. М. В. Киселева Арт-терапия в практической психологии и социальной работе; 2. А. И. Копытин Теория и практика арттерапии; 3. Т. Ю. Колошина Арт-терапия.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Основы арт-терапии. Базовые техники.ppt