Основные жанрообразующие признаки комедий.pptx
- Количество слайдов: 9
Основные жанрообразующие признаки комедий Типы комедий в русской литературе XVIII Выполнила: Горбикова Светлана Студентка 1 курса очного отделения филологического факультета
• Комедия ( от гр. сomos- толпа гуляк и oide- песнь) один из жанров драматического рода, в котором изображается комический конфликт, основанный на каком-либо недоразумении, ошибке, совпадении и т. д.
Комедии можно разделить на ым нров а По ж ови-ям разн Ком. положе ний Ком. Хараков ид ый в льн Отде езная» «сл Лир ич. По орга низаци ии содерж анию Сати рич. Выс интр ига ока я нрав ов
Комедия нравов • Впервые в русской литературе «комедия нравов» была представлена Д. И. Фонвизиным в лице его произведения «Бригадир» В своей пьесе Фонвизин новаторски широко использовал широко распространённый в 18 веке сюжет: родители стараются выгодно женить детей, которые уже отдали свои сердца другим. В своей комедии драматург задумал дать собирательный образ дворянского сословия, поэтому в пьесе трудно выделить главного героя. В «Бригадире» изображены и противопоставлены два поколения дворян: старшее и молодое, и те и другие одинаково грубы, невежественны, корыстолюбивы и безнравственны. Автор ещё не показывает процесс формирования характеров, но уже объясняет поведение действующих лиц биографическими обстоятельствами.
«Слёзная» комедия • • Этот вид в русской литературе представлен творчеством В. И. Лукина, который с середины 1760 -х гг приобретает огромную популярность. « Слезная» комедия( «мещанская драма» )- форма комедии» смешанного жанра» , получившая обоснование в статьях Дидро и завоевавшая европейские сцены В 1765 г. появился 1 -й образец русской театральной пьесы в новом роде – «Мот, любовию исправленный» В. И. Лукина. Пьеса, сочетающая в себе «жалостное» и смешное. Промотавшийся и чуть не попавший за долги в тюрьму игрок, дворянин Добросердов, совращенный ложным другом Злорадовым, возвращается на стезю добродетели с помощью добродетельной дворянки Клеопатры, в которую он влюблен, и своего крепостного слуги Василия.
Комедия положений • Комедия положений —классический вид комедии, основанный на том, что герои попадают в курьёзные, смешные ситуации. Комедия положений — комедия, сюжет которой, в противовес комедии нравов, строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. Н. В. Гоголь «Ревизор»
Сумароков- «родоначальник новой русской драматургии» Несомненно большой вклад в развитие комедии XVIII века, внёс А. П. В своих комедиях он ставил задачи воспитательные: «творцы» , писатели, должны особым образом «представлять пороки» , на сцене «должна цвести святаядобродетель» . требует от драматурга «смотрителей своих чрез действо ум тронуть» . Вводит основные правила драматургии классицизма— соблюдение «единства действия, времени и места» , отказ от необоснованной смены интеллектуальных, зрительных и слуховых впечатлений в одном и том же произведении • • Характернейшей чертой трагедии для Сумарокова является ее внимание к душевным переживаниям героев: Трагедия нам плач и горесть представляет, Как люто, например, Венерин гнев терзает. • Вводит Сумароков в своих ранних комедиях один прием, который надолго потом сохранится в практике русских комедиографов X V I I I в. : действие пьесы часто начинается кратким монологом слуги или служанки, в котором сжато излагается содержание комедии и дается общая характеристика главных действующих лиц Не касаясь в комедии больших общественных вопросов в отличие от Фонвизина и Капниста, Сумароков все же наметил основные объекты осмеяния, которые и в последующие десятилетия привлекали к себе внимание комедиографов
Русские писатели X V I I I в, обращаясь к жанру комедии, чувствовали его большую общественную значимость, его способность ставить перед аудиторией важные социальные и этические проблемы. Сила передовой русской комедии X V I I I в. заключается в ее связи с народной жизнью, в ее смелом обращении к больным сторонам этой жизни. Оригинальность ее заключается в ее социально-сатирической направленности. Борьбу с крепостничеством и самодержавием Екатерины русская комедия не могла ≪заимствовать≫ из западных ≪источников≫. На эту борьбу толкала ее сама жизнь, сама русская действительность, тяжелое положение крепостных масс. Свою оригинальность, свою связь с народом, его жизнью, его чаяниями и ожиданиями русская комедия XVIII в. завещала X I X в. и через него нашему. Из П. Н. Беркова «История русской комедии XVIII века»
Использованные материалы: • П. Н. Берков « История русской комедии XVIII века» • Справочник школьника 5 -11 классы русский язык, литература, история отечества, английский язык Под общей редакцией О. Л. Соболевой
Основные жанрообразующие признаки комедий.pptx