Скачать презентацию Основные вопросы Происхождение философии Основные этапы ее исторического Скачать презентацию Основные вопросы Происхождение философии Основные этапы ее исторического

история философии для Стрежевого.ppt

  • Количество слайдов: 111

Основные вопросы Происхождение философии Основные этапы ее исторического развития: (философия Индии и Китая, античная Основные вопросы Происхождение философии Основные этапы ее исторического развития: (философия Индии и Китая, античная философия, философия средневековья, философия возрождения, философия нового времени, Западная философия 1920 века, Русская философия. 1

Историю философии принято делить на два больших раздела: философия Востока философия Запада (европейскую философию) Историю философии принято делить на два больших раздела: философия Востока философия Запада (европейскую философию) говоря о начале философии, принято говорить о начале философии именно западной В рождении западной философии взяли на себя роль греки- граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древневосточной философии – Индия и Китай. 2

Немецкий философ Карл Ясперс (1883— 1969) Фадеева В. Н. Возникновение философии связано с поворотом Немецкий философ Карл Ясперс (1883— 1969) Фадеева В. Н. Возникновение философии связано с поворотом в истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н. э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот период "осевым временем". 3

Фалес из Родоначальник Милета Западной философии (около 652 -647 Происходил из знатного гг. до Фалес из Родоначальник Милета Западной философии (около 652 -647 Происходил из знатного гг. до н. э. ) финикийского рода Ему принадлежит высказывание: «Все из воды» , первоосновы всего сущего и начало всего сущего он усмотрел во влаге – ведь она пронизывает собою все 4

Основные этапы исторического развития философской мысли Основными факторами определения этапов философских учений являются: тип Основные этапы исторического развития философской мысли Основными факторами определения этапов философских учений являются: тип культуры историческая эпоха, в которых создается философская система. 5

Восточная философия Философия Индии и Китая. Западная философия Античная философия. Средневековая христианская философия. Философия Восточная философия Философия Индии и Китая. Западная философия Античная философия. Средневековая христианская философия. Философия Возрождения. Философия Нового времени 17 век философия Просвещения, Немецкая классическая философия Западная философия 19 -20 века. Русская философия. 6

Критерий классификации Тип философии Соотношение материи и сознания материализм идеализм Познаваемость мира Гностицизм Агностицизм Критерий классификации Тип философии Соотношение материи и сознания материализм идеализм Познаваемость мира Гностицизм Агностицизм Способ познания сенсуализм рационализм методология Метафизика Диалектика Отношение к богу теизм По количеству первооснов монизм Дуализм иррационализм Эмпиризм пантеизм атеизм Деизм дуализм Плюрализм 7

СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ • Материализм – материя первичное начало мира. А дух, сознание СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ • Материализм – материя первичное начало мира. А дух, сознание вторичное. • Идеализм – дух, сознание первичное начало, материя – следствие и порождение духа. • Дуализм – равное существование и взаимовлияние материи и сознания. 8

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА • Гностицизм или гносеологический оптимизм – мир познаваем. • Агностицизм – мир ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА • Гностицизм или гносеологический оптимизм – мир познаваем. • Агностицизм – мир не познаваем. 9

Отношение к богу Пантеизм – (гр. пан - все и теоз – бог) - Отношение к богу Пантеизм – (гр. пан - все и теоз – бог) - бог во всем, бог слит с природой или разлит в ней. Деизм – религиозно-философское учение, признающее бога творцом мира, но не признающее его дальнейшее участие в жизни общества. 10

 Теизм – религиозно-философское учение, считающее бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и Теизм – религиозно-философское учение, считающее бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком, бог создал мир и распоряжается им. Атеизм – неверие в бога, философские учения, отвергающие всю совокупность религиозных представлений о мире. 11

Способ познания Сенсуализм – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Эмпиризм – философское Способ познания Сенсуализм – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Эмпиризм – философское учение, признающее опыт единственным источником познания. 12

 Рационализм – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником Рационализм – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником знания. Иррационализм – направление в философии, отрицающее возможность разумного логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру. 13

 Интуитивизм – (от лат. сл. присматриваться, видеть) философское направление, придающее большее значение непосредственному Интуитивизм – (от лат. сл. присматриваться, видеть) философское направление, придающее большее значение непосредственному постижению истины без логического обоснования. 14

По количеству первооснов Монизм – философское направление, которое в основе всей действительности усматривает одно По количеству первооснов Монизм – философское направление, которое в основе всей действительности усматривает одно начало. Дуализм – философское направление, которое видит в основе мира, проявление двух начал. Плюрализм – признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. 15

 Оптимистическая философия, смотрящая на жизнь и на будущее с надеждой. Пессимистическая философия, смотрящая Оптимистическая философия, смотрящая на жизнь и на будущее с надеждой. Пессимистическая философия, смотрящая на жизнь и в будущее с отчаянием. 16

Восточная философия Характерные черты самобытность. традиционность. высокий статус философии в обществе. отношение к философии Восточная философия Характерные черты самобытность. традиционность. высокий статус философии в обществе. отношение к философии как образу жизни. 17

Характерные черты китайской философии: особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида. ориентация Характерные черты китайской философии: особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида. ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях. 18

 Китайская философия сосредоточена на социальноэтической и политической проблематике, это преимущественно практическая философия. 19 Китайская философия сосредоточена на социальноэтической и политической проблематике, это преимущественно практическая философия. 19

Важнейшие источники философского знания: «Книга перемен» ( «И цзин» ) 84 в до н. Важнейшие источники философского знания: «Книга перемен» ( «И цзин» ) 84 в до н. э. . «Беседы и изречения» ( «Лунь Юй» ) - высказывания Конфуция. 20

 «Мэн-цзы» книга конфуцианца Мэн-цзы, 4 -3 в до н. э. «Книга о пути «Мэн-цзы» книга конфуцианца Мэн-цзы, 4 -3 в до н. э. «Книга о пути и добродетели» ( «Дао Дэ цзин» ) автором которой считается основатель даосизма Лао-цзы, 6 -5 век до н. э. 21

 Способы приближения к благу, заданы исторической традицией. путь правителей семейно-родовой – путь предков. Способы приближения к благу, заданы исторической традицией. путь правителей семейно-родовой – путь предков. 22

Конфуций – кит. Кон Фу-цзы 552 -479 г до н. э. Творчество философа было Конфуций – кит. Кон Фу-цзы 552 -479 г до н. э. Творчество философа было посвящено социальным проблемам: индивидуальной и общественной морали, жизнедеятельности общества, смыслу жизни человека, ритуалам. 23

Высказывания Конфуция: Высказывания Конфуция: "Стыдно быть бедным, если обществом управляют справедливо. Но когда обществом правят мошенники, - стыдно быть богатим". "Без определённых ритуалов общественная жизнь невозможна. Почтительность без ритуала становится суетливостью, осмотрительность - трусостью, смелость нахальством. " "Богов я почитаю, но держусь от них подальше. " 24

Отличительные свойства индийской философии. религиозность. принятие учения о переселении души. соединяет рационализм и мистицизм. Отличительные свойства индийской философии. религиозность. принятие учения о переселении души. соединяет рационализм и мистицизм. 25

 Индийская философия спиритуалистически направлена, то есть, устремлена к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению. Индийская философия спиритуалистически направлена, то есть, устремлена к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению. 26

Путь передачи философской мудрости Устный, от учителя к ученику, который постепенно приобщается к закрытым Путь передачи философской мудрости Устный, от учителя к ученику, который постепенно приобщается к закрытым первоистокам. Ученик воспринимает не только теорию, но и практические жизненные ориентации, технику самосовершенствования. 27

В состав Вед входит четыре больших сборника книг: Ригведа религиозные гимны. Самаведа песни для В состав Вед входит четыре больших сборника книг: Ригведа религиозные гимны. Самаведа песни для исполнения обрядов ведизма. Яджурведа - жертвоприношения и формулы заклинания. Ахтирведа о злых духах и методах борьбы с ними. 28

 Сутра – нить, предельно сжатое изложение основ учения. Философская школа, направление, видение – Сутра – нить, предельно сжатое изложение основ учения. Философская школа, направление, видение – даршан. 29

Задача философа в Индии: понять строение мира и человека выявить ценность каждого из пластов Задача философа в Индии: понять строение мира и человека выявить ценность каждого из пластов существования найти путь к освобождению (мокша, нирвана). 30

Рабиндранат Тагор - Тхакур (1861 - 1941) Широкий отклик мировой общественности нашла литературная, философская Рабиндранат Тагор - Тхакур (1861 - 1941) Широкий отклик мировой общественности нашла литературная, философская и богословская деятельность которая была пронизана гуманизмом, воинствующим антиколониализмом, просветительством. 31

Махандас Карамчанд Ганди (2 октября 1869 -30 января 1948). Прозвище Махатма – «Великая душа» Махандас Карамчанд Ганди (2 октября 1869 -30 января 1948). Прозвище Махатма – «Великая душа» . Индийский мыслитель, выдающийся общественный деятель. Сатьяграха – компания гражданского неповиновения 32

Античная философия (6 в. до н. э. – 6 в. н. э. ) Отличается Античная философия (6 в. до н. э. – 6 в. н. э. ) Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Ее творцы древние греки и древние римляне. 33

Философское знание Древней Греции сложилось в результате синтеза: традиций востока собственной мифологии искусства начала Философское знание Древней Греции сложилось в результате синтеза: традиций востока собственной мифологии искусства начала наук 34

 Тип философствования, присущий античной философии созерцательный. 35 Тип философствования, присущий античной философии созерцательный. 35

Тип мировоззрения космоцентризм. Космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все Тип мировоззрения космоцентризм. Космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком. 36

МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ Философ первооснова философ первооснова Фалес Вода Пифагор Числа Демокрит Атом Платон Идея МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ Философ первооснова философ первооснова Фалес Вода Пифагор Числа Демокрит Атом Платон Идея Гераклит Огонь Плотин Первоединый (бог), дух, душа 37

 Философия древних мыслителей, представляла собой единую, универсальную науку, включавшую все знания известные людям Философия древних мыслителей, представляла собой единую, универсальную науку, включавшую все знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социальнополитические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук". 38

 Античная философия возникла как стихийнодиалектическая натурфилософия. идея об универсальной всеобщей связи всех вещей Античная философия возникла как стихийнодиалектическая натурфилософия. идея об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений мира идея бесконечного мирового развития. 39

 Уже в античной философии сложились два альтернативных направления: Материализм идеализм. 40 Уже в античной философии сложились два альтернативных направления: Материализм идеализм. 40

Черты, определяющие своеобразие античной философии: Космоцентризм – познание космоса и человека как его неотъемлемой Черты, определяющие своеобразие античной философии: Космоцентризм – познание космоса и человека как его неотъемлемой части. Созерцательность – тип философствования. Объективизм - доминирует направленность от вселенной к человеку, субъект (человек) никогда не ставиться выше объекта (космоса). Пантеизм - космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги воплощение космоса или природы. Фатализм – судьба выражение космической необходимости, которая подчиняет себе богов и человека. 41

ЮСТИНИАН I Великий (ок. 482 — 14 ноября 565, Константинополь), византийский император. Начало заключительного ЮСТИНИАН I Великий (ок. 482 — 14 ноября 565, Константинополь), византийский император. Начало заключительного этапа античной философии (I в. до н. э-VVI вв. н. э) В литературе приводятся две относительно точные даты: 476 г. - упадок Западно. Римской империи 529 г. - закрытие философских школ в Афинах императором Юстинианом. 42

 В период 1 -2 в. в. н. э. формируются начала христианской философии 43 В период 1 -2 в. в. н. э. формируются начала христианской философии 43

Константин Великий (306 -337) Во время правления императора христианство было признано официальной государственной религией. Константин Великий (306 -337) Во время правления императора христианство было признано официальной государственной религией. 44

 Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии. 45 Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии. 45

Средневековая философия Тип мировоззрения теоцентрический. Тип философствования – умозрительный. 46 Средневековая философия Тип мировоззрения теоцентрический. Тип философствования – умозрительный. 46

 Средневековая философия подразделяется на патристику и схоластику. 47 Средневековая философия подразделяется на патристику и схоластику. 47

Патристика 1 -2 вв. – 8 в. Творчество философов или философские труды, в которых Патристика 1 -2 вв. – 8 в. Творчество философов или философские труды, в которых разрабатывались основные догматы христианской религии. Этих философов называли отцами церкви. 48

АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин) (354 -430) Фадеева В. Н. христианский теолог, главный представитель западной АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин) (354 -430) Фадеева В. Н. христианский теолог, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Сев. Африка); родоначальник христианской философии истории сочинения «О граде божием» - «земному граду» — государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» — церковь. 49

Схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) (9 -14 вв) Философия, преподававшаяся в школах Схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) (9 -14 вв) Философия, преподававшаяся в школах и университетах, учение, где предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства. 50

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226 -1274) Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226 -1274) Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Сформулировал 5 доказательств бытия бога. Основные сочинения: «Сумма теологии» , «Сумма против язычников» . 51

Важнейшие принципы философии христианского средневековья: теоцентризм – центр мировидения бог монотеистической религии креационизм –бог Важнейшие принципы философии христианского средневековья: теоцентризм – центр мировидения бог монотеистической религии креационизм –бог творец, он создал мир. провиденциализм – бог управляет миром, история исполнение божественного предначертания. принцип откровения – бог открывает человеку свою волю, истины бытия. 52

Философия Возрождения Философия Возрождения "ренессанс" - (фр. renaissance возрождение), 14 -16 вв. , Его колыбелью является Италия. Ренессанс – свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин, личность решает, что истинно, а что нет. 53

Факторы, которые повлияли на возникновение философии эпохи Возрождения: развитие естествознания географические открытия художественная деятельность Факторы, которые повлияли на возникновение философии эпохи Возрождения: развитие естествознания географические открытия художественная деятельность образование городовгосударств. 54

В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода: Первый (14 -15 в. ) — В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода: Первый (14 -15 в. ) — гуманистический рождение гуманизма противопоставление теоцентризму интерес к земному предназначению человека 55

Второй период Возрождения неоплатонический 15 - нач. 16 в. онтологическая проблематика гуманизм расширяется до Второй период Возрождения неоплатонический 15 - нач. 16 в. онтологическая проблематика гуманизм расширяется до социальных и экономических проблем 56

Третий период Возрождения. Натурфилософский (16 — нач. 17 вв. ) Онтология - отождествление бога Третий период Возрождения. Натурфилософский (16 — нач. 17 вв. ) Онтология - отождествление бога и природы Антропология - человек как природное существо Реформация - европейская религиозная революция Натурфилософия развивается в трудах Бруно 57

Итоги Возрождения Гуманизм - человек главная ценность мира. Секуляризация - высвобождение науки от религиозного Итоги Возрождения Гуманизм - человек главная ценность мира. Секуляризация - высвобождение науки от религиозного влияния Развитие научно-технической мысли. Концепции идеальных утопических государств. Идея универсальной религии Провозглашены принципы веротерпимости Стимулирование движения Реформации 58

Философия Нового времени 17 -19 вв. Характерные черты: Рационализм Механицизм 59 Философия Нового времени 17 -19 вв. Характерные черты: Рационализм Механицизм 59

Факторы, которые способствовали возвышению разума: кризис возрождения с его художественнопрактической направленностью распространение протестантизма ориентированного Факторы, которые способствовали возвышению разума: кризис возрождения с его художественнопрактической направленностью распространение протестантизма ориентированного на рациональную деятельность успехи естествознания, механики, математики их техническое использование подъем товарного производства становление индустриального общества, ускорившееся в результате религиозных войн и революций 16 -17 вв. в Нидерландах и Англии. 60

Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. Ведущая роль в познании принадлежит рациональным опытным данным и структурам сознания индукции (от и дедукции (от частного к общему) общего к частному) Фадеева В. Н. 61

Классификация наук По психологическому критерию. История — это знание, опирающееся на память; естественная история, Классификация наук По психологическому критерию. История — это знание, опирающееся на память; естественная история, описывающую явления природы гражданскую. Поэзия основана на воображении. Философия — рассудок. естественную философию, божественную философию (естественную теологию) человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). 62

ДЕКАРТ Рене (латинизированное — Картезий; (1596 -1650), французский философ, математик, физик и физиолог «Сомневаюсь, ДЕКАРТ Рене (латинизированное — Картезий; (1596 -1650), французский философ, математик, физик и физиолог «Сомневаюсь, следовательно существую» Фадеева В. Н. 63

 «Правила метода» «квинтэссенция» европейского рационализма: 1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. «Правила метода» «квинтэссенция» европейского рационализма: 1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. 64

Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке. 65

Характерные черты: антифеодальная направленность стремление создать программу социальных преобразований сформировать новый идеал человека. 66 Характерные черты: антифеодальная направленность стремление создать программу социальных преобразований сформировать новый идеал человека. 66

 Главным препятствием на пути прогресса является невежество, заблуждения, предрассудки. Путь преодоления препятствий воспитание. Главным препятствием на пути прогресса является невежество, заблуждения, предрассудки. Путь преодоления препятствий воспитание. «Энциклопедия» , издававшаяся в 1751 -80 гг. Дидро 67

Основные характеристики немецкой классической философии: Идея свободы – французская революция воспринята как начало новой Основные характеристики немецкой классической философии: Идея свободы – французская революция воспринята как начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий гражданские права и свободы каждому. систематическая разработка диалектического миропонимания и способа мышления. установка на создание философии как науки. 68

Абсолютный дух находит свое выражение: искусстве - отображение человеком абсолютной идеи, увиденной гениальными людьми Абсолютный дух находит свое выражение: искусстве - отображение человеком абсолютной идеи, увиденной гениальными людьми религия – абсолютная идея открывается человеку богом в виде откровения философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи, это знание, данное богом и понятое гениальными людьми. 69

Главные идеи философии Нового времени: Учение Бэкона. Учение Декарта. философия права, включающая в себя Главные идеи философии Нового времени: Учение Бэкона. Учение Декарта. философия права, включающая в себя концепцию свободы, теорию гражданского общества, теорию правового государства. теорию общественного договора теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; начало теории парламентской демократии «Декларация прав и свобод человека и гражданина» Концепция религиозной веротерпимости. Немецкая классическая философия. 70

Современная западная философия К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце Современная западная философия К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века. 71

Характеристики современной западной философии: отход от рационального и переход к плюралистическому и толерантному философствованию. Характеристики современной западной философии: отход от рационального и переход к плюралистическому и толерантному философствованию. появление новых проблем - возникают новые философские направления. философия освобождается от идеологического прессинга поворот философии к исследованию сущности и существования человека, опираясь на западную и восточную философию. на первый план выходит проблема выживания человечества. 72

Основные современные философские направления. Основные современные философские направления.

Философия жизни говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и души человека. Философия жизни говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и души человека. Считается важным изучение жизни отдельного человека, подчеркивается, творческий и непредсказуемый характер жизни, жизнь познается интуитивно. Возникает в Германии в конце 19 века. Основные представители: Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет. 74

ПОЗИТИВИЗМ Основан в 30 -х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). все ПОЗИТИВИЗМ Основан в 30 -х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в философии. позитивизм Классический позитивизм Эмпириокри тицизм Неопозитивизм Логический позитивизм 75

Три волны позитивизма характеристика представители Классический позитивизм конец 19 в. Философия должна Огюст Конт Три волны позитивизма характеристика представители Классический позитивизм конец 19 в. Философия должна Огюст Конт систематизировать и обобщать научные знания, а не объяснять их Эмпириокритицизм 19 -20 век. Наука должна отвечать на Э. Мах, вопрос «как» а не А. Пуанкаре «почему» Р. Авенариус Неопозитивизм Логический позитивизм 30 гг. 20 в. Сведение философии к логическому анализу языка науки Принцип верификации Фадеева В. Н. Б. Рассел Р. Карнап К. Гедель М. Шлик 76

Постпозитивизм Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую логическим Постпозитивизм Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую логическим позитивизмом. Возник во второй половине 20 века, представители: К. Поппер, Т. Кун. 77

Экзистенциализм 20 годы 20 века Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого Экзистенциализм 20 годы 20 века Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия. 78

Основателем экзистенциализма был Серен Кьеркегор (1813 -1855) 79 Основателем экзистенциализма был Серен Кьеркегор (1813 -1855) 79

Экзистенциализм подразделяется на религиозный и атеистический: Религиозный Атеистический Л. Шестов, Н. Бердяев, М. Хайдеггер. Экзистенциализм подразделяется на религиозный и атеистический: Религиозный Атеистический Л. Шестов, Н. Бердяев, М. Хайдеггер. Ж. П. Сартр, А. Камю К. Ясперс, Г. Марсель Подлинное существование Вера есть подлинное признание неотчуждаемой существование. свободы другого. Неподлинное существование: вне веры безграничное самоутверждение за чужой происходит деградация счет. человечества. 80

Феноменология (гр. феномен являющееся и логос учение) Основоположник немецкий философ Э. Гуссерль (1859 -1938). Феноменология (гр. феномен являющееся и логос учение) Основоположник немецкий философ Э. Гуссерль (1859 -1938). Это дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. 81

Психоанализ Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит идея бессознательного. Психоанализ Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит идея бессознательного. Психоанализ ведет свое начало с кружка сторонников Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и образовавших в 1908 г. венское психоаналитическое общество. 82

Герменевтика (гр. объясняю, толкую) Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности текста. Главным Герменевтика (гр. объясняю, толкую) Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности текста. Главным является вопрос, что такое понимание. Процесс понимания описывается как движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот. Представители: В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х. -Г Гадамер, Ю. Хабермас. 83

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии — велись исследования в России. 84

Этапы русской философии: 10 -17 вв. Зарождение русской философии. Основные проблемы: соотношение веры и Этапы русской философии: 10 -17 вв. Зарождение русской философии. Основные проблемы: соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. В это время возникла доктрина Филофея «Москва – третий Рим» . 85

 «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» , политическая теория 15 -16 вв. , утверждавшая историческое «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» , политическая теория 15 -16 вв. , утверждавшая историческое значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III. 86

18 в. Философская мысль разделяется на антропологию гносеологию социальные взгляды Развиваются идеи просветительского гуманизма. 18 в. Философская мысль разделяется на антропологию гносеологию социальные взгляды Развиваются идеи просветительского гуманизма. Основными проблемами становятся проблемы бога и человеческой души. 87

19 в. Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент. Споры о судьбе Росси вытекают 19 в. Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент. Споры о судьбе Росси вытекают в два направления: западники и славянофилы Развиваются материалистические взгляды Распространяется народническая идеология Зарождается русская религиознофилософская мысль. 88

Западники и славянофилы 1840 — 50 -х гг. 89 Западники и славянофилы 1840 — 50 -х гг. 89

ЗАПАДНИКИ Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития по западноевропейскому пути. 90 ЗАПАДНИКИ Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития по западноевропейскому пути. 90

Грановский Тимофей Николаевич (09. 03. 1813, Орел – 04. 10. 1855, Москва) историк общественный Грановский Тимофей Николаевич (09. 03. 1813, Орел – 04. 10. 1855, Москва) историк общественный деятель 91

Константин Дмитриевич Кавелин (1818 -1885) Русский мыслитель, историк, правовед и общественный деятель. Первоначально занимал Константин Дмитриевич Кавелин (1818 -1885) Русский мыслитель, историк, правовед и общественный деятель. Первоначально занимал либеральные позиции, позднее сблизился со славянофилами. 92

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (17941856) российский мыслитель публицист 93 ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (17941856) российский мыслитель публицист 93

СЛАВЯНОФИЛЫ Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее СЛАВЯНОФИЛЫ Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. противостояли западникам. 94

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 -60), русский религиозный философ, писатель, поэт членкорреспондент Петербургской АН (1856). ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 -60), русский религиозный философ, писатель, поэт членкорреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др. ) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. 95

САМАРИН Юрий Федорович (181976), российский философ, историк Один из идеологов славянофильства. Автор либеральнодворянского проекта САМАРИН Юрий Федорович (181976), российский философ, историк Один из идеологов славянофильства. Автор либеральнодворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859 -60 член редакционной комиссии. 96

НАРОДНИЧЕСТВО вторая пол. 19 — начало 20 в. Разновидность утопического социализма, 1860 -х — НАРОДНИЧЕСТВО вторая пол. 19 — начало 20 в. Разновидность утопического социализма, 1860 -х — начала 1880 -х годов; либеральное направление 1880 -1890 -е г. . развиваются материалистические взгляды 97

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 -1870), российский революционер, писатель, философ. Основоположник теории «русского социализма» В ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 -1870), российский революционер, писатель, философ. Основоположник теории «русского социализма» В России возможен переход к социализму, минуя капитализм, благодаря сельской общине: с ее коллективным землевладением, традициями самоуправления; Идеи Герцена были развиты Н. Г. Чернышевским, 98

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 -89), русский писатель, публицист. один из идеологов революционного движения в ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 -89), русский писатель, публицист. один из идеологов революционного движения в России 99

Два направления народничества По критерию движущей силы истории Народные массы и их революционная сила Два направления народничества По критерию движущей силы истории Народные массы и их революционная сила Бакунин Кропоткин Отечественная интеллигенция и их долг перед народом Лавров Михайловски й 100

БАКУНИН Михаил Александрович [1814 — 1876 Берн, Швейцария] российский революционер, публицист, один из основоположников БАКУНИН Михаил Александрович [1814 — 1876 Берн, Швейцария] российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. 101

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842 -1921), князь, российский деятель революционного движения, теоретик анархизма, географ и КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842 -1921), князь, российский деятель революционного движения, теоретик анархизма, географ и геолог. 102

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 -1900) российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 -1900) российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. 103

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 -1904) российский социолог, публицист, литературный критик, народник. 104 МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 -1904) российский социолог, публицист, литературный критик, народник. 104

70 гг. 19 в. - русская религиознофилософская мысль. Философия всеединства Вл. С. Соловьева. Сущность 70 гг. 19 в. - русская религиознофилософская мысль. Философия всеединства Вл. С. Соловьева. Сущность философии всеединства: Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному знанию» 105

 «Цельное знание» мистическое рациональное эмпирическое 106 «Цельное знание» мистическое рациональное эмпирическое 106

19 - 20 в. Серебряный век Классика русской религиозной философии Розанов В. В. (1856 19 - 20 в. Серебряный век Классика русской религиозной философии Розанов В. В. (1856 -1919) Шестов Л. И. (1866 -1938) Ильин А. И. (1883 -1954) 107

19 -20 в. Марксизм Основатели: Плеханов Г. В. (1856 -1918) – теория, материалистическое понимание 19 -20 в. Марксизм Основатели: Плеханов Г. В. (1856 -1918) – теория, материалистическое понимание истории Ленин В. И. (1870 -1924) – практика, социально-политическая революция 108

Плеханов Георгий Валентинович (псевдоним Н. Бельтов и др. ) [1856 — 1918] русский теоретик Плеханов Георгий Валентинович (псевдоним Н. Бельтов и др. ) [1856 — 1918] русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. 109

Русская философия в 20 в. Диалектико-материалистическая философия Диссидентское направление. Эмигрантское направление. 110 Русская философия в 20 в. Диалектико-материалистическая философия Диссидентское направление. Эмигрантское направление. 110

Типы философствования Созерцательный тип – античная философия Умозрительный тип – религиозная и религиозно-мистическая философия Типы философствования Созерцательный тип – античная философия Умозрительный тип – религиозная и религиозно-мистическая философия Деятельностный тип – ориентирован на осуществление социальных преобразований Социально-экологический тип – определяющее отношение к миру забота о сохранении мира 111