фиол.pptx
- Количество слайдов: 25
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА Выполнил: студент ЮФУ физического факультета, 6 группы Максименко Александр
Оглавление: 1 – личное отношение и актуальность темы 2 – введение, поставленная цель 3 – основное понятие и его расшифровка 4 – мифологическая концепция 5 – объективно-идеалистическая модель 6 – натуралистическая концепция 7 – понятие марксизма 8 – положения концепции марксизма 9 - атомистическая теория 10 – теория Зиммеля 11 – «сетевые» теории общества 12 – теория «социальных групп» 13 – схема взаимодействий в обществе 14 – концепция методологического индивидуализма 15 – к чему в итоге приходит большинство теорий 16 – типы стратифицированного общества 17 – кастовое разделение 18 - сословность 19 – социальные классы 20 - рабство 21 – заключение и обобщение 22 – список используемой литературы и интернет-ресурсов
1 Человеческое общество – неотъемлемая часть современного мира. Понять его структуру чрезвычайно важно для таких наук как социология, психология и философия. Проблемы, связанные с данным понятием весьма актуальны, именно поэтому эта тема вызвала у меня большой интерес.
2 Человек является существом, которое не может нести существование вне общества. Поэтому в философии понятие «общество» несёт особый смысл. И многие мыслители пытались понять и описать структуру человеческого общества. Споры на эту тему продолжаются и по сей день. Так давайте же разберёмся: каковы основные подходы к расшифровке этого понятия. «Вне общества может жить только гений или сумасшедший» Аристотель
Общество в широком смысле - это обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развитую форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство. Иначе говоря, это все человечество в целом, то есть вся совокупность общественных организмов. 3
Пожалуй, самой первой концепцией понимания общества стала религиозно-мифологическая модель. Эта модель возникла ещё в эпоху рабовладения. Основным аспектом этой модели была религиозная тема. Общественный строй рассматривался как «Божьи рабы» , считалось, что на всё воля Божья, и человек не в силах изменить свою судьбу. Общество действовало по законам морали, что подмечено практически в любой религии, а также в мифах 4 .
Существует также объективно-идеалистическая модель общества, основой которой являются взгляды Гегеля, высказавшего некоторые догадки о закономерностях развития общества. Гегель считал, что события во времени не происходят стихийно. Вся история состоит из неких действий, реализованных людьми по их эгоистичным желаниям. Каждый человек хочет самосовершенствоваться и достигать чего-то нового, это желание любого человека, по мнению Гегеля, и есть движущий механизм развития общества (этоморичный процесс). Фридрих Гегель 5
В Новое время появилась другая концепция – натуралистическая. Её представляли Исаак Ньютон, Рене Декарт и др. , хотя первые натуралистические идеи можно найти и в сочинениях философов Древней Греции. Демокрит высказывал мнение о том, что общество имеет природное происхождение, Аристотель же выдвигал идею о естественном происхождении расслоения людей в социуме. Представители в Новом времени Ньютон 6 Представители в античности Аристотель Декарт Демокрит
Карл Маркс и Фридрих Энгельс – основатели концепции марксизма Ещё одна из популярных концепций – марксизм. Её сущность заключается в том, что в процессе эволюции у человека появлялись социально-побудительные мотивы, отличающие людей от животных. Следуя правилу «выживает сильнейший» , в истории сохранились только самые сильные группы людей. Эти группы взаимодействовали между собой, формируя сложную систему социальных законов. Собственно говоря, так и появилось общество, пробившись от биологических закономерностей до современных человеческих моральных и иных взаимодействий. Движущей же силой этого процесса являлся труд. Именно труд, по мнению марксистов, сделал из обезьяны человека. 7
Положения концепции марксизма 8
Срeди соврeменных концепций общества выделяется "атомиcтическaя" теория, автором которой является Дж. Девиc. Согласно этой теории общество – это совокупность отношений между отдельными людьми. Девис писал: "Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром". 9
Крайним выражением концепции Девиса была теория Г. Зиммеля, считавшего общество взаимодействием индивидов. Следствием данного взаимодействия были социальные связи и роли, которые каждый человек исполняет в обществе. Однако такое представление (общество как смешение связей) не объясняло в нём всех взаимодействий. Георг Зиммель 10
Затем появились «сетевые» теории общества. В центре внимания данной концепции находятся личностные качества и желания отдельных людей. Желания, подкреплённые характером человека неизбежно сплетались с желаниями и деятельностью других людей, образуя «паутину» отношений. 11
Самой популярной теорией является теория «социальных групп» , где общество рассматривается как совoкупнoсть рaзличных пeресeкающихся групп людей, являющихся разновидностями какой -либо дoминирующей группы. Еcли в "атoмистической" или "сетeвой" концeпциях сущeственным компонeнтом в определении общества является тип oтношений, то в "гpуппoвых" теориях - группы людей. Pассматривая oбщество как нaиболее oбщую совокупность людей, авторы этой концепции отoждествляют понятие "общeство" с пoнятием "человeчество". 12
Схема взаимодействий в обществе 13
Карл Поппер 14 Еще одна современная теория - концепция методологического индивидуализма, которая сложилась на основе марксизма. По мнeнию Карлa Поппера, суть данной кoнцепции зaключается в том, что каждое коллективное явление мы должны раcсматривать как рeзультат дeйствий, целей, мнeний oтдельных людей.
Однако большинство теорий приходит к выводу, что группы людей не равны социально. Общественный строй – результат сложного многофакторного процесса, совершенно разных моделей поведения, культурных особенностей. 15
Энтони Гидденс 16 Энтони Гидденс рaзличает чeтыре oсновных типa стрaтифицировaнного oбщества: рaбство, кaста, сoсловие и клacс.
17 Кастовое разделение больше всего наглядно в Индии, где границы между кастами очень резки.
18 Сословность же является чертой феодализма в европе.
Социальные классы – это группы людей, сформированные по разделению труда и качеству жизни. Социальные классы присутствуют и в современном обществе. Главным фактором, определяющим к какому классу будет относиться индивид или их группа, является материальное положение. В настоящее время этот фактор распределяется примерно следующим образом: 19
Рабство — истoрически это систeма устрoйства общeства, где челoвек являeтся сoбствeнностью другoго чeловека или гoсудaрства. Современное общество рабство практически искоренило, так как такое взаимоотношение в обществе противоречит правам и моральным законам человека. 20
В заключении можно выделить, что современный подход к изучению общества включает пять основных теоретических положений: 1) общество - это система частей, объединенных в единое целое; 2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд; 3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами себе; 4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер; 5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. 21
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы и интернет-ресурсов: 22 http: //aldebaran. com. ru/publications/9142 http: //ckct. orenportal. ru/study/soc 20. shtml http: //uchebnikionline. ru/filosofia/filosofiya__danilyan_og/filosofskiy_analiz_suspilstva. htm http: //uchebnikionline. ru/filosofia/filosofiya__kasyan_vi/ponyattya_suspilstva_osnovni_pidhodi_rozuminnya_suspilstv a. htm ru. wikipedia. org/ «История древнего мира» - А. Б. Преображенский «Никомахова этика» - Аристотель «Четыре касты. Кто вы? » - Алексей Похабов
фиол.pptx