11 кл. XX век. ИСКУССТВО .ppt
- Количество слайдов: 54
Основные тенденции и понятия культуры XX века. Промышленный и технологический прогресс - ключевые понятия 20 в. Достижения человечества и кризис культуры. Модернизм исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классических эпох. На рубеже XIX – XX веков в искусстве четко определились два основных направления: РЕАЛИЗМ и МОДЕРНИЗМ. В РЕАЛИЗМЕ мастера видели возможность раскрыть противоречивый окружающий мир, а МОДЕРНИЗМЕ объединил нетрадиционные антиреалистические направления в искусстве, противопоставивших себя традиционному искусству в качестве единственно истинного «искусства современности и будущего» экспрессионизм вортицизм супрематизм сюрреализм футуризм поп-арт кубизм оп - арт фовизм соц-арт абстракционизм конструктивизм примитивизм дадаизм
МОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ Особенности: -многообразие не укладывающихся в единую формулу художественных поисков; - развитие разнородных художественных течений не последовательно, а параллельно; - непрерывное обновление художественных форм, - условность (схематизация, отвлечённость) стиля. Причина возникновения - кризис веры в рациональное устройство мира. В советской критике понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), первое модернистское течение XX в. во французской живописи, существовавшее в 1905 – 1907 гг. Черты стиля: эмоциональное выражение в стихийной динамике письма, яркие чистые цвета, контуры изображений условны, работам присуща декоративность и плоское изображение. Яркий представитель этого течения – А. Матисс. Музыка Анри Матисс Красные рыбки. 1869– 1954 гг. 1911 г. французский художник.
Портрет Мадам Матисс. 1905 г. Танец. 1910 г. Открытое окно. 1905 г. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания.
КУБИЗМ - авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 -й четв. 20 в. Развивалось во Франции, в других странах. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Основные черты: - условный характер пространства; - отказ от перспективы или применение обратной перспективы; - сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон; - картина как коллаж из отдельных аспектов формы.
Новое течение модернизма – КУБИЗМ вызвало бешенство и отторжение среди мещан. Русский вapиaнт кyбизмa - кyбoфyтypизм. Франц Марк. Свиньи. Грис. Портрет Пикассо Лентулов. Небозвод. Хуан Грис Сенекио Пауль Клее Малевич. Точильщик. Парусные лодки. Лайонел Фейнингер
Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Пикассо. Танец. 1925 г. Пикассо. Портрет Амбруаза Валлора. 1910 г.
Реализм Автопортрет. 1901 Р Кубизм Автопортрет. 1907 Пабло Пикассо 1881 - 1973 гг. испанский художник и скульптор. Пикассо - изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов, создал более чем 20 тысяч работ. Поль в костюме Арлекина. 1924 г. Полишинель с гитарой
Кубизм Пикассо Кошка Авиньонские девицы Натюрморт Дора Маар Арлекин с гитарой 1918 г. Плачущая женщина
Герника. 1937 г. Мадрид. Прадо. Самое знаменитое произведение Пикассо в стиле сюрреализма - написано через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выражал прямо, но придавал своим картинам тревожную тональность и мрачность.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ КУБИЗМ – новое направление кубизма, где в картине используют предметы реальной жизни, в композицию вводятся буквы, цифры, фрагменты слов, обрывки газет, телеграфных строк, надписи на витринах магазинов и кафе, номера автомобилей. Жорж Брак. Натюрморт на столе. 1913 г. Коллаж. Париж. Трубка, рюмка, игральная кость и газета. 1914.
Дома в Эстаке. Слово "кубизм" скорее всего возникло в 1908 г. Существует легенда о том, что Матисс увидев картину Жоржа Брака "Дома в Эстаке", сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. Женщина с гитарой
Фонтан. 1917 г. Сушилка для бутылок. Дюшан. Автопортрет в профиль. L. H. O. O. Q Джоконда с усами и бородкой. 1918 г. ДАДАИЗМ (ерунда, детский лепет), авангардистское литературнохудожественное течение в 1916 -1922 гг. . Дадаизм сложился в Швейцарии. В творчестве дадаистов мир представлен как нечто абсурдное, не имеющее смысла, выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, комбинациях случайных предметов. «Джоконда с усами» - прямой вызов публике, всегда считавшей произведение великого Леонардо синонимом гениальности.
Франсис Пикабия французский художник, один из основоположников дадаизма; использовал коллаж - (фр. collage — приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т. д. ) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов.
ПРИМИТИВИЗМ - направление искусства конца 19 - 20 вв. , где сознательное обращение к формам примитивов – произведениям первобытного, народного искусства, детскому творчеству, лубку, вывеске. Главный признак - упрощение художественных средств. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию. В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича, художников групп "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и др. Н. Гончарова Дровокол 1910 А. Куприн Сокольники К. Малевич Авиатор
НАИВНОЕ ИСКУССТВО или ПРИМИТИВИЗМ – (первый, ранний) художественное направление в искусстве конца 19 - 20 вв. , где сознательное обращение к формам примитивов – произведениям первобытного, народного искусства, детскому творчеству. К примитивизму относят творчество наивных художников, не получивших профессионального образования. Крестьянская свадьба.
Анри Руссо 1844 – 1910 гг. Французский живописец, самоучка, служил на таможне. Примитивист. Картины отличаются плоскостной формой, ярким, пестрым колоритом, точностью деталей. Игроки в футбол. 1908 г. Обезьяны. 1906 г. В тропическом лесу. Битва тигра и быка. К примитивизму относят творчество наивных художников, не получивших профессионального образования.
Нико Пиросманашвили Грузинский художниксамоучка. Писал вывески для духанов-столовых и увеселительных заведений города и картины на темы из жизни тбилисских горожан; портерты, пейзажи, натюрморты, изображения животных.
ФУТУРИЗМ (будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20 -х гг. , преимущественно в Италии и России. , отрицание традиционной культуры, культивирование эстетики урбанизма и машинной индустрии. Стая ласточек кружится за окном художника. Неподвижные ставни контрастируют с движением птиц. Эта работа пример творчества итальянских футуристов, стремившихся запечатлеть движение – символ динамики современного мира. Балла Джакомо. Полет ласточек. 1912 г.
Давид Бурлюк – русский футурист. Головы. 1911 В парке. Портрет В. Кандинского. Приход весны и лета. Как и итальянские, так и российские футуристы были очарованы динамизмом, скоростью, и неугомонностью современной городской жизни. Крестьянка и лошадь Лошадь-молния. Любовь и мир. Революция. Российский футуризм зародился в декабре 1912 г. , когда группа Hylaea Санкт. Петербурга (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк) выпустила манифест под названием Удар в лицо общественного вкуса.
СЕВЕРИНИ Джино 1883 -1966 гг. итальянский художник, один из лидеров футуризма. Для его творчества 1910 -х гг. характерны бравурные полотна, передающие жизнь и праздники современного города в Портрет динамических ритмах, Артура Крамера. дробных формах на 1912 г. грани абстракции. Бульвар. Автопортрет. Танцовщица.
Марио Сирони. Грузовик. 1919 г. Л. Попова. Футуристический портрет. 1914 Цель футуристов- пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. В футуристическом манифесте “Искусство механизмов” говорится о двух ипостасях идеала нового человека. Это либо человек – робот, функционер, безликий винтик в механизме окружающего мира и общества, либо личность, воплощающая идею сверхчеловека. Фортунате Деперо. Я и жена. 1919 г. Умберто Боччони Эластичность.
АБСТРАКЦИОНИЗМ, беспредметное искусство, модернистское течение. Основной принцип - отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Абстрактное искусство возникло в 1910 -1913 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первыми были В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова др. Кандинский. Желтое красное синее 1925 Пит Мондриани Михаил Ларионов Умберто Боччони Ф. Пикабия Робер Делоне Н. Гончарова
ВОРТИЦИЗМ - модернистское течение в Англии, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году и закончившее свое существование, не дожив даже до конца первой мировой войны, но сыгравшее заметную роль в формировании английского абстракционизма. Характерна идейная близость с футуристами. Итальянским футуристом Умберто Боччони замечено, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски "вихрь"- vortizio). Для вортицизма, как и футуризма, свойственно стремление к передачи процесса движения (в скульптуре и живописи). Это резкий, угловатый, очень динамичный стиль.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (выразительность) - направление в литературе и искусстве 1 -й четв. 20 в. , провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Голландец Венсент Ван Гог (постимпрессионист), бельгиец Джеймс Энсор и норвежец Эдвард Мунк (символисты) были предшественниками этого модернисткого течения в искусстве. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: • отказ от иллюзорного пространства, • упрощенный рисунок до карикатуры, • деформация предметов • выбор ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого.
Мунк рассказывал о истории создания картины «Крик» : «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кровавокрасный цвет – и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы» . Эмиль Нольде. Пляска вокруг Золотого тельца. 1910 Крик. На полотне полуобнаженные женщины с искаженными пропорциями тела в каком-то экстазе совершают таинственные движения – символ бессмысленного поклонения человечества власти денег.
К первому периоду относят творчество Оскара Кокошки. Объединение «Мост» (Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и др. ) Объединение «Синий всадник» (В. Кандинский, Франц Марк). Выражение чувств, раскрытие духовной сущности вещей были главными направляющими в их творчестве. Эрих Хеккель Пауль Клее Розовый сад Эрнст Кирхнер. Автопортрет в виде солдата. Оскар Кокошка. Буря. Австрия. Эрнст Кирхнер
Отто Дикс изображал мир и свое время такими, каким их видел — кровавыми, алогичными и равнодушными к человеку. Семь смертных грехов. 1933. Дикий Запад. Большой город. 1927 -1928. Серия первая мировая война.
Высшим достижением Кандинский считал «композицию» , которая представляет собой синтез фантастического и реального. Композиция V. 1913 г. Эрмитаж. Доминирующая кривая. 1936 г. Нью-Йорк. Свои картины Кандинский делил на три группы: «импрессии» , «импровизации» и «композиции» . «Импрессии» возникали в результате фиксации впечатлений от внешнего мира. При создании «импровизаций» главную роль играют фантазия и интуиция художника.
КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) - художественное направление в русском искусстве 1920 -х гг. , провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. В архитектуре, оформительском, и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, дизайне. Сторонники конструктивизма ("конструирования" окружающей среды) стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты противопоставили простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. В. Татлин. Модель памятника III Интернационалу 1919 -20
Стул в стиле Конструктивизма. Буковые прутья. 1920 -е гг. Модель абажура для лампы. 1922 контррельефы Владимир Татлин - живописец, график, монументалист, дизайнер, художник театра, конструктор, автор архитектурных и инженерных проектов. Наряду с К. С. Малевичем – один из самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в.
Александр Родченко русский художник и фотограф, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Красное и желтое Проект чайного сервиза Чашка и блюдце 1922 Рекламный плакат для Лениздата. 1925. Фотомодель Лиля Брик Конструктивная роль линии. В новой стилистике линия не очерчивала контуры предметов, а стала элементом конструкции. В. Маяковский, А. Родченко. Дайте солнце ночью!
Три стадии рисунка натюрморта: реалистический рисунок, линейный, абстрактный. 1921 – 1922 гг. Композиционные упражнения по курсу А. Родченко. 1921 – 1922 гг. Таблица 1 «К проблеме композиции…» . 1942 г. Проектирование как профилирующая дисциплина. Универсальный трансформируемый стол. И. Морозов. 1926 г. Руководитель А. Родченко
Эскиз костюмов к спектаклю Ромео и Джульетта для Камерного театра 1919 Эскиз костюмов к спектаклю Саламея для Камерного театра. 1917 Иллюстрации Живописец, сценограф, декоратор, модельер Александра Экстер Выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «арт Деко» . Одна из первых, кто стал внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн.
СЮРРЕАЛИЗМ – художественное направление в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Андре Бретон - писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон - один из основателей сюрреализма, Сальвадор Дали - художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: "Сюрреализм - это я!» . Они желали осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления, и намеревались предложить людям новый способ сознания. СЮРРЕАЛИЗМ (франц. . — сверхреализм), направление в искусстве 20 в. , провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.
Таинственные образы Дерево – символ обновления, но здесь символизирует разрушительную силу времени. Муравьи символизируют время, пожирающее нашу жизнь. Стекающие часы напоминают язык, одно из любимых превращений Дали, символизируют остановившееся Время. Странная фигура напоминает портрет Дали.
Автопортрет Хуан Миро Распаханное поле Испанский живописец, скульптор, график, дизайнер. Один из лидеров сюрреализма, которого вдохновляло примитивное искусство, творчество детей, и над всем этим стояла его вера в подсознание и силу воображения. Стол Каталонская хрюшка. Деревня
СУПРЕМАТИЗМ от лат. supremus - наивысший) - условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910 -х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства, стилю свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), что оказало большое влияние на конструктивизм, производственное искусство, дизайн.
ПОП-АРТ (англ. pop art, сокр. от popular art — общедоступное искусство), модернистское худ. течение, возникшее во 2 -й пол. 1950 -х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, попарт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д. ).
Поп-артисты воплотили в своем творчестве мысль немецкого философа Беньямина о том, что главное в современном искусстве — стать массовым продуктом потребления. «Поп-арт означает — Любить Вещи» , говорил Энди Уорхол. Творчество поп-артистов возвращает предмет в искусство, но предмет этот лишен художественной поэтизации.
ЭНДИ УОРХОЛ. 1928– 1987 г. американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, писатель, коллекционер, продюсер. После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, имеющих деньги, чтобы покупать товары, которые им особо не нужны. Например, Coca cola или Levi's джинсы стали важным атрибутом этого общества. Искусство поп - арта использует стереотипы и символы, воплотило в себе творческие искания новых американцев, сформировалось и стало течением искусства в Америке. 16 Джеки. «Formula 1 car» . 1954 г. Энди Уорхол. Модель. 1950.
В 1960 он Энди Уорхол создал культовое произведение coca-cola. Затем появился ряд картин с изображением Консервных банок с супом Кэмпбелл (Campbell's Soup Can), ставшие визитной карточкой художника. BMW, покрашенная Энди.
Энди Уорхол. Мэрелин. Это изображение - один из десяти оттисков, воспроизводящих лицо актрисы в различных цветовых вариациях и уподобляется художником поп – арта упаковке потребительского товара. Безликий повтор популярного облика с яркой подачей, в котором Уорхол показывает сущность рекламы и её гипнотическое воздействие на массы.
Ричард Гамильтон — определил поп-арт следующими словами: "популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес". Это остроумное и изящное Картина-коллаж Р. Гамильтон «Вот оно завтра» Лондон. 1956 г. классическое произведение поп-арта, воспевающее прелесть нашей действительности. Коллаж составлен из вырезок из “цветных” журналов. Интерьер дома среднего потребителя, с предметами комфорта с рекламных страниц: это магнитофон, телевизор, естественно газета, на стене вместо картины увеличенный фрагмент комикса, за окном, конечно же, виден кинотеатр. Центральная мужская фигура вырезана из рекламы культуризма. Образ реального мира вытеснен скоплением фиктивных имиджей масс -культуры. В коллаже автор демонстрирует свою “непричастность” к созданному образу, так как он сознательно фиксировал готовые изображения, не интерпретируя их.
Том Вессельман- представитель движения поп-арт. Картины сделаны в стиле сериографии (печать масляными красками). Сиюминутность сюжета в живописи часто подчеркивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре - тщательным воспроизведением мелких деталей.
Оп – АРТ (оптическое искусство) является разновидностью поп – арта, цель которого – использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Вазарели Виктор один из основоположников оптического искусства – оп – арта (1960 – е годы). Цель этого направления – вовлечь зрителя в созерцание иллюзорного эффекта, прибегая ко всякого рода оптическим трюкам.
Оп – арт разновидность "геометрического" абстракционизма основоположник – В. Вазарели (с 1930 по 1997 г. работал во Франции) Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.
Применение идей оп-арта в архитектуре. Университет Каракаса в Венесуэле, настенная декорация.
В основе оп-арта лежит оптический феномен, позволяющий постоянно держать глаз в напряжении, основанный на взаимосвязи фона и фигур, пространства и плоскости.
Иллюзию движения создает ритм изгибающихся полос. Экспериментальный метод, управляющий сбоями в работе зрительного аппарата, производит шоковое воздействие. Элементы своих произведений художник рассматривает как природные явления. Райли Бриджет. Ослепительный поток 3.
• • СОЦ-АРТ — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970 -х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода. СОЦ-АРТ возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Э. Булатов «Закат» 1989 г. СОЦ-АРТ возник в 1972 г. , определяет неофициальное искусство в СССР, с 1970 по 1988 гг. возник как инструмент критики соцреализма советскими художниками-неформалами, как реакция на идеологические мифы.
Наиболее видными фигурами соц-арта были Виталий Комар и Александр Меламид, которые в 1972 г. основали это направление. Двойной портрет в виде юных пионеров. 1984 г. Не болтай. 1974 Портрет медведя. 1984 г.
Монументы. 1985 г. Мясник из серии «Всюду жизнь» Серия «Всюду жизнь» 25 скульптур. Фарфор. Высота от 17, 5 до 22, 5. Григорий Брускин (р. 1945) стал известным буквально «за одну ночь» 1988 года, когда на первом (и единственном) аукционе Сотби в Москве были проданы за 930 тысяч долларов шесть его картин. С 1989 года художник живет в США. Брускин последовательно разрабатывает образную систему советского Мифа, что роднит его с соц-артом. Памятники. 1984 г.