тема поэта и поэзии.pptx
- Количество слайдов: 26
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА • 1. Гражданская тема: «Лицинию» , ода «Вольность» , (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одина ково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» ( «Любви, надежды, тихой славы…» , 1818), «Деревня» (1819) (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает» , т. к. «барство дикое, без чувств, без Закона» ), «Узник» , «Зимний вечер» , «Арион» , «Во глубине сибирских руд…» , «Анчар» , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» • 2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России. • 3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…» , «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо» , «Признание» , «Не пой, красавица, при мне…» , «Что в имени тебе моем? » , «Для берегов отчизны дальней» , «Черная шаль» , «Желание славы» (1825), «Элегия» ( «Безумных лет угасшее веселье…» , 1830) • 4. Тема дружбы: «Пирующие студенты» , « 19 октября» (1825), «Друзьям» , «Дельвигу» , «Пущину» , «Во глубине сибирских руд…» , «Арион» • 5. Тема поэта и поэзии: «Поэт» , «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей» ), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Разговор книгопродавца с поэтом» , «Чернь» , • 6. Тема родины и природы: «Деревня» , « К морю» , «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» , «Зимнее утро» (1829), «Бесы» , «Туча» , «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835) • 7. Философская лирика: «Телега жизни» , «Дар напрасный, дар случайный…» , «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» , «Бесы» , «Пора, мой друг, пора…» , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чье творчество можно достаточно четко разделить на периоды, обусловленные влиянием на автора различных литературных течений, его внутренней эволюции, а также обстоятельствами личной жизни.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение “Городок” (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь: Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: “Бессмертен ввек пиит”.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Идея гражданского долга поэта нашла свое воплощение в период пребывания поэта в Петербурге (1817 -1820): поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. В этот период поэта занимает мысль о том, что закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Его исполнение вкупе с просвещением дает искомую вольность. Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Если в петербургский период лирический герой-поэт стремился к активному участию если не в политической, то в идейной жизни, то в южный период в его творчестве появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”: Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении “К морю” (1824): Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
• Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требуе поэта жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и поэзии создаются А. Пушкиным по мотивам известных сюжетов, однако поэт их перерабатывает и ина расставляет акценты, придавая произведению современное звучание, а известной своё толкование.
Тема поэта и поэзии в раннем творчестве Пушкина. Тема предназначения волновала поэта на протяжении всей жизни, и стихотворения данной тематики появляются ещё в ранний период творчества Пушкина. Это такие стихи как : «К Жуковскому» (1816), «К портрету Жуковского» (1818), «Деревня» (1819) и другие.
• Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества и мечтает о даре воздействия на людей поэтическим слово: • • « О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? » ( «Деревня» 1819)
Эволюция темы В последующих годах тема получила новое осмысление. Стихотворение «Пророк» (1826) в основе имеет библейский сюжет о пророке Исаии и продолжает традиции М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
• https: //www. youtube. com/watch? v=6 hx 4 cu 0 R 1 EI
Служении поэзии, по мнению Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический ге «духовной жаждою томим» , проходя через мучительное преображение, получает от шестикрыло Серафима не только «вещие зеницы» , но и цель собственного пути: • • «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли Глаголом жги сердца людей»
• Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение от человеческой слабости. Особую экспрессию здесь создаёт приём антитезы, используемый Пу чтобы подчеркнуть разительность перемен: язык «грешный» , «и празднословны лукавый» — «жало мудрыя змеи» ; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огне др.
Анализ стихотворения «пророк» А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…» . Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился» . Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза. Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…» . Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей» .
Анализ стихотворения «пророк» Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше. В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…» , «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…» , «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил» . Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.
Анализ стихотворения «пророк» Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…» , «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…» , «…Как труп в пустыне я лежал…» . Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду. В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительномучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.
• Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» , «Пророк» был создан Пушкиным в 1826 году. В этом стихотворении зрелого поэта говорится о том, как посланник Бога, серафим, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта ( «пророка» ). В стихотворении три части. Первая о «духовной жажде» поэта и явившемся спасителе – ангеле; во второй части описывается превращение человека в пророка; и в третьей – это последнее напутствие Бога к пророку. Тема – описание свойств, какими должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. Основные образы – Человек–Пророк–Поэт, Серафим и Бог. Мотивы: дар от Бога как назначение поэта Смысловой центр – высокая цель, идея, во имя которой Пророк–Поэт говорит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему, что он видит, слышит и умеет точно выразить в слове. В общем, все стихотворение построено на аллегории, начиная с замены поэта пророком. Используется много архаизмов славянского языка, эпитетов; есть гипербола. Из синтаксических фигур используется многосоюзие, инверсия, обращения. Размер стихотворения – четырехстопных ямб. Рифмы преимущественно мужские. Роль «Пророка» в творчестве Пушкина заключается в том, что он через аллегорию, символику показал реальную жизненную правду о задачах и смысле искусства.
Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену з право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности Поэта продолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в «Деревне» : • «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»
Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит стихотворении «Арион» (1827), в ос нове которого лежит легенда, переданная Геродотом и пре ображенная Пушкиным в сюжет о крушении пловцов-декабр Даже гибель «кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос спасшегося: «Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. »
Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэта от светской толпы, глухо и равнодуш ной к истинному творчеству: • Тоскует он в забавах мира, • Людской чуждается молвы, • К ногам народного кумира • Не клонит гордой головы… • • ( «Поэт» 1827)
Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обраща внимания на «суд глупца и смех толпы» : • • • Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. ( «Поэту» 1830)
• Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «боже ственный глагол» . Лишь Всевышний, дающий поэтический дар человеку, вп беспристрастно оценить, как этим со кровищем распоряжается ег избранник.
• В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо» , в котором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» … «всяко го звука» , провод мысль о нерасторжимости художника с жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности истинный творец не может.
• Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихо творении «Я памятник воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пуш кин продолжает тему Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на русский язык, а также Дер жав подражавшего ей в своем стихотворении «Памят ник» . Пушкин дает свое поним «нерукотворного памят ника» .
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счете, “прах пережить и тленья убежать”, подняться “выше Александрийского столпа”. Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать “чувства добрые”, в “жестокий век восславлять свободу”. Искусство не должно зависеть от мнения “черни”:
Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Памятник» (1836) «Памятник» - поэтическая медитация, взгляд сверху на свое творчество. К теме памятника, своему искусству, своей гениальной личности, обращались многие поэты (Ломоносов, Державин), эпиграфом взята первая строка из стихотворения Горация, древнегреческого поэта: «Exegi monumentum» - «Я памятник воздвиг» . Первые три строфы, по определению Д. Лихачева, передают панорамное зрение - поэт способен одним взглядом охватить необъятное пространство. «Взор поэта охватывает не только физическое, но и временное пространство. Наличие панорамного зрения отражает способность видения всех сторон мироздания в их единстве» : Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.