Стили и направления в ис-ве.pptx
- Количество слайдов: 111
ОСНОВНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
СТИЛЬ общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейнохудожественного содержания Стиль (направления, течения) в искусстве – исторически сложившаяся общность художественных признаков в одном виде искусства или одновременно в нескольких искусствах, характерная для разных эпох и народов и обусловленная единством идейноэстетических устремлений творческого меньшинства. В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений для объективно существующих (и существовавших) направлений в европейском искусстве, основные особенности которых необходимо знать всякому культурному человеку.
Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека (примерно 2, 5 млн. лет назад) Каменный век Палеолит - 12 тыс. . лет до н. э. Мезолит - 12 - 8 тыс. лет до н. э. Неолит - 8 - 3 тыс. до н. э. Медный век Бронзовый век Железный век
Первобытное искусство, доисторическое искусство
Наскальные рисунки
Палеолитические Венеры
• В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» камень).
Доисторическая архитектура В III-II тысячелетии до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты – начало архитектуры. К ним относятся: а) менгиры – вертикальные камни более 2 м высотой; б) дольмены – врытые в землю камни, на которых покоилась каменная плита; в) кромлехи – сложные сооружения из огромных глыб в виде круговых оград
Менгиры
Дольмены
Дольмены
Кромлех
СТОУНХЕНДЖ Равнина Солсбери. Англия
ДПИ
Древний Египет
Литература и музыка
Пирамиды Самая древняя пирамида Египта построена фараоном Джосером (2780 -2720 гг. до н. э. ). Долина царей. Самая известная пирамида. Одно из семи чудес света. Построена фараоном Хуфу (Хеопсом 2551 -2558 гг. до н. э). Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146, 6 м, однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138, 8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет. Пирамида сложена из 2, 5 миллионов каменных блоков; цемент или другие связующие вещества не использовались. В среднем блоки весили 2, 5 тонн, но в «Камере Царя» есть гранитные блоки массой до 80 тонн. Пирамида является практически монолитным сооружением — за исключением нескольких камер и ведущих к ним коридоров.
Храм ы Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками. Абу-Симбел. Храм был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II (1289 -1224 гг. до н. э). Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая имеет высоту 20 метров, фасад храма более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Храм бога Амона-Ра в Карнаке.
Сфинкс Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс охраняя гробницы. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе - царском платке. Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам.
25
Древняя Греция
Живопись
Древний Рим
Древний Рим • Римляне стремились к пышности и парадности в архитектуре. Строительство гигантских сооружений должно было свидетельствовать о могуществе и величии Рима. • а) Колизей (70 -90 г. г. н. э. ) – самый большой амфитеатр древнего мира; • б) Пантеон (125 г. н. э. ) – «храм всех богов» с куполом (43, 2 м в диаметре) до Х 1 Хв. не было больше; • в) в честь военных побед римляне возводили парадные арки наз. триумфальными (в Москве, арх. Бове в 1827 -1834 г. . в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. ); • г) мемориальные колонны – мраморная колонна Траяна (высота 38 м) • д) широкое применение арок. Мосты – акведук ;
Византия
Архитектура Византии • Шедевром византийских зодчих стал собор Софии в Константинополе(ныне Стамбул), купол 31, 4 м. в диаметре. Через 40 окон в нижней части купола проникало такое обилие света, что будто не здание освещено солнцем, а оно само излучает свет. 916 лет в соборе звучали христианские песнопения. В ХVв. турки завоевали Константинополь и переделали храм Святой Софии в мусульманскую мечеть.
Древняя Русь
Романский стиль. X—XII вв. Романский стиль • Художественный стиль, связанный с античной культурой Рима, получил распространение в странах Западной и Центральной Европы. • Романский храм – базилика • Зодчие позаимствовали многое в романской (в переводе с лат. «римский» ) архитектуре – столбы, колонны, арки, поэтому и стиль в архитектуре был назван романским. • Отличительные особенности романского стиля – простые и массивные сооружения из камня. Замки и стены, боевые башни были каменными, тяжеловесными, с большим запасом прочности. • Феодальные замки и монастыри-крепости, приспособленные как для мирной жизни, так и для войны.
Готика. Романский стиль в архитектуре сменился готическим– художественный стиль возникший в середине ХПв. во Франции. В те времена «готическое» означало «варварское» в противовес «римскому» . Искусство не следовавшее античным традициям воспринималось современниками именно так, и только лишь в Х 1 Х в. в. эти представления изменились и перестали их считать «темными» . Самые знаменитые сооружения готического стиля – соборы. Соборы стали светлее и по сравнению с романскими в два раза выше за счет стрельчатых арок, остроконечных шатровых крыш и фронтонов. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились потоки света, торжественные звуки органа – все это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти.
Ренессанс – (фр. «Возрождение» ) Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество «золотого века» - античности. Характерными сооружениями эпохи Возрождения явл. дворцы-палаццо Флоренции, Венеции, всемирно известный Собор Святого Петра (Ватикан)
Леонардо да Винчи
Мадонна Литта Леонардо да Винчи Дама с горностаем
«Тайная Вечеря » фреска
Микеланджело
Барокко (итал. – причудливый. , странный). Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Здания обязательно украшались причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур. Представителем барокко в России был зодчий В. В. Растрелли. Зимний дворец (1754 – 1962 г. г. ) Смольный монастырь в Петербурге Екатерининский дворец в царском селе Большой дворец в Петергофе и др.
Лоренцо Бернини
Рубенс Питер Пауль
Рококо. В начале ХУШ в. во Франции возникает грациозный, прихотливый стиль рококо (фр. – «осколки камней» , «раковина» ) В орнаментах этого стиля преобладают морские раковины. Тоже пышная декоративность, но в рококо детали оформления измельчены. Цвета барокко – яркие, насыщенные. А в рококо – светлые, мягкие. Любимое сочетание – белое с позолотой. Барокко – потрясает богатством, необычностью. Рококо – привлекает внимание комфортом, интимностью. Стиль рококо просуществовал несколько десятилетий.
Классицизм (лат. образцовый), возник приблизительно с 70 годов ХУШ в. во Франции. Классицизм продолжал античные традиции. Архитектурные формы подчеркнуто правильные, композиции – обязательно симметричные. Строгий порядок, ясность и организованность – вот дух классицизма. Московский университет на Моховой Манеж Дом Пашкова (Баженов) Дом Союзов (ныне) – Колонный зал – дом Благородного собрания (Казаков).
Ампир – (фр. «империя» ) Возник во Франции на рубеже ХУШ – Х 1 Хв. в. и сложился в период правления Наполеона. Образцы построек Древней Греции и императорского Рима, которые возвеличивали мощь и военные успехи правителей – здании в стиле «ампир» . Характерные сочетания массивных геометрических форм с воинскими эмблемами – мечами, венками, щитами, кольями. Строительство триумфальных арок, памятных колонн, обелисков.