ОНТОЛОГИЯ.pptx
- Количество слайдов: 25
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ онтология, гносеология, антропология, философия общества
ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ основные проблемы
предмет онтологии предметом философской онтологии является категория бытия в самых различных аспектах
понятие «бытия» Слово «бытие» происходит от глагола «быть» и используется для обозначения того, что «есть» , то есть существующего объективно, в действительности, и в качестве такового выступающего в качестве основного предмета познания философов.
многозначность понятия «бытия» В философии существует определенная трудность относительно однозначного определения «бытия» , поскольку данный термин может использоваться в разных значениях. В качестве основных назовем два: 1. 2. В широком смысле «бытие» - это все, что существует, реальность как таковая. В узком смысле «бытие» аналогично понятию «сущность» или «субстанция» , то есть обозначает нечто, являющееся подлинным и неизменным основанием всего многообразия вещей.
классические и неклассические онтологии Классическое понимание бытия в философии является исходным и тяготеет к его пониманию в качестве некоторой объективной реальности, то есть существующей независимо от познающего субъекта и доступной для его познания в том виде, каком существует в себе самой. В их основе так или иначе лежит парменидовский принцип тождественности бытия и мышления. Неклассические онтологии начинают формироваться в русле гносеологической проблематики философии Нового времени. Их основная идея состоит в том, что субъект и объект принципиально невозможно разделить в процессе познания и рассматривать изолированно друг от друга. Кроме того, неклассические идеи формируются в иррационализме.
примеры классических онтологий В Античности: 1. бытие Парменида и элеатов идеи Платона первоначало милетцев четыре причины Аристотеля Единое-Ум-Душа-Космос неоплатонизма В Средневековье: 2. тварное и нетварное бытие христианского креационизма В эпоху Возрождения: 3. пантеизм Н. Кузанского В Новое время: 4. метафизические системы Лейбница, Декарта, Спинозы В немецкой классической философии: 5. абсолютный идеализм Гегеля В философии ХХ века: 6. диалектический материализм в марксизме неотомизм
примеры неклассических онтологий 1. В Новое время: 2. философия Беркли, Канта (реальность понимается как конструкция ума) В философии ХХ века: экзистенциализм (бытие как единство объекта и субъекта) феноменология (реальность есть феномены) иррационализм (бытие непрозрачно для рациональной рефлексии)
Реализм и анти-Реализм одним из аспектов полемики между классическими и неклассическими онтологиями является проблема соотношения Реализма и анти. Реализма, важность которой определяется тем, что в контексте аргументации неклассических онтологий типа берклианства и кантианства, с новой силой встает вопрос о природе реальности. Каков ее метафизический характер? Каков статус объектов науки и научной реальности?
проблема «бытия» в философии Понятие и проблема «бытия» в философии возникает в русле попыток осмыслить проблему соотношения «единого» и «многого» как двух фундаментальных характеристик мироздания, в которых оно открывается человеку. Понятие «бытия» здесь используется как выражение этого единства. Проблема, однако, заключается в том, что «множественность» открывается нашему познанию в чувственном опыте, в то время как «единство» познается умом. Поэтому проблема «бытия» практически сразу оказывается проблемой соотношения материального и идеального, или проблемой соотношения «реализма» и «номинализма» .
Способы представления прооблемы «единого» и «многого» в онтологиях Тип онтологии трансцендентальный монизм (христианский креационизм) Идеалистический (Гегель) монизм дуализм (Аристотель, Платон) Материалистический (марксизм) плюрализм Материалистический (атомизм Демокрита, Эпикура) Идеалистический (монадология Лейбница)
способ представления характера соотношения «единого» и «многого» соотношение «целого» и «частей» меризм Эмерджентный материализм холизм Целое есть только сумма частей Динамическое взаимодействие частей образует новое качество, которое они не имеют по отдельности Целое есть нечто большее, чем сумма частей
категории пространства, времени, движения в онтологии
понятия пространства и времени и движения Пространственно-временные характеристики наряду с движением представляются нам фундаментальными характеристиками чувственного (материального) мира. Понятие пространства используется нами для обозначения соотношения различных предметов по их взаимному расположению и является фундаментальным в том смысле, что любой материальный предмет: 1. имеет размеры 2. где-то находится 1. 2. Понятие времени используется нами для обозначения соотношения событий и процессов по : порядку последовательности длительности Понятие движения используется для обозначения такого свойства материальных предметов как изменчивость. Это означает, что любой предмет имеет начало и конец своего существования, а само его существование неотделимо от изменений, которые, в свою очередь происходят в пространственной или временной последовательности.
В чем здесь философская проблема? проблема заключается в объяснении того, как и почему данные характеристики возможны в качестве фундаментальных характеристик бытия, поскольку подход к проблеме бытия, развитый Парменидом, исключал их из числа таковых.
Примеры подходов к решению данной проблемы Концепции пространства и времени Промежуточны е (как постановка проблемы) Объективные (пространство и время являются свойствами объективной реальности) Субъективные (пространство и время рассматриваются в связи с познавательными свойствами субъекта) Аристотель, Августин Блаженный Античность Единое и многое (платонизм) Постулирование (атомизм) средневековье Новое время Как характеристики тварного бытия, выражающие его ограниченность Абсолютное пространство и время Ньютона Новоевропейская философия (в связи с отказом от категории идеального бытия) Современная Научный реализм и материализм Философия процесса
Проблема времени в философии: парадоксы Аристотеля Впервые трудность представления времени как объективной характеристики бытия была осознана Аристотелем. Проблема состоит в том, что основные свойства времени могут быть представлены в двух аспектах, между которыми существует глубокое внутреннее противоречие. Во-первых, время как-то связано с изменениями. Вовторых, время выражает порядок этих изменений в том смысле, что предмет часто выявляется в своей полноте именно в процессе и не может быть одновременно всем сразу. Именно с последним аспектом связано наше интуитивное желание говорить о времени как состоящим из частей: прошлого, настоящего и будущего. Синтетическое осмысление этих двух аспектов дает нам образ реки времени: время течет из прошлого, через настоящее в будущее. Однако проблема в том, что прошлого уже не существует, будущего еще не существует, а настоящее целиком динамично и неуловимо, постоянно становясь прошлым. Но если не одной из частей не существует, можно ли говорить о существовании самого времени? В этом и состоит первый парадокс, подмеченный Аристотелем. Второй парадокс связан с вопросом о начале самого времени. Очевидно, что все в мире имеет свое начало. А само время? Аристотель утверждает, что нет. Его аргумент связан с тем, что у любого момента времени, который мы можем помыслить, всегда имеется прошлое.
Способы решения парадокса: две концепции времени в философии Философы издавна пытались ответить на поставленный Аристотелем вопрос о существовании времени. Но следует иметь в виду, что однозначного ответа не существует и сегодня. Загадка времени принадлежит к числу «вечных» философских вопросов. Если говорить о времени как единстве трех его модусов (прошлого, настоящего и будущего), то в данном вопросе различные подходы, предложенные философами, можно свести к двум основным концепциям времени 1. Объективным 2. Субъективным
Объективные концепции Сторонники объективных концепций считают, что время является объективной характеристикой внешнего мира, то есть существует независимо от субъекта. Среди античных авторов к их сторонникам можно отнести Аристотеля, Платона, Плотина и представителей позднего неоплатонизма (Ямвлиха, Прокла, Дамаския). При всем разнообразии их взглядов на проблему, можно обнаружить один общий момент: все эти авторы, осмысливая проблему времени, так или иначе, используют для этого категорию вечного.
Что такое вечность? Понятие вечности в философии может использоваться в двух значениях. В первом вечность обозначает бесконечное время, время без начала и конца. Во втором вечность понимается как особый уровень бытия или как его характеристика, своими свойствами прямо противоположная времени. Если во времени все существует в определенной последовательности, и одна часть вещи уже есть, а других еще нет, то в вечности все существует «сразу» , совместно, в актуальном единстве; в ней не может быть ничего нового, что еще только должно возникнуть. Упомянутые выше античные авторы рассматривают вечность во втором значении.
Некоторые цитаты Платон об отличие вечности и времени: …"было" и "будет" суть виды времени, и, перенося их на вечную сущность, мы незаметно для себя делаем ошибку. Ведь мы говорим об этой сущности, что она "была", "есть" и "будет", но, если рассудить правильно, ей подобает одно только "есть", между тем как "было" и "будет" приложимы лишь к возникновению, становящемуся во времени, ибо и то и другое суть движения (Тимей 37 d). Аристотеля называет «веком» : …срок, объемлющий время жизни каждого отдельного [существа, срок], вне которого [нельзя найти] ни одну из его естественных [частей]…
Небольшое пояснение Представьте, что мы долгое время снимаем на кинопленку зреющее на ветке яблоко, а потом смотрим фильм. . . Известно, что иллюзия движения возникает из-за того, что пленка при просмотре движется со скоростью 24 кадра в секунду. Но само движение мы заснять не могли. Вся пленка состоит из отдельных кадров – запечатленных мгновений. И перед нами столько же разных яблок, сколько отдельных кадров. Попробуйте доказать, что это – одно и тоже яблоко. Ведь оно было зеленым, а стало красным. Вы уверены, что то, зеленое, не осталось в прошлом и висит там себе?
Время умопостигаемое и время физическое в позднем неоплатонизме Своеобразное решение аристотелевского парадокса придумали поздние неоплатоники. В позднем неоплатонизме у Ямвлиха, Прокла и Дамаския оформляется идея двух времен – времени «физического» , состоящего из последовательных моментов, выявляющих становление в космосе, и времени как целостности, так называемого «умопостигаемого» или «запредельного» времени, которое является условием первого, своеобразным принципом временности в самом времени, порядком, как выражением иерархии эйдосов, в котором все моменты существуют вне темпоральной последовательности, характерной для физического космоса, так что умопостигаемое время сближается со свойствами вечности.
субъективные концепции времени Сторонники этих концепций считают, что время, или, по крайней мере, три его модуса обусловлены свойствами субъекта. Автором психологической концепции времени является Августин Блаженный. Он считает, что время – это длительность души. Протяженность времени, в котором три его модуса равно существуют, возникает в человеческой душе. Прошлое существует благодаря памяти. Будущее – благодаря ожиданию, настоящее – вниманию. Концепция времени как априорной формы чувственности была предложена Иммануилом Кантом.
Проблема иерархических уровней бытия
ОНТОЛОГИЯ.pptx