ПРИНЦИПЫ дидактики.ppt
- Количество слайдов: 49
Основные принципы образования n n n Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация Направленность образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу на приобщение к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой При этом важной характеристикой образовательного процесса должны быть доброжелательное отношение друг к другу его участников, уважение к личности
Гуманистическая ориентация образования n n …этот мир, наша жизнь в нем и профессия представляют для каждого из нас лабиринт, если мы несведущим бродим среди Божьих дел, и каким образом дочь вечного царя, премудрость Божья, не оставила нас без совета, поручая нам везде следовать за простым и справедливым (прямым): ср. Пс. 25, 214 Лук. . 10, 42; Матф. И, 28 и 6, 22; Притч. 10, 9; к этим местам следует еще прибавить Еккл. 7, 29: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Ян Амос Коменский)
Принцип гуманитаризации образования n n Наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности Особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных дисциплин (литературы, истории, языков, искусства), признании их приоритетной роли в образовании Задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и. т. п. ) Формирование творческих способностей учащихся, их эмоциональной сферы и гуманистических отношений
Принцип информатизации образования n Человек сегодня живет в качественно новом пространстве открытых границ, находится под воздействием огромного прессинга информации, что определяет глубинные изменения его восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия, а также появление новых потребностей и новых возможностей их реализации. n Особенности и характер всех этих процессов наиболее выражено проявляются в Детстве, когда формируются социально-психологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы общества. Д. И. Фельдштейн. Современное детство: проблемы и пути их решения
Д. И. Фельдштейн n Фельдштейн Давид Иосифович многие годы работал директором школ разного типа (средняя общеобразовательная школа, комплексная школа-интернат, специальная школа по перевоспитанию подростковправонарушителей), заведовал кафедрой педагогики и психологии государственного университета, с 1974 и по 1999 гг. заведовал лабораторией психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института Российской академии образования (до 1992 г. – НИИ психологии Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. – Психологический институт Российской академии образования), с 1999 года и по 2008 год - академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, с 27. 04. 2001 и по настоящее время – вице-президент РАО.
Д. И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения n n Между тем, Детство не просто реагирует на мир Взрослых, оно само объективно и весьма активно ставит перед ним все новые и новые задачи. Разумеется, взрослым трудно согласиться с тем, что развивающееся Детство стимулирует развитие их мира через своего рода диктат развивающихся потребностей. Этот диктат, в первую очередь, связывается с реальной позицией ребенка по отношению к осваиваемому им Взрослому миру. n Причем это освоение осуществляется ребенком не просто в форме эстафетной связи, когда «палочка» принимается на бегу. Здесь включаются и новые действия. Так, например, имея сегодня дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми, ребенок в своих отношениях к ним ставит такие вопросы, которые требуют осмысления от взрослых.
Д. И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения n Мы должны осознавать, что перед нами сложное, многопланово обусловленное взаимодействие, в котором активно участвуют обе стороны. И именно в этом процессе взаимодействия произошли сейчас большие изменения, которые определяют специфику развития современного Детства, многие характерные особенности его реального состояния и функционирования в качественно изменившемся пространстве. n В этом пространстве четко наблюдается отстранение Взрослого мира от мира Детства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми.
Д. И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения n Если еще 3— 4 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора и перекрывающей знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. n Причем эта информация, не имеющая структурносодержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в систему образования, но представляет собой качественно иной тип, противостоящий стационарному образованию, принципиально меняющий, в частности, не только сочетание зрительного и слухового восприятия детей, но и структуру их мышления, самосознание и миропонимание.
Д. И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения n Мы призваны раскрыть пути, механизмы выработки у школьников избирательного отношения к информации; научить их умениям ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний, что требует от нас специального изучения коллективного, распределенного сознания, обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что благодаря вхождению в Интернет и учащиеся, и учителя могут получать новые знания одновременно. При этом следует учитывать разную скорость их приобретения, разное восприятие, разные реакции.
Принцип целостности образовательного процесса n Необходимость целенаправленных усилий, устремленных на объединение воспитания и обучения n Реализуя принцип целостности, мы ориентируем образовательный процесс на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения
Коменский Ян Амос (1592 - 1670) n n n Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классноурочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность
Коменский Ян Амос (1592 - 1670) Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед
Принцип природосообразности n n Человеческая природа, утверждаю я, будучи подобием Бога, и является такой простой и правильной, гибко проникающей во все извилины ариадниной нитью; она имеет такую длину, что ей хватает для измерения всех лабиринтов; никогда не запутываясь, будучи крепко намотана на клубок (вокруг своего центра), она не распустится. Применение этой пущенной в оборот и размотанной надлежащим порядком нити будет вполне надежно для установления целей школы, средств и правил для их осуществления
Принцип природосообразности n Открыт другой, лучший, более гибкий способ обучения? В чем он заключается? Я отвечаю: в естественном методе, который все так представляет внешним и внутренним чувствам, что ученики все воспринимают охотно и с радостью; он основывается на самой человеческой природе, созданной Богом в качестве госпожи над вещами и таящей в самой себе цель, в себе самой меру и, наконец, в себе самой силу подниматься до совершенства
Дидактика n n Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм Разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов
Дидактика n n n Рассматривает обучение как средство передачи социального опыта Становится теоретической дисциплиной (моделирование, идеализация – методы теоретического исследования, применение системного подхода – содержании образования и процесс обучения – единое целое) Обучение – объект изучения и дидакта и методиста, и психолога, и др. специалистов. n n Раскрывает специфические для обучения отношения: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие учащиеся Отношение между двумя деятельностями – преподавания и учения Рассматривает обучение в единстве с воспитанием Рассматривает свой объект – обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры или социального опыта (предмет дидактики)
Принципы обучения n n n Взаимообусловленности обучения и воспитания Целостности и единства дидактического процесса Единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения Научности содержания и методов обучения Систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности Сознательности, творческой активности и самостоятельности учащегося при руководящей роли учителя n n n Наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода Доступности обучения Прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся Связи обучения с жизнью Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы
Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения n n Обучение направлено на цели всестороннего развитие личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно -воспитательной работы учителя в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика
Ум, воля и способности к действию n n n Ум есть внутренний глаз души, который ко всему обращается, воспринимает в себе образцы всех вещей, радуясь поэтому свету познания и созерцания Воля есть внутренняя рука души, простирающаяся затем, чтобы схватить и усвоить себе все, признанное за благо, и поэтому радующаяся обладанию вещами и ощущению удовольствия Способности к действию суть внутренняя сила души, внушающая членам побуждение овладеть вещами, которые познаны умом и выбраны волей Эти стороны делают нас блестящим подобием Бога, как бы всезнающими, как бы всехотящими (наслаждающимися хорошим) и как бы всемогущими Для истинного и полного образования человека ни одна из этих сторон не может и не должна остаться неразвитой
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащегося при руководящей роли учителя n Надо , чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять n У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели и, наконец, блаженства Ян Амос Коменский
Принцип связи обучения с жизнью n Воспитатель должен опираться не на насилие, а на желания своего воспитанника, строго учитывать возрастные возможности детей, приучать их к труду, прежде всего к ремеслу (Жан-Жак Руссо. «Эмиль, или О воспитании» ) n n Идея элементарного образования – идея природосообразного развития и формирования задатков и сил человека (И. Г. Песталоцци) Истинная сущность человеческой природы – это совокупность задатков и сил, которые отличают человека от других существ на земле (И. Г. Песталоцци) n «…Каждая из этих отдельных сил развивается природосообразно, главным образом только посредством упражнения» (Иоганн Генрих Песталоцци. 1746 – 1827, «Лебединая песня» ) n n Упражнение, применение на практике – единственный путь развития способностей человека – речь, мыслительные способности, нравственные качества, любовь, вера «Лингард и Гертруда» )1781 1787) – школа должна готовить к жизни, к труду, в этом путь преодоления бедственного положения народа
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) n n Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение Песталоцци. В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) Идея развивающего обучения и элементарного образования n n Каковы бы ни были обстоятельства, в которых живет ребенок, жизнь развивает человеческие силы по вечным неизменным законам, одинаковым по своему природосообразному воздействию как на ребенка, ползающего в пыли, так и на сына князя, и одинаковым образом влияющим на человеческую природу. Что же касается применения сил, то здесь жизнь воздействует на каждого индивида, который она формирует, в полном соответствии с различием в обстоятельствах, положении, условиях, в которых находится данный ребенок, и в полном же соответствии с особенностями сил и задатков индивида, который должен получить требуемое образования. Здесь влияние жизни, следовательно, в отношении образования несказанно разнообразно ( «Лебединая песня» , И. Г. Песталоции)
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) n n Основой воспитания должна быть природа человека. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путём, как и знания — путём наглядности. Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания – создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания – согласие с природой. Средства воспитания – труд, игра, обучения.
Иоганн Генрих Песталоцци n n n Содержание воспитания и обучения. Основные принципы – строгая последовательность, концентричность, посильность. Умственное образование. Система специальных упражнений (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа – наблюдения и опыт. Физическое воспитание. Первый вид разумного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возможностей, основано на естественном стремлении к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" Песталоцци предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Содержание : военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы).
Иоганн Генрих Песталоцци n n n Трудовое воспитание. Соединение обучения с производственным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Труд учит презирать слова, оторванные от дела. Труд вырабатывает следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Нравственное и религиозное воспитание. Нравственное воспитание – постоянное упражнения в делах, приносящим пользу другим. Является центром всего воспитания. основу для всего последующего нравственного развития ребенка И. Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Религиозное воспитание – против официальной религии и её обрядности; за естественную религию. Развивающую моральные чувства и нравственные наклонности
Иоганн Генрих Песталоцци n n Развивающее воспитывающее обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию» . «Школы, где главную роль играют учителя и книга, - никуда не годятся» . «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля … не вливать в него, как в сосуд, готовые знания. Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им, по его словам, больше как средство целенаправленного "развития способностей, чем как средство приобретения знаний.
Задачи и функции дидактики n n Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; Разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения
Основные дидактические концепции и модели обучения n Дидактическая система – это организованная педагогическая система, которую представляют взаимосвязанные элементы: образовательные цели; ; содержания образования и обучения; обучающиеся и их личностные характеристики; обучающие и автоматизирующие средства; организационные формы совместного труда обучающих и обучающихся и дидактические процессы (модели обучения) как способы реализации целей и педагогического процесса в целом n n Традиционная, педоцентристская и современная система дидактики (как понимается предмет и объект дидактики) Традиционная – преподавание, деятельность учителя (Коменский, Песталоцци, Гербарт) и дидактика немецкой классической гимназии Педоцентристская – учение, деятельность ребенка ( Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая – теории периода реформ в педагогике в начале XX века Современная – преподавание и учение – деятельность обучения (В. Краевский)
Направления современной системы дидактики Программированное, проблемное, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов) n Гуманистическая психология ( К. Роджерс) n Когнитивная психология (Дж. Брунер) n Педагогическая технология, педагогические взгляды группы учителей-новаторов 80 -х годов в России n
Иоганн Фридрих Гербарт (4 мая 1776 - 14 августа 1841) n В теории немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. n Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающим основные свойства окружающих вещей, невозможно.
Иоганн Фридрих Гербарт n «Общая педагогика» (1806), «Основные моменты метафизики и логики» (1807), «Общая практическая философия» (1808), «Психология» (1816), «Общая метафизика с началами философского учения о природе» (1828 -1829) и др.
Иоганн Фридрих Гербарт n n n разработав теорию идей, иначе говоря, философию в духе Лейбница и Канта (основное ее понятие – «реал» – соединяет идею вещи в себе и идею монады), принялся за разработку теории обучения идеям, т. е. педагогики. В психологии получило известность предложенное им понятие «массы апперцепции» . новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями.
Иоганн Фридрих Гербарт n n Гербарт заменяет термин «ощущение» , на термин «представление» , подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего, отгороженность представления как части внутреннего, психического мира, от предмета, который является непсихическим, внешним по отношению к человеку. представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. n душа - центр, в котором хранятся и перерабатываются знания, который является источником активности человеческой личности, а не просто соединяет в себе различные психические процессы.
Иоганн Фридрих Гербарт n n n Душа, будучи «реалом» , не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души. Через представление душа обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. n n n Душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей «напряженности» , сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова.
Иоганн Фридрих Гербарт n n обучение должно строиться на применении «эстетических суждений» , потому что «нет преподавания более подходящего, чем наглядное» . Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая «напряженность» нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой «задержке» . n n n В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал «напряжение» получаемых представлений. Данное количество «напряжений» должно в сумме составить некий «час преподавания» , который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления. Каждая «сила» должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество «часов» .
Иоганн Фридрих Гербарт n n n Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в душе можно выделить три слоя — апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Апперцепция - область ясного и отчетливого сознания, перцепция - область смутного сознания. для Гербарта область души была шире, чем область сознания и большое значение и для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.
Иоганн Фридрих Гербарт (изложение, понимание, обобщение, применение) n n Концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений» , сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и метода.
Иоганн Фридрих Гербарт n n В сознании можно выделить три области: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы („пороги“). Возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратный переход представления в область бессознательного, получивший название „вытеснения“.
Иоганн Фридрих Гербарт (изложение, понимание, обобщение, применение) n Методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попало в центр внимания человека, для чего оно должно быть или достаточно привлекательным или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. В любом случае знание сохранится в душе только в том случае, если оно входит в систему с другими, уже имеющимися там знаниями. При этом механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.
Иоганн Фридрих Гербарт n n n n Этика ищет простейших волевых отношений, вызывающих нравственное одобрение или неодобрение; она занята практическими идеями или образцовыми понятиями, по которым непроизвольно и с безусловной очевидностью нравственный вкус судит о ценности хотения. Таких первичных идей или основных суждений совести всего пять: идея внутренней свободы, которая является источником удовольствия, если наша воля согласуется с суждением о ней; идея совершенства (нравится то, что больше, сильнее); идея благоволения, по которой воля служит источником удовольствия, если она ставит своей целью чужую волю; идея права, предотвращающая спор, как источник неудовольствия; идея возмездия или справедливости. Нет ни малейшей возможности вывести эти идеи из одного нравственного принципа.
Иоганн Фридрих Гербарт n n n К первичным идеям примыкают производные или общественные идеи, в которых первичные находят себе воплощение: система возмездия; правовое общество, предотвращающее столкновения; система управления, преследующая возможно большее благо всех и каждого; культурная система, направленная к развитию возможно большей силы и ловкости, и, наконец, все эти идеи объединяет идея одушевленного общества, которое, во всеоружии необходимой власти, называется государством. Совокупность всех первичных идей дает понятие добродетели. Религиозная вера основывается на созерцании природы и образуется под влиянием нравственных запросов.
Иоганн Фридрих Гербарт n n Цель воспитания - добродетель и выработка многостороннего интереса и твердого характера. Эта цель дается этикой, а средства к ее осуществлению - психологией. n Воспитательная деятельность слагается из трех отделов: надзор, выправка и обучение.
Джон Дьюи (1859 – 1952) n n Американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma—дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педагогике в Соединенных Штатах Америки. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувством «внутреннего удовлетворения» , или «самоудовлетворения» . Идеи Дьюи оказали большое влияние на школу и дошкольное воспитание в Америке и других странах, были частью движения за «новое воспитание» .
Джон Дьюи n n В 1946 во «Введении» к книге Проблемы человека (Problems of Men ) он прямо говорит о своей вере в демократический образ жизни, находит новые смыслы в понятии демократии и новые способы убеждения читателей в необходимости научного изучения человека в социальной среде, подобного изучению природы естественными науками. Демократия для него не «порубленный на кусочки суверенитет» , но партнерство в сверхиндивидуальной деятельности и воле. Это не просто – и не прежде всего – форма правления, а разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценных личностей.
Джон Дьюи n n философия Дьюи была наиболее полным образом представлена в работе Демократия и образование (Democracy and Education , 1916). Демократию и «образование в интересах демократии» Дьюи считал важнейшими проблемами, в исследовании которых находят естественное применение и «другие вопросы – космологические, моральные, логические» . Ошибки философов и вообще всех людей проистекали «из отсутствия доверия к направляющим силам, внутренне присущим опыту, следовать которым могут только смелые и мужественные люди» .
Джон Дьюи n «Опыт – не занавес, скрывающий от человека природу. . . В опыте воспринимается не опыт, но природа – камни, растения, животные, болезни, здоровье, температура, электричество и т. д. » , включая «преданность, благочестие, любовь, красоту и тайну» .
Джон Дьюи n n Цель обучения - развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей ( «школа труда, жизни» , «чтобы обучать Джона латыни, надо знать и Джона и латынь» ) Знания извлекаются из практической самодеятельности и личного опыта ребенка
Джон Дьюи Структура процесса обучения: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием n
ПРИНЦИПЫ дидактики.ppt