Ушинский.pptx
- Количество слайдов: 10
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ТРУДАХ К. Д. УШИНСКОГО Работу выполнили Кузьмина Диана Дубровская Анастасия 1 ПОБ-ДОШ-о-д
БИОГРАФИЯ • Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле. • В 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. • После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. • В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения в ярославском Демидовском лицее. Либеральные взгляды молодого профессора, его простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. • В январе 1854 года К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт. Уже через год своей службы К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось: • убрать разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» • ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке • открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц • ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов • воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
В 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии» . За границей в 1864 году он написал и издал учебные книги: • «Родное слово» • «Детский мир» • «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей» . Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий. По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
В середине 1860 -х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» , он начал печатать в 1867 году. Первый том вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Также в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.
Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыря 22 декабря 1870 (3 января 1871) (47 лет). Памятный знак Константину Дмитриевичу, который учился в Московском Университете (Аудиторный корпус (ныне факультет журналистики), Моховая, д. 9
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ К. Д. Ушинский внес весомый вклад в разработку основ педагогической этики как сферы проявления морали в профессиональной деятельности учителя. Разработанные им концепции, положения позволяют: • уточнить предмет современной педагогической этики • внести коррективы в раскрытие категорий педагогической морали • полнее выявить специфику нравственной деятельности учителя и воспитанников в условиях модернизации образования в современной России • определить возрастающие требования к нравственной культуре, компетентности учителя демократического общества • выявить ведущие направления дальнейшего повышения эффективности нравственного самообразования и самовоспитания учителя и учащихся.
Фундаментом раскрытия особенностей функционирования педагогической морали в процессе воспитания и обучения могут использоваться разработанные К. Д. Ушинским следующие исходные положения и особенности: • воспроизведение нравственного идеала народа в личности воспитанника; • «деятельная сторона жизни» ребенка – источник и средство свободного нравственного воспитания; • включение учащихся в систематический свободный физический и умственный труд; • сотрудничество с детьми; • недопустимость принуждения, насилия в воспитании; • отказ от «воли власти над детьми» ; • побуждение детей к творчеству в процессе овладения ими нравственными ценностями и нравственным опытом.
В современной теории и практике формирования нравственно целостной личности представляется целесообразной опора на следующие разработанные К. Д. Ушинским положения педагогической этики, характеризующие отношения учителя с воспитанниками: • отношение к ребенку как личности, уважение его достоинств; • соответствие отношений с детьми народным традициям, религиозным заповедям; • учащиеся – равноправные участники нравственной деятельности взрослых, отношения между ними должны строиться на основе сотрудничества; • поддержка врожденного стремления детей к свободной творческой деятельности; • создание здорового психологического климата в детском и педагогическом коллективах; • оптимистическое отношение к воспитанникам; • недопустимость принуждения, насилия и воздействия страхом; • педагогический такт.
В содержании нравственных требований, которые общество предъявляет к учителю, исходными (базовыми) выступают следующие профессионально значимые качества личности учителя, указанные К. Д. Ушинским: • гражданская убежденность и подлинно человеческая искренность; • наличие профессиональной позиции; • умение любить детей; • умение управлять собой, терпимость; • совестливость; • развитая добрая воля в борьбе со злом; • предоставление детям свободы и недопустимость принуждения; • обладание авторитетом, основанном на добрых человеческих отношениях; • непрерывное самообразование и самовоспитание; • педагогический образ жизни; • религиозность.