Тема 15.pptx
- Количество слайдов: 24
Основные положения материализма Материя – субстанция , материя вечна, причина самое себя Отношение души и тела : душа смертна также как тело Бога нет.
Когда появился материализм? Можно ли называть древних философов материалистами? Древнее языческое сознание не является последовательно материалистическим , Это духовно-материалистичный синкретизм. Последовательный материализм появляется именно в эпоху нового времени как феномена массового сознания.
Теоретические, социальные и религиозные корни материализма. Человек проходит долгий путь от представления себя как частички бытия, космоса до представления себя творцом бытия, внешнего и внутреннего, а также творцом Бога. Материализм и атеизм формировались параллельно. Атеизм направлен против Бога. Материализм направлен на обоснование идеи материи как субстанции.
Насколько логично понятие материи как субстанции? Материя – объективная реальность данная нам в ощущениях (Вл. Ленин) Вопрос: кем она дана? Возможный ответ: сама себя себе дала. Следует ли из этого определения , что материя вечна? Нет. Возражение: Это определение основано на нашем опыте, который расширен до размеров вечности.
Насколько логично понятие материи как субстанции? Материи приписывают все те атрибуты, которые приписывались Богу. Таким образом, основное определение материи как субстанции построено не на разумных доказательствах, а на ВЕРЕ. Например: понятие идеи как вечной является результатом логического рассуждения – т. к. Идея – есть неделимое, целое.
Отличие материалистической веры от христианской веры материалистическая вера есть вера в конечность всего сущего, т. к. смертна душа (согласно материализму) и после смерти ничего нет. ( ни рая ни ада) конечен и этот мир и всякий другой.
Основные представители философского материализма Томас Гоббс Джон Локк Дени Дидро Вольтер
Основные представители философского материализма Барон Гольбах Гельвеций Пьер Бейль Маркиз де Сад
ТОМАС ГОББС (1588 -1679): ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье приходского священника. Гоббс быстро выучил ( в 14 лет) греческий и латинский языки. По окончании Оксфордского университета Гоббс с 1608 г. стал гувернеромкомпаньоном влиятельного лорда Кавендиша, графа Девонширского, с семьей которого был связан в течение долгого времени. После реставрации династии Стюартов Гоббс получил от короля Карла II пенсию и благодаря этому смог спокойно посвятить себя занятиям наукой. Гоббс умер в декабре 1679 г. на 92 году жизни.
Влияния на Гоббса картезианский рационализм Декарта, Ф. Бэкон со своей утилитаристской концепцией познания. исследования Галилея
Томас Гоббс и его материализм Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма Его тезис: То что не вещь, то ничто. Бога нет. Люди – общественные животные. Как животные «поедают» друга. Чтобы ограничить вражду люди создают государства.
Сочинения Гоббса "Возражения на "Метафизические размышления" Декарта" (1641), трилогия философских сочинений: "О гражданине", (1642), "О теле " (1655), "О человеке" (1658) "Левиафан" , опубликованная в 1651 г. "О свободе и необходимости" (1654) "Вопросы, касающиеся свободы, необходимости и случайности" (1656)
«Левиафан» Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Титульный лист 1651 г
«Левиафан» Т. Гоббса Левиафан — библейское чудовище, изображённое как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства ( «смертного Бога» ). Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех» и развивает идею «Человек человеку волк» . Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира, отказываются от части своих «естественных прав» и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами — государство. Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми. «Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.
Джон Локк ( 1632 -1704) Родился 29 августа 1632 года в Рингтоне на западе Англии, в семье провинциального адвоката. в 1652 г. он поступил в Оксфордский университет, где изучал математику, иностранные языки, философию. В 60 -е годы Локк изучает химию, метеорологию, а затем и медицину. в 1667 г. Локк поступает на службу к лорду Эшли , в должности врача и воспитателя детей, впоследствии становится советником в области политики. В 70 -х годах философ начал обосновывать свое учение в дальнейшем оформившиеся в «Опыт о человеческом разумении» . В 1679 г. , когда Эшли, ставший графом Шефтсбери, снова занял пост главы английского правительства, Дж. Локк был привлечен к работе в правительственных учреждениях. В 1683 г. Шефтсбери, был обвинен в заговоре против короля, Локк также подпал подозрение и скрывался в Амстердаме. Вернувшись после изгнания на родину философ поселился в Эссексе, в имении лорда и леди Мэшем. Со второй половины 90 -х годов Локка снова привлекают на государственную службу в качестве уполномоченного по апелляциям. Джон Локк умер 28 октября 1704 г.
Сочинения Д. Локка Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентельмену. 1703. Исследование мнения отца Мальбранша… 1694. Замечания к книгам Норриса… 1693. Письма. 1697 -1699. Предсмертная речь цензора. 1664. Опыты о законе природы. 1664. Опыт веротерпимости. 1667. Послание о веротерпимости. 1686. Два трактата о правлении. 1689. Опыт о человеческом разумении (1689 Разумность христианства. 1695 г. Элементы натуральной философии. 1698. Рассуждение о чудесах. 1701.
Философия Джона Локка Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabulа rasa» , на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Политические взгляды Дж. Локка Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право — право на частную собственность; на свой труд и на его результаты. Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Вольте р ( 1694 -1778) Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694 -1778), французский писатель и философпросветитель, деист
Вольте р ( 1694 -1778) Сторонник сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах» Вольтер был противником французской материалистической философии, барона Гольбаха, в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы» . Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.
Поль Го льбах ( 1723 -1789) немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го льбах, Родился в Германии в семье винодела. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учеными. Салон Гольбаха также был основным местом встречи энциклопедистов.
Поль Го льбах ( 1723 -1789) немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го льбах, Родился в Германии в семье винодела. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учеными. Салон Гольбаха также был основным местом встречи энциклопедистов.
Сочинения Поля Гольбаха «Разоблачённое христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и её последствий» (1761) «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768) «Письма к Евгении, или Предупреждение против предрассудков» (1768), «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770) «Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов» (1770) «Здравый смысл, или Идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным»
Поль Го льбах ( 1723 -1789) Гольбах внес значительный вклад в Энциклопедию. Его перу принадлежат многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию и др. Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники окрестили её «Библией материализма» .
Тема 15.pptx