основные моральные понятия.pptx
- Количество слайдов: 12
Основные моральные понятия
Своей вершины античная этика достигает в творчестве Аристотеля , который вводит сам термин «этика» . Слово «этика» , введенное Аристотелем в качестве термина, обозначает определенную отрасль знания, восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально означало привычное место обитания, а в последствии приобрело новый смысл: обычай, нрав, характер, образ мыслей.
Аристотель говорит об этнических добродетелях и отличает их от мыслительных добродетелей. Наука, которая изучает этнические добродетели, их роль в достижении счастья, исследует, какой характер, какой нрав человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой. Термин «этика» содержится в названиях всех трех его работ философа, которые посвящены проблемам морали: Никомаховая этика Евдемовая этика Большая этика
Аристотель связывает добродетель с формируемыми в результате общения нравами, обычаями, привычками. Своеобразие предмета определяет своеобразие науки о нем, и в отличии от философии этика является практической наукой. Цель этики, говорит Аристотель, «не познание, а поступки» , она учит тому, как стать добродетельным.
Этническое исследование существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным, иначе от этой науки не было бы никакого проку…» Этика рассматривает добродетель « не просто чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается…» Она является нормативной наукой, призванной развернуть программу нравственного воспитания.
Этика вместе с политикой является наиболее важной наукой, имеет как бы родовое значение по отношению к другим практическим дисциплинам. Этика рассматривает действия человека с точки зрения их общих оснований, конечных целей. Задача этики не в том, чтобы снабдить человека шпаргалкой на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь ему найти себя, подняться до своего родового значения.
Высшее благо Цель, ради которой предпринимается деятельность, есть благо. Высшее благо-это цель целей. Аристотель характеризует высшее благо как блаженство, евдемонию. «Относительно названия сходятся, пожалуй, почти все, причем как большинство, так и люди утонченные называют высшим благом – счастье» . Блаженство не может быть больше или меньше, оно тождественно самоудовлетворенности.
У Аристотель счастье- это целиком и полностью факт человеческой жизни, притом такой факт, который решающим образом зависит от самого действующего индивида. Блаженство в сущности есть не что иное. Как совершенная деятельность, или, говоря подругому, деятельность, сообразная с добродетелью, а если добродетелей несколько, то с самой лучшей добродетелью.
Блаженство нуждается в некоторых внешних предпосылках: Удачливость Богатство Общественный почет Красота Наличие друзей и другие факторы, способствующие хорошим поступкам.
Благо не есть то, что приобретается лишь по совершении этих поступков. Оно присутствует в самих поступках. Добродетельные поступки есть величайшее удовольствие. И кто не радуется таким поступкам, не испытывает наслаждения при их совершении, тот не может считаться счастливым. Высшее благо связано с деятельностью души, ее лучшей разумной частью. Счастье предполагает досуг, несвободные же лишены досуга, они не причастны к счастью.
Нравственные добродетели Возникают как результат взаимодействия разумной и неразумной частей души. Добродетель возникает тогда, когда верно направленный разум согласуется с движением чувств, а движение чувств согласно с разумом.
Отдельные добродетели Аристотель выделяет десть нравственных добродетелей каждая из которых становится предметом всестороннего, тщательного изучения: Мужество Благоразумие Щедрость Великолепие Величавость Честолюбие Ровность Правдивость Дружелюбие Любезность