Основные концепции социального воспитания. Выделяют шесть периодов (этапов)
konzepzii_cv.ppt
- Количество слайдов: 15
Основные концепции социального воспитания
Выделяют шесть периодов (этапов) в генезисе научного понимания социализации в России. Критериями выделения этапов и "группирования" научных школ и концепций являются понятия "идеологизация" и "трудоориентированность"
Концепции в рамках духовного воспитания (1850-1917) Концепции в рамках духовного воспитания разработаны вне понятий "классовый подход", "идеологизация". Представители: П. Ф. Каптерев, С. И. Гессен, К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский. Общим для них является поиск духовных основ взаимоотношения человека и мира, личности и общества.
Классово-идеологический (теоретический, 1917-1927) Концепции идеологического влияния и формирования Представители: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А.С. Макаренко, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин и др.. При всем многообразии вариантов решения проблем классовости социального воспитания, им всем присуща тенденция формирования "всесторонне развитой личности".
Педологические концепции социализации (1917-1937) И. С. Выготский, А. Б. Залкинд, П. П. Блонский. Большая роль педологии в преодолении крайних позиций биогенетического и социогенетического подходов (дискуссия по "теории двух факторов") в культурно-исторической теории развития поведения и психики человека Л. С. Выготского.
Политехнические концепции воспитания (1921-1961) Авторы концепций: А. К. Гастев, О. Ю. Шмидт, Г. Ф. Гринько. Основой воспитания является производительный труд, связь с профессиональным образованием.
Концепции общественного воспитания эпохи социализма (Классово – практический, 1937-1991) Подчинение человека обществом и государством, тотальное господство классовой Идеологии, практическое развитие методик социального манипулирования сознанием, реализация классового подхода на практике.
Социально-педагогический этап (с 1991 г., с введения специальности "социальный педагог" в России) Социально-педагогический этап научного исследования социализации во взаимоотношении личности и общества, индивида и социума. Концептуальные подходы в трудах А. В. Мудрика, В. Н. Гурова, М. А. Галагузовой, Ю. В. Васильковой, В. А. Никитина, Г. Н. Филонова, И. А. Липского, Н. Ф. Головановой и др. Конструктивными являются исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. П. Битинас, Л. Колберг, И. С. Кон, В. Г. Крысько), определяющих содержание социализации в виде объективных феноменов: социальные идеи, символы, ценности, установки, социальные навыки, модели поведения.
Концепции социального воспитания Концепция воспитания К. Д. Ушинского. Концепция социального воспитания А. В. Мудрика. Концепция воспитания, разработанная творческим коллективом под руководством М. И. Рожкова Социальное воспитание в контексте социологической концепции жизненных сил человека С. И. Григорьева. Инновационные социально-педагогические концепции социального воспитания (Н.Ф. Голованова). Концепция перманентной педагогической социализации (А.Н. Свиридов). Концепция воспитания индивидуальности (Е. Н. Степанов) Культурологическая концепция воспитания( Е. В. Бондаревская) Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н. Е. Щуркова) Концепция педагогической поддержки( О. С. Газман)
Культурологическая концепция воспитания (Е. В. Бондаревская) Воспитание как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный человек культуры.
Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая и адаптивная. Содержание воспитания включает следующие компоненты личностного опыта: аксиологический (ценностно- смысловой); культурологический; жизнетворческий (событийный); морально-этический; гражданский; личностный; индивидуально-творческий.
Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н. Е. Щуркова) Воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания- это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Программа воспитания направлена на формирование ценностного отношения к природе, человеку, нормам культурной жизни, к социальному устройству; развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Основу содержания воспитания составляют направления: философическое, диалогическое и этическое воспитание Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, другим человеком и т. д. Этическое воспитание - это «возвышение до ученика», до той высокой этики, когда взаимодействие с ребенком выстраивается в системе «человек-человек»
Концепция педагогической поддержки (О. С. Газман) Воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания – дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности. Основу содержания воспитания должна составлять базовая культура личности.
Приоритетные направления Культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры. Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).