философия.ppt
- Количество слайдов: 80
Основные идеи мировой философии КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» Копысова Н. В.
Темы для изучения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Античная философия Средневековая европейская философия. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Русская философия 19 -начала 20 в. Современная западная философия. Вопросы для повторения.
Тема «Античная философия» . 6 в. до н. э-5 в. Фалес Милетский Пифагор Самосский (пифагорейский союз) Парменид (элейская школа –элеаты) Гераклит (начало диалектики) Демокрит (натурфилософия, античный атомизм) Протагор. Еватл. (софисты) Сократ (философия человека) Платон (объективный идеализм) Аристотель (классическая школа) Киренаики Диоген. Антисфен (киники) Эпикур (эпикуреизм, атомизм) Сенека. Марк Аврелий (стоики)
Созерцательный тип философии, космоцентризм «В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость» . Эпикур n Космос (Природа, Логос, Мысль, Разум) выступает Высшим Абсолютом, Природа сотворила человека, богов и все остальное n Человек - микрокосмос
Фалес Милетский 625 -547 до н. э n n n В 585 г. до н. э. первым предсказал солнечное затмение, использовав полученные от финикийцев знания. Полагал, что все существующее возникло из воды. Вода, сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь – в воздух. Воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырех стихий, но главной стихией является вода. Воды на земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых микроорганизмов. Учение о воде, о том, из чего все состоит, - это и есть начало философии.
Пифагор Самосский ок. 570 -497 до н. э. Считал, что сущностью мира является не вода, а число, миром правят числа. Мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур. Тройка – это движение линии, создающее плоскость. Движение плоскости создает фигуру – это четверка. Тройка – число мужское, четверка – женское. Их сумма – семерка – число священное. n «Не разгребай огонь ножом» «Не ешь сердца» «Не разламывай хлеб надвое» «Помогай ношу взваливать, а не сваливать» «Что упало, не поднимай» «По торной дороге не ходи» n Считал, что математика больше всего приближает человека к Богу, ибо даже Бог не в силах отменить то, что дважды два равно четыре. n
Парменид ок. 540 -470 до н. э. Отвечал на вопрос: «Может ли мысль, независимо от опыта, открыть объективную, общезначимую истину? » Нужно найти точку пересечения двух пересекающихся рядов ряда вещей и ряда мыслей, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, а у Парменида бытие. «Бытие – это начало всего, бытие есть, а небытия нет, все заполнено бытием. Бытие – это причина самого себя, она ни от чего не зависит, наоборот, все зависит от него» . Бытие и мысль, постигающая его, - это одно и тоже.
Гераклит 520 -420 до н. э. Анализировал проблему бытия, утверждал, что все в мире из огня. n «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку» . Считал, что бытие это вечное становление. Источником движения является борьба противоположностей, которыми все пронизано в мире: борьба доброго и злого, мертвого и живого, здорового и больного, все друг с другом воюет. n Считал, что истинное знание добывается изнутри, из самопознания. n «Бессмертные смертны. Люди смертью друга живут и жизнью друга умирают» . «Путь вверх и вниз один и тот же, путь туда и сюда – одно и то же» . «Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь» . n
Демокрит ок. 460 -ок. 370 до н. э. n n n Учил, что мир состоит из атомов, также как и души людей Считал, что нет случайных событий, случайным человек считает то, причину чего не знает Четко различает ступени познания: чувственное и рациональное познание, но истинным источником познания считает разум Сторонник демократического общества Основой воспитания называет способность стыдиться, совесть Главным богатством человека считает дружбу
Софисты. Протагор. Еватл. n n С их точки зрения, философия – это искусство спора. У Протагора был ученик Еватл, которого он выучил на адвоката и который должен был ему уплатить гонорар после первого выигранного в суде дела. Ученик не торопился в суд, и учитель пригрозил ему, что сам обратится туда, чтобы взыскать гонорар за обучение. «Но я же не выиграл ни одного дела и платить не должен!» - возмутился Еватл. Протагор ответил: «Если мы подадим в суд, и выиграю я, то ты заплатишь, потому, что проиграл дело, если выиграешь ты, то заплатишь, потому, что выиграл и теперь должен платить за обучение, благодаря которому выиграл» .
Сократ 469 -399 до н. э. n n Не писал философских сочинений, он жил, как учил, бродил по улицам Афин, сопровождаемый учениками, вступал в споры со встречными и, как правило, высмеивал их, иногда добродушно, иногда довольно зло. «Я знаю, что ничего не знаю» , «Познай самого себя» . Главная идея в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия -красота , зло, добро, мудрость, совесть, честь. Мудрый человек никогда не делает ошибок: если человек усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок Человеческие качества – добро, зло, добродетель, мужество, честь – на самом деле составляют вторую, подлинную природу человека, представляют собой тот материал, из которого человек строится.
Киники. Диоген Синопский 408 -322 до н. э. n n Киники – по-гречески «собаки» . Диоген жил и учил, что нужно жить подобно собаке: просто и неприхотливо, бросая вызов пьянству, обжорству, богатству. Он сам поселился в бочке и питался одной капустой. Днем он ходил с зажженным фонарем и говорил: «ищу человека» . Он всегда считал, что людей много, а человека найти очень сложно. Идеалом его жизни была автаркия внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Когда он однажды грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним сказал: «Проси у меня все, что ты хочешь» , Диоген ответил на это: «Не заслоняй мне солнца» . Цинизм в такой форме – пренебрежение ко всем внешним благам - до сих пор имеет последователей, например, хиппи – мощное молодежное движение в Европе и Америке. Диоген и Александр Македонский
Киренаики. Аристипп n n Свою философию они основывали на принципе удовольствия. Человек стремится к удовольствиям и испытывает отвращение к страданиям, отсюда критерий поведения – делать только то, что приносит удовольствие. Надо только не быть рабом удовольствия. Всякое удовольствие всегда так или иначе сопровождается неудовольствием. Иначе говоря, чтобы жить безболезненно, надо жить без наслаждения; чтобы не знать огорчения, надо не знать любви. Но поскольку наслаждение – высшее состояние, высшая ценность, то жизнь без наслаждения невыносима, и лучше умереть. Поэтому он и проповедовал самоубийство.
Платон (Аристокл) 427 -347 до н. э. n n n Главная часть философии Платона – учение об идеях. Мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Мир идей – это истинный мир, бытие. Мир материи – это полу истинный мир, смесь бытия и небытия. Другая часть учения – теория познания. Считал, что человека нельзя ничему научить, если понимать обучение, как перекладывание знаний из одной головы в другую. Самое важное человек должен вспомнить сам. Но самому главному научить нельзя, тому, что можно достать только из самого себя. Третья часть - учение о государственном устройстве. С его точки зрения, в идеальном государстве должно быть три класса: философы управляют, стражники охраняют, ремесленники работают. В таком обществе, считал Платон, будут счастливы все, потому, что каждый занимает то место, которого он заслуживает.
Аристотель 384 -322 до н. э. n n n Любимый и самый выдающийся ученик Платона, учитель Александра Македонского Анализирует причины происхождения мира, называет материальную, действующую, целевую, формальную причины. Любую вещь считает единством формы и материи Перводвигателем мира считает Бога (официальная идеология католической церкви) Сформулировал правило силлогизма: «форма умозаключения, в которой из двух высказываний следует новое высказывание то есть вывод» Основоположник этики и учения о политике
Эпикур 341 -270 до н. э. n n Более всего интересен нам своим учением о мудрой жизни. Он считал, что смыслом жизни является наслаждение. Но как мы можем жить, наслаждаясь? Только тогда, когда у нас ничего не болит, ничто нам не грозит, когда у нас есть кусок хлеба и крыша над головой. Наслаждение понималось им весьма скромно. «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить праведно, не живя сладко» . Жил в неспокойное и тяжелое время, поэтому старался избегать политики, которую считал неблагодарным и опасным занятием. Его важнейший принцип гражданской жизни: «Живи незаметно» .
Сенека 5 до н. э. – 65 n n «Атараксия» , безмятежность и невозмутимость, душевный покой мудреца – это жизнь элитарная, жизнь избранных. Но достойной жизнью могут жить и все. Надо лишь знать, что для каждого человека ценно, что способствует счастью. Это то, что согласно с разумом, то есть добродетель. А зло – противоположность добродетели, то есть порок. Хризипп, Клеанф, Сенека, Марк Аврелий и другие стоики считали идеалом подлинно моральной жизни апатию, то есть полное безразличие. Человеку нужно лишь одно: мужественно переносить удары судьбы, не плакать, не унижаться, не подличать, не опускаться ниже человеческого достоинства, при любых испытаниях и страданиях оставаться человеком. n Марк Аврелий Сенека
Вопросы и задания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что есть хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание? Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства, если они вам не нравятся? Можно ли сейчас жить так, как призывал Эпикур, то есть достичь атараксии? Или в наше суетное время это невозможно? Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – все относительно. Что для одного благо, для другого – зло, что для одного прекрасно, для другого – безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные правила и нормы морали? Как вы понимает слова Диогена: людей много, а человека найти очень трудно? Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного? Что для вас значат слова древних: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи» ?
Тема «Средневековая европейская философия» 5 -15 вв. Аврелий Августин Блаженный Фома Аквинский «Средние века были грубыми, они были рыцарственными, они были благочестивыми» Бертран Рассел
Черты умозрительного типа философии: n n n Монотеизм (распространение христианства, борьба с язычеством, с ересями, с вольнодумством); Теоцентризм – Бог как Абсолют, Творец, «Философия – служанка богословия» , схоластика – как «школьная философия» , патристика – творчество «отцов церкви» ; Ревеляционизм – принцип божественного откровения; Экзегетика – искусство правильного толкования текстов Заветов и Библии; Традиционализм и ретроспективность
Вопросы средневековой философии: n n n Проблема диалектики, связи общего и единичного – спор между реалистами (признавали реальность общего) и номиналистами (считали, что реально существует только единичное); Выявление истины, которая уже открыта в Священном Писании (патристика – классика христианства); Соотношение веры и разума; Проблемы нравственности: совести, долга, сопереживания, сострадания, личного спасения; Соотношение вечности и времени, время – как дар Бога человеку; Движущие силы истории, история – как борьба Града Земного и Града Божьего
Аврелий Августин Блаженный 354 -430 n n n «Исповедь» и «О граде Божием» . Высшая сила в мироздании - личный Бог. Основное отношение в этом мироздании – отношения людей и Бога. Человек – это главным образом душа, Августин презирает тело. Душа – это творение Бога, она есть только у людей, вера выше разума. Учил познавательной роли любви: «Поздно я полюбил Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я безобразный. Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою» . Вся история – это борьба града Божьего и града Земного, где побеждает Град Божий
Фома Аквинский 1225 -1274 n n n «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» . Цель философии - возвестить истину, исповедуемую католическим вероучением. Откровение не противоречит разуму, но нужно разделять то, что может быть доказано разумом, и то, что не может. Бог может быть познан не только с помощью веры, но и с помощью разума. Наивысшее счастье заключается в познании Бога. Но познание Бога, которым обладает большинство людей, недостаточно для достижения высшего счастья; недостаточно и познания Бога, достигнутого через доказательства, недостаточно даже познания Бога через веру. В настоящей жизни нам не дано узреть Бога. Только в грядущем мире мы узрим Его. Тогда мы и достигнем наивысшего счастья.
Проблемы схоластической философии Схоластика – философское учение, с помощью которого утверждались христианские догмы. n Ранняя схоластика. 9 -12 вв. - спор об универсалиях (об идеях) привел к возникновению реализма и номинализма; n Высокая схоластика. 13 в. – усиление влияния Аристотеля и арабо-исламской философии; создание францисканского и доминиканского христианских учений для борьбы с ересями; n Поздняя схоластика. 14 -15 вв. – поворот философии к исследованию природы, натурфилософии, отказ от идеи гармоничного союза веры и разума , переход на позиции теории двойственной истины, отделение философии от богословия. Значение схоластики – по-новому поставила проблемы античной философии.
Вопросы и задания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Можно ли сказать, что средние века в Европе, - а это более тысячи лет, - являются не мрачным и темным периодом в истории, как часто считают, а не менее интересным и важным этапом в развитии культуры, чем Античность или Новое время? Как вы относитесь к точке зрения, что связь и подчинение религии в эпоху крушения античного мира спасла философию? Можно ли сказать, что наука развилась из религии, ибо она родилась в монастырях, в схоластических диспутах, где оттачивались вопросы логики, доказательства, аргументирования? Ведь принято считать, что наука и религия противоречат другу. Что нового вносит А. А. Блаженный в понимание любви? Как понимали счастье во времена Фомы Аквинского? Можно ли сказать, что в наше время религия и наука все таки находят точки соприкосновения: религия признала ошибочность многих своих догм, извинилась за сожжение Джордано Бруно, за преследование Коперника, а наука становится все более терпимой к вере, понимая, что не все можно доказать аргументами разума? Как по-вашему, философия по своему существу, способам аргументации, трактовке мира в целом и человека в частности – ближе к религии или к науке? Или все зависти от конкретного философа?
Тема «Философия Возрождения» 15 -16 вв. Франческо Петрарка 1304 -1374 гг. (гуманизм) Леонардо да Винчи 1452 -1519 гг. (гуманизм, эмпиризм) Николай Кузанский 1401 -1464 гг. (натуралистический пантеизм) Николай Коперник 1473 -1543 гг. (гелиоцентрическая система мира) Джордано Бруно 1548 -1600 (натуралистический пантеизм) Галилео Галилей 1564 -1642 гг. (натуралистический пантеизм)
Скульптуры Микеланджело Буонарроти
Живопись Леонардо да Винчи
Проблематика философии Возрождения «На что следует надеяться в делах божественных, - этот вопрос предоставим ангелам…Небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое» Франческо Петрарка n Развитие индивидуализма, интересы личности – высшая ценность, антропоцентризм; n Гуманизм, благо человека – главная цель культурного и социального развития, ценность человека как личности, стремление к гармонии и земному счастью; n Светский характер философии, связь философии с естественнонаучными исследованиями, возрождение натурфилософии; n Идеалы справедливой общественной жизни, идеального устройства государства.
Тема «Философия Нового времени» . 17 -19 вв. Френсис Бэкон Рене Декарт Анри Моруа Франсуа Вольтер Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Карл Маркс Артур Шопенгауэр Серен Кьеркегор «Я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарт
Френсис Бэкон 1561 -1626 n n Является родоначальником философии Нового времени, наиболее ярким представителем английской философии. Основные его работы – «Новый органон» , «Новая Атлантида» . Главной задачей считает освобождение философии от схоластики Считается родоначальником эмпиризма Первым выдвинул и обосновал метод индукции – метод восхождения от частного к общему, от отдельных фактов ко всеобщему закону.
Рене Декарт 1596 -1650 n n n «Рассуждения о методе» , «Метафизические рассуждения» , «Правила для руководства ума» . Создал аналитическую геометрию, открыл законы преломления света в оптике, ввел понятие количества движения в механике, понятие рефлекторной дуги в физиологии и т. д. Внес метод сомнения: «В одном только я не могу сомневаться – в том, что я сомневаюсь, то есть мыслю. Мыслю, следовательно, существую» . Сформулировал метод дедукции – рассуждения от общего к частному.
Анри Моруа Франсуа Вольтер 1694 -1778 n n Считал, что религия – это пережиток прошлого, но верил в Бога как творца мира Выступает за равенство граждан перед законом, говорит о неотъемлемых правах человека: на жизнь, на свободу и собственность Политическим идеалом считает «просвещенную монархию» С восторгом говорит о разуме человека
Иммануил Кант 1724 -1804 n n Делил все поступки людей на моральные и легальные. Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другому, ведь я человек. Считает, что, только выполняя долг, человек становится свободным. Выполняя долг, человек может пойти против самого себя, против законов природы, но не выполнить долг он не может. Если человек по каким-то причинам не выполнил свой долг, его поймут и простят, но при этом он сам не сможет себя простить, если у него есть совесть. Совесть – это и есть показатель человечности.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770 -1831 n n Развил учение о законах и категориях диалектики. Говорит о разумности мироздания. «Все действительно разумно, все разумное – действительно» . Считает, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. История человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои цели и интересы. Однако, в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. История им представлена как саморазвитие мирового духа.
Карл Маркс 1818 -1883 «Капитал» n В основе исторического процесса видит смену экономических отношений, общественно-экономических формаций (ОЭФ): ПЭФ-РЭФФЭФ-КЭФ-СЭФ n Критикует капитализм, призывает к социалистической революции n Гегемоном революции считает рабочий класс
Артур Шопенгауэр 1788 -1860 n n n Философия пессимизма. Миром правит «воля к жизни» - некая биологическая по своей природе сила, которая делает всех людей рабами. Она заставляет человека познавать мир, чтобы к нему приспособиться, это она заставляет человека изо всех сил цепляться за жизнь. Считал, что вся человеческая жизнь – это страдания и разочарования. Человек под влиянием воли все время чего-то желает. Эти желания никогда не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то наступает равнодушие и скука. Утверждал, что земное счастье иллюзорно, человек бывает счастлив лишь по видимости и в редкие минуты, а поэтому жизнь представляется обманом. Воля к жизни сильнее разума, сам разум – продукт воли. Человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе все желания и принять страдания как неизбежную часть жизни.
Серен Кьеркегор n n «Или – или» ( «Наслаждение и долг» ) и «Болезнь к смерти» говорил о трех стадиях развития личности – эстетической, этической и религиозной. Эстетическая жизнь – это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумываясь о смысле своего существования, живет прежде всего чувственными удовольствиями. Однако, человек, живущий такой жизнью, постоянно испытывает чувство тревоги, дисгармонии, страха перед чем-то неизвестным. Это его человеческая природа выдвигает перед ним требование – быть духовным, нравственным человеком. Путь к этому уровню идет через отчаяние. Отчаяние – это не состояние, но душевный подготовительный акт, требующий серьезного напряжения всех душевных сил. Именно оно дает победу над миром.
Вопросы и задания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Какие проблемы решает философия эпохи Возрождения? И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных причин или условий, это как голос Бога в нас. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому, что боюсь наказания. Какая точка зрения, на ваш взгляд, выражает истинную природу человека? Что нового вносит в философию Гегель? Почему образованные умы Европы и России были очарованы его взглядами? Ж. Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого, также, по-видимому, немыслимо воспитание. Где же выход? Какие новые идеалы возникают в философии Вольтера? Какие направления в философии возникают в эпоху Нового времени? Каждый человек естественно стремится быть непохожим на других, стремится чем-нибудь выделиться и отличиться. С. Кьеркегор считал, что быть исключением стыдно. Прокомментируйте эту фразу Кьеркегора.
Тема «Русская философия» М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев П. Я. Чаадаев Западники и славянофилы Народники Г. В. Плеханов, В. И. Ленин Л. Н. Толстой Ф. М. Достоевский В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить» Ф. Тютчев
Периодизация русской философии 1. 2. 3. 4. Подготовительный этап 9 -18 вв. Русская мысль следует за европейской, ищет «свою тему, свою тональность» Русская философская классика 19 в. Несет миру истину – «нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну каплю крови…» Советский период 1917 -85 гг. Оригинальное философское творчество перемещается за границу, в России – классовая идеология «Свободен лишь тот, кто может не лгать» Современный период. Комплексное осознание достигнутого знания
Специфические особенности русской философии n n n Пристальное внимание к проблемам человека, к социальным проблемам, прежде всего, к проблемам простого народа Обращенность к смыслу истории и месту в ней России, проблема выбора исторического пути России Приоритет нравственной проблематики (панэтизм) Обращенность к религиозной проблематике (сверхрационализм) «Космизм» – восприятие космоса как единого целостного организма
«Русская идея» в философии n n Любовь к России, к Родине, патриотизм и критическое отношение Историческая миссия России и ее народа, «Москва – третий Рим» Русская душа, мучительный поиск смысла жизни Русская государственность, особая роль и ответственность интеллигенции за судьбу народа и государства
М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев 1711 -1765 1749 -1802
Философские идеи Ломоносова и Радищева n n n М. В. Ломоносов Опровергает норманнскую теорию происхождения Руси Интересуется натурфилософией, дает материалистическое объяснение природы, сочетает его с верой в Бога Озабочен судьбами страны, народа, отечественной науки, выступает за бескорыстное служение народу и науке А. Н. Радищев «Вольность» , «Путешествие из Петербурга в Москву» n Осуждает самодержавие и крепостничество n Анализирует сущность души n Называет различные формы бытия n Говорит о сущности человека как единстве материальной и духовной натуры n Сторонник сенсуализма n Об автономии личности, воспитании гражданственности
Петр Яковлевич Чаадаев 1794 -1856 «Философические письма» n Критикует русское общество и историю. «Россия вообще не была бы замечена в мировой истории, если бы не географические просторы» n Обращает внимание на отдаленность России от семьи европейских народов n Считает, что Россия может претендовать на роль лидера общественного движения n «Слава Богу, я всегда любил Отечество»
Западники и славянофилы
Философские идеи западников и славянофилов «Из западных книг мы научились произносить имена вещей» П. Я. Чаадаев n Россия идет по западному пути развития, отстает n Петр Великий проводит реформы, ускорившие европейское развитие России n «Оживление» веры приведет к слиянию России с остальными христианскими народами «Нет любви к человечеству в том, кто чужд своему народу» А. Хомяков n Признание самобытности русской истории, ее непохожести на западную n Поиск объяснения самобытности в православии n Идея всемирноисторического предназначения России
Федор Михайлович Достоевский n n n Глубоко проанализировал природу зла. По его мнению, зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло идет от свободы человеческой воли. Можно, конечно, избавить мир от зла, но для этого нужно отнять у людей свободу, чтобы они не имели возможности ни капризничать, ни выражать свое недовольство, ни тем более совершать преступления. То, что влечет отдельных людей к преступлению, влечет и общество к революции. Революция не уничтожает зло. В глубине человеческой души борются Бог и дьявол. Человек должен победить зло в себе, внутренне освободиться. Н. Бердяев в работе «Духи русской революции» напишет по этому поводу: «Слишком многое у нас привыкли относить насчет самодержавия, все зло и насилие жизни хотели им объяснить. Но этим только сбрасывали с себя русские люди бремя ответственности и приучили себя к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались»
Представители народничества: П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин
Идеология народничества Пропагандистское направление n. Призывал интеллигенцию вернуть долг народу n. Призывал к пропаганде восстания среди народа для его освобождения Заговорщическое направление n. Самодержавие не имеет социальной поддержки в сословиях n. Радикальная часть интеллигенции должна создать организацию для захвата власти Анархизм n. Скептическое отношение к любой власти, которая подавляет свободу личности n. Необходимость народного бунта для ликвидации государства
Народовольцы n n n Стремились к захвату власти силами революционного меньшинства Использовали террор как главный метод борьбы Совершили несколько дерзких покушений на Александра 2, закончившихся цареубийством 1 марта 1881 г.
Марксизм в России: Г. В. Плеханов 1848 -1917 и В. И. Ульянов-Ленин 1870 -1924
Философские идеи русских марксистов n n Г. В. Плеханов Считает, что капитализм превращает человека в зверя, а деспотизм – во вьючное животное Считал, что социалистическую революцию в России форсировать нельзя: «русская история еще не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма» n n n В. И. Ленин Главной целью видит совершение социалистической революции Рабочий класс считает ударной силой для свержения существующего строя После свержения самодержавия власть должна быть передана партии рабочего класса
Чем объясняется популярность марксизма в России?
Лев Николаевич Толстой 1821 -1910 n n n Основной вопрос его философии: как разорвать замкнутый круг насилия – вечный принцип человеческого существования. На насилие человек также отвечает насилием – угнетенные поднимаются на восстания и опять творят насилие. Если насилие иногда и защищало жизнь и спокойствие людей, то много чаще, напротив, становилось причиной величайших бедствий. Надо возродить основной принцип христианской религии – непротивление злу насилием. Если не отвечать насилием на насилие, прощать и даже полюбить врагов своих, подняться над обидами и оскорблениями, что может сделать только очень сильный человек, то прервется порочный замкнутый круг непрерывного насилия, творимого в истории.
Николай Александрович Бердяев 1874 -1948 n n n В основе этики лежит религиозный страх. Закон по своей природе всегда запугивает. Он не преображает человеческую природу, не уничтожает греха, а через внешний и внутренний страх держит грех в известных границах. Самый культурный в мире народ, немцы, под влиянием фашистской пропаганды за несколько лет превратился в стадо беснующихся баранов. Значит, подлинная культура, в том числе и моральная, была свойственна только очень немногим людям, а у всех остальных тонкая пленка культурности быстро исчезла, обнажив звериную сущность. Жизнь человека так сложна и индивидуальна, что не укладывается ни в какие общие принципы, нормы и законы морали. Ценность человека – не в степени подчиненности ее моральным требованиям, а в силе и остроте ее внутреннего влечения к добру, способности самой сотворить себя. Не послушание, а творчество есть главный моральный долг человека.
Философия всеединства. В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев 1853 -1900 1874 -1948
Основные черты философии всеединства В. С. Соловьев n n n n Принцип единства мира, где Бог – абсолютное начало Христианское мировоззрение основано на идее Богочеловечества София –Мировая Душа, материя божества, Совершенная Женственность, светлое начало Добро- направляющее начало истории и смысл жизни Свобода – добровольное усвоение человеком божественной воли Россия призвана дать миру жизнь и обновление Анализирует смысл любви Н. А. Бердяев n n Свобода выступает как иррациональная и как разумная, которая в истине и в добре Человек – это существо общественное, и история – это способ его жизни Историю определяют три силы: Бог, Судьба и человеческая свобода Предупреждает об опасности социализма
«Философский пароход» 1922 г. n n n Высылка в августе 1922 г. группы интеллигенции по решению ОГПУ за рубеж Перемещение философского творчества за границу, т. к. внутри страны философия была приравнена к классовой идеологии «Благодаря Ленину, Зарубежная Россия получила когорту блестящих ученых и интеллектуалов…» М. Раев
Русский космизм Н. Ф. Федоров и К. Э. Циолковский 1829 -1903 1857 -1935
Философские идеи русских космистов n n n Н. Ф. Федоров Смысл истории - переход от небратского состояния общества к братскому Человек посредством труда создает себя как человека и преображает свой животный «фундамент» Главная цель господства разума над природой воскрешение всех умерших и достижение бессмертия для живущих К. Э. Циолковский «Будущее Земли и человечества» n Движущая сила во Вселенной – материя в ее бесконечном превращении n Вывел классическую формулу ракеты, научно обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве n Идея космического преображения человечества
Русский космизм это своеобразное направление конца 19 -20 в, включающее в себя философско-теологические, художественные, естественно-научные представления и размышления о космосе, о месте человека в нем, о соотношении человека и космоса «Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя»
Своеобразие русской философии «О Русь моя! Пред миром станешь ты высоко, в сияньи новом и святом!» А. Хомяков n «История это факт взаимного истребления друга» Н. Федоров n «Тот народ, как и тот человек, который внутренне не совершенствуется, не может совершать истинно славных дел» В. Соловьев n «Я ищу смысла, но мне нужно не только понять смысл, но и реализовать его в полноте жизни» Н. Бердяев n «Смысл истории – в ее конце» Н. Бердяев n
Вопросы и задания: 1. 2. 3. 4. 5. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет осуществляться всегда, пока жив человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить его в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе? Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому, что каждый достоин любви. Некоторые философы считали, что просто человек – это животное, и любить надо такого человека, который стремится быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе? С точки зрения Л. Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощеный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитаны или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия? Как писал русский мыслитель 19 в. К. Леонтьев, для того, чтобы появились Пушкин, Суворов и Кутузов, чтобы возникла мощная русская культура и сильное государство, миллионы русских людей должны были столетиями жить в тяжелых, невыносимых условиях. И очень многие страны Европы добивались своего процветания ценой огромных усилий и потерь. Неужели это единственно возможный путь? Если солнце в нашем мире, как писал Бердяев, одинаково всходит и над добрыми, и над злыми, если часто ест тот, кто не трудится, а тому, кто трудится, зачастую есть нечего, - то для чего тогда мне стараться быть нравственным, быть добрым? Не проще ли жить естественной животной жизнью? Но, может быть, тогда я изменю своей сверхъестественной божественной природе? Может быть, я тогда уже не смогу считать себя человеком?
Тема «Современная западная философия» Фридрих Ницше Мартин Хайдеггер Пьер Тейяр де Шарден Жан Поль Сартр Зигмунд Фрейд Эрих Фромм Карл Ясперс Огюст Конт Карл Поппер Бертран Рассел
Социально-экологический тип философии, антропоцентризм «Бытие сущего стало субъективностью, теперь горизонт уже не светится сам собой, теперь он лишь точка зрения самого человека, который сам и творит его» . М. Хайдеггер
Оружие Первой Мировой войны 1914 -18
Фридрих Ницше 1844 -1900 «Рождение трагедии из духа музыки» , «Так говорил Заратустра» , «Веселая наука» , «Воля к власти» n Выступал против обыденной мещанской морали, которая, по его мнению, проявляется в двух формах – морали христианской и морали социалистической. n Христианство – это восстание рабов в морали. Христиане призывают любить человека только за то, что он человек. n Современный человек – это только путь к настоящему человеку, к сверхчеловеку. А христианская мораль, также как и социалистическая, воспитывает людей слабых, которые даже гордятся своей слабостью и ничтожностью. Стадную мораль, рекомендующую никому не высовываться и жить, как живут все, Ницше называл аморализмом. Истинная мораль – это мораль аристократическая, это мораль человека, который попирает ногами презренное благополучие.
Мартин Хайдеггер 1889 -1976 Экзистенциализм, герменевтика «Бытие и время» , «Лесные тропы» , «На пути к языку» , «Что есть мысль? » n Пояснил суть этого существования через образ смерти. Обычно люди избавляются от мыслей о собственной смерти, гонят их, человек должен проникнуться мыслью о неизбежной своей смерти. Но на самом деле у него речь идет не столько о смерти, сколько о жизни. Никто за тебя умирать не будет, но и жить за тебя никто не будет. Ты сам должен прожить свою жизнь. n Человек, живущий подлинной жизнью, постоянно испытывает чувство вины за то, что жизнь его не получается так, как надо, что он не успел что-то сделать. Он винит не когото, а именно себя. Он не хочет перекладывать на других ответственность за свои поступки. Я отвечаю за все, что случилось со мной, ибо я свободен.
Пьер Тейяр де Шарден 1881 -1955 «Феномен человека» n Предпринимает попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. n Использует термин «энергия» , которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс развития космоса. n Высшим выражением космической эволюции является разумный человек.
Жан Поль Сартр 1905 -1980 Экзистенциализм «Тошнота» , «Экзистенциализм – это гуманизм» n Основной проблема - специфичность человеческого существования. n Свобода воли - ответственность человека за все, что происходит в мире. n Настаивает на том, что человек становится таким, каким он сам себя сделал, испытывает при этом беспокойство и тревогу «Для каждого человека все происходит так, как будто глаза всего человечества направлены на него» n Сожалеет о том, что Бога нет, и поэтому нельзя найти какие-либо ценности в сверхчувственном мире. n Наделяет человека достоинством, возвышает его над другими существами.
Зигмунд Фрейд 1856 -1939 n n n Психоанализ Центральным компонентом психики считал бессознательное (Оно), сознательное (Я) – надстройка над бессознательным, Сверх-Я – нормы, совесть Перевод энергии Оно в другое русло – сублимация Философия культуры «Вследствие усиления чувства вины прогресс культуры оборачивается ущербом счастья»
Эрих Фромм 1900 -1980 Неофрейдизм «Искусство любить» n Ввел понятие социального характера, он зависит от эпохи n Уделяет большое внимание религиозному и культурному началу в человеке, переносит акцент с биологических влечений на социальное в человеке n Говорит о братской любви, материнской, эротической, о любви к Богу
Карл Теодор Ясперс 1883 -1969 Экзистенциализм «Смысл и назначение истории» n Понятие «осевое время истории» , это фермент, связывающий человека в рамках единой философии n Анализирует экзистенцию, пограничную ситуацию, вину, сострадание, заботу. Экзистенция - это сам человек, осознающий себя в качестве независимого, человек нуждается в Боге n Универсальным способом человеческого существования считает коммуникацию
Огюст Конт 1798 -1857 n n Позитивизм Обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей Разрабатывает методологию социального познания, считается основоположником социологии как науки
Карл Поппер 1902 -1994 Постпозитивизм n Отграничение научного знания от ненаучного видит в том, что научное знание может быть опровергнуто с помощью опыта n Критикует классическое понятие научного метода «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине»
Бертран Рассел 1872 -1970 n n n Неопозитивизм Признает достоверность только физически-опытного знания, отказывается от ненаучного метафизического объяснения Создает концепцию логического атомизма, считает, что математика может быть выведена из логики В 1950 г. получает нобелевскую премию за гуманизацию и свободу мысли в литературе
Вопросы и задания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которые с ними случаются, всегда виноваты они сами: виновата моя трусость. Моя лень, моя небрежность и т. д. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства и людей. Какая позиция вам ближе и понятнее? Какова специфика экзистенциализма Сартра? Считаете ли вы, что человечество после двух мировых войн, после ужасов массового уничтожения людей чему-нибудь научилось? Или же в случае жестокого кризиса все может повториться снова? Какую модель человеческой психики предложил Фрейд? Что, по-вашему, наполняет жизнь смыслом: интересная творческая работа, любовь, положение в обществе или что-то другое? Как решает вопросы истории Ясперс? Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался над смыслом своей жизни? Как трактует свободу Хайдеггер? Горький в свое время сказал: «Человек – это звучит гордо!» . Но ни Н. Бердяев, ни М. Хайдеггер, ни С. Франк, ни Ф. Ницше не согласились бы с такой фразой. Почему? Почему историки культуры говорят, что самолюбованию человека было нанесено три ощутимых удара в истории, - Коперником, Дарвином и Фрейдом?
Вопросы для повторения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Какова проблематика созерцательного типа философии? ; Почему в средневековье философия стала «служанкой богословия» ? Какие особенности присущи философии эпохи Возрождения? Каковы основные черты философии 17 в. ? В чем значение немецкой классической философии? Какова специфика русской философии? Кто и каким образом критикует гегелевскую философию во второй половине 19 в. ? Какова проблематика социально-экологического типа философии? Назовите основные направления современной философии.
философия.ppt