Основные дидактические теории и концепции.pptx
- Количество слайдов: 19
Основные дидактические теории и концепции АСПИРАНТ ХАНЬ ЧАО А-2214
1. Понятие дидактики, основные дидактические категории 2. Основные дидактические концепции 3. Основные дидактические и педагогические идеи конфуций в древнем Китае Структура работы
ПОНЯТИЕ Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) Дидактика – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения). Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.
Основные задачи дидактики разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить развивать у учащихся познавательные психические Задача 1 процессы и творческие способности разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении 4 За да ача ча 3 а 2 ч да За Задача 5 Зад изучать закономерности учебно -познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ Преподавание упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении; Учение процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности; Обучение систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей; Образование результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения; Знания понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения; Умения овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности; Навык автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ Учебный предмет область научных знаний; Учебный материал содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом; Цель обучения то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия; Содержание обучения система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; Метод обучения способ достижения цели; Средства обучения предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО); Результаты обучения то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения: а) традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я. А. Коменский, Гербарт, Дистерверг и И. Г. Пестолоци); б) прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай); в) современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).
ТРАДИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАПРИМЕР ГЕРБАРТ И. Ф. Немецкий философ и педагог, представитель авторитарной педагогики. Цель его воспитания – формирование нравственной личности и морально сильного характера. Основные черты системы обучения Гербарта: - главная задача школы – интеллектуальное развитие школьников, а воспитание – дело семьи; - для поддержания порядка и дисциплины на уроке предлагается использовать запреты, ограничения и телесные наказания; - воспитание нельзя отделять от обучения, а воля и характер развиваются одновременно с разумом; - он вводит понятие воспитательное обучение (тесное сочетание обучения с дисциплиной). Главный вклад Гербарта в дидактику – выделение 4 ступеней обучения: ясность, ассоциации, система, метод. Ученики на уроке должны строго и внимательно слушать учителя и заучивать готовые знания. Учителю отводится активная роль, а ученикам пассивная, ни каких поблажек не было. В середине 19 века теория Гербарта пришла в упадок и распространения не получила.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАПРИМЕР ДЖОН ДЬЮИ. Дидактика американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартисов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. В 1895 году Дьюи убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАПРИМЕР П. Я. ГАЛЬПЕРИН Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий» . В основе теории лежит алгоритм – это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату. Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы: 1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап); 2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание); 3) формирование действий во внутренней речи (сознание); 4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления. Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному). Индуктивный метод опирается на личный опыт ребенка.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ КОНФУЦИЙ Имя Конфуция принадлежит к числу тех, которые известны едва ли не каждому образованному человеку со школьной скамьи. И не случайно. Конфуций не просто один из великих мудрецов древности. Конфуций был человеком - мудрейшим из живших, но все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. И это вполне соответствует той роли, которую в истории Китая играло конфуцианство как специфический эквивалент религии.
Становление и развитие дидактические педагогические идеи конфуцианства тае Ки ем Классическое китайское образование евн «经典国学» др в ет ит 学» ерс ив «太 ун ый рв Пе тенденция развития «п ст уст о ь ш со ко п л» ер « ни 百 ч 家 аю 争 т 鸣 » С т Сожжение книг и гонения на конфуцианцев «焚书坑儒» Империи Цинь (221 до н. э. — 206 до н. э. ). ан ов ле н ие 202 ь н Ха г я ери 220 п Им н. э. — ие до ит зв ра Империя Сун с 960 по 1279. Вершина низменная долина рабство общества 2070 д о н. э -221 гг. до н. э. Конфуций 551 до н. э. — 479 до н. э. феодальн ое общество(221 д о н. э. --------- 1912 г)
Конфуций впервые в истории стал ратовать за равенство всех людей в обучении, за предоставление всем равных возможностей учиться. Это поистине революционное новшество стало возможным потому, что Конфуция интересовало не происхождение его учеников, не их жизненные планы, даже не их способность, а, прежде всего – сами эти ученики как личности. Его интересовало просто человеческое в человеке. он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня. Это: — уважение к ученику; — принятие учеников такими, какие они есть; — собственный пример — основа воспитания; — терпимость; — единство учения и жизни; — равенство всех людей как учеников; — отказ от принуждения.
В 523 г. до н. э. Конфуций основал первую частную школу в мире по воспитанию человеческих характеров, начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать работу: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. В процессе воспитания Конфуций стремился развивать активность учащихся, побуждать их к учению, к добыванию знаний. Он поощрял самостоятельную работу и призывал к нравственному самосовершенствованию. Конфуций постоянно наблюдал за своими воспитанниками, хорошо знал их интересы. Особенности и способности, что позволяло ему осуществлять индивидуальное воспитание и обучение. Часто на одни и те же вопросы, заданные разными учениками, он давал различные ответы.
Педагогические идеи Конфуция, его интерес к человеческой личности определял содержание образования, которое он предлагал своим ученикам. Он не отказывался от традиционного подхода в этой сфере, культивировавшегося в школах Китая в этот период, так как оно выражало ценности древности, которую он боготворил. Основное содержание традиционного образования сводилось к изучению «шести искусств» (следующий слайд) Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной учебной дисциплине. Он учил своих учеников музыке, возведя ее в число обязательных дисциплин, ибо музыка – это веяние древности, способ лицезрения древности без слов. Для Конфуция музыка была неизменной спутницей, вдохновительницей и, завершительницей «Ли» , т. е. образцового поведения, основанного на высшем постижении идеала древности.
«ШЕСТИ ИСКУССТВ» Доля обучения «шести искусств» в древнем Китае этикет(礼) музыка(乐) стрельба(射) управление колесницей(御) 10% 5% 33% каллиграфия(书) 13% математика(术) 16% 23%
«Беседы и суждения»
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДИДАКТИКИ И ПЕДАГОГИКИ КОНФУЦИАНСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. 因材施教 « вести учение сообразно индивидуальным способностям (подходить к ученикам по-разному; с индивидуальным подходом к воспитуемому » . 2. 默而识之,学而不厌,诲人不倦,何有于我哉? « Безмолвно храни то, что знаешь, учись, не зная пресыщения, учи других, не зная усталости. Все ли я сделал так? » . 3. 温故而知新,可以为师矣。 « Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником [людей]» 4. 学而时习之、不亦说乎。有朋自远方来、不亦乐乎。人不知而不愠、不亦君子乎。 «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж? » 5. 学而不思则罔,死而不学则殆 «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно» . 6. 诲女知之乎,知之为知之,不知为不知,是知也 «Ю, я научу тебя [правильному отношению] к знанию. Зная что-либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь, - это и есть [правильное отношение] к знанию» . 7. 学如不及、犹恐失之。 «Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь знаний, словно вы боитесь их потерять» . 8. 三人行,必有我师焉。则其善者而从之,其不善者而改之。 «Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю»
Спасибо за внимание