Скачать презентацию Основной вопрос философии Основной вопрос философии Основным Скачать презентацию Основной вопрос философии Основной вопрос философии Основным

Основной вопрос философии.ppt

  • Количество слайдов: 33

Основной вопрос философии Основной вопрос философии

Основной вопрос философии Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, Основной вопрос философии Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию).

Две стороны основного вопроса философии Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке Две стороны основного вопроса философии Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Что первично Материя или сознание? Что первично Материя или сознание?

В зависимости от того, как решается онтологическая сторона основного вопроса, выделяются следующие направления - В зависимости от того, как решается онтологическая сторона основного вопроса, выделяются следующие направления - материализм, идеализм, дуализм, деизм

Онтологическая сторона основного вопроса философии. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что Материализм (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно: -материя реально существует; -материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от Следовательно: -материя реально существует; -материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); -материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; -материя существует и различается по своим внутренним законам; -сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); -сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; -сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали: Фалес К материалистическому направлению принадлежали: Фалес

Гераклит(520 -460 до н. э. ) Гераклит(520 -460 до н. э. )

Демокрит(460 - …. до н. э. ) Демокрит(460 - …. до н. э. )

Эпикур(341 -270 до н. э. ) Эпикур(341 -270 до н. э. )

Сэр Френсис Бэкон(1561 -1626 гг). Сэр Френсис Бэкон(1561 -1626 гг).

Дж. Локк(1632 -1704) Дж. Локк(1632 -1704)

Спиноза Б. (1632 -1672) Спиноза Б. (1632 -1672)

Дидро Д. (1713 -1784) Дидро Д. (1713 -1784)

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Русские материалисты Герцен Александр Иванович Русские материалисты Герцен Александр Иванович

Николай Гаврилович Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский

Вульгарный материализм «Как печень выделяет желчь, так и мозг выделяет сознание, следовательно сознание материально» Вульгарный материализм «Как печень выделяет желчь, так и мозг выделяет сознание, следовательно сознание материально»

Александр Богданович Фохт(1848 -1903 гг). Александр Богданович Фохт(1848 -1903 гг).

Идеализм ( «линия Платона» ) – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи Идеализм ( «линия Платона» ) – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Идеализм объективный идеализм; субъективный идеализм; Идеализм объективный идеализм; субъективный идеализм;

Идеализм В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др. Идеализм В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др. ); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др. ); Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др. ); Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: -реально существует только идея; -идея первична; - «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей» ; отдельные идеи ( «мир идей» ) объективно существуют независимо от нашего сознания.

Субъективный идеализм (Беркли, Юм и др. ) -все существует только в сознании познающего субъекта Субъективный идеализм (Беркли, Юм и др. ) -все существует только в сознании познающего субъекта (человека); -идеи существуют в разуме человека; -образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; -вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма -существуют две независимые субстанции – ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма -существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); -в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; -материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; -материя и сознание взаимодополняют друга и существуют всегда.

ДЕИЗМ направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в. ) признавали наличие ДЕИЗМ направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в. ) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии.

познаваем или непознаваем мир? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса:

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны выделяют направления гностицизм; агностицизм; При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны выделяют направления гностицизм; агностицизм;

АГНОСТИЦИЗМ -мир непознаваем; -возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. АГНОСТИЦИЗМ -мир непознаваем; -возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Агностицизм - мир принципиально не познаваем; Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого Агностицизм - мир принципиально не познаваем; Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого познания; высказываются сомнения в возможности достоверного знания; Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;

ГНОСТИЦИЗМ мир познаваем; возможности познания неограниченны. ГНОСТИЦИЗМ мир познаваем; возможности познания неограниченны.