Осип Мандельштам.ppt
- Количество слайдов: 23
Осип Мандельштам К урокам русской литературы по поэзии «Серебряного века»
«Нам четырех стихий приязненно господство, но создал пятую свободный человек…»
Флора Осиповна Вербловская – мама поэта Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить, Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, Я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло Осип Мандельштам
Первый этап творчества – 19081916 гг. Первая книга «Камень» Искал преодоления ошибок Веков человеческим искусством, мастерством, реальностью человеческой Культуры Каменщик, архитектор - акмеист
«Камень» «Silentium» - 1910 • • • • Она еще не родилась, Она и музыка, и слово, Эллинистическая прекрасная И потому всего живого предметность – «утварь» , но Ненарушаемая связь. главное – поиск жизненности, Спокойно дышат моря груди, Цельности, связи «всего живого» Но, как безумный, светел день И пены бледная сирень В мутно-лазоревом сосуде. Да обретут мои уста первоначальную немоту – Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста Останься пеной, Афродита, И слово въ музыку вернись, И сердце сердца устыдись, С первоосновой жизни слито.
«Она еще не родилась… Она и музыка, и слово…» Сандро Ботичелли «Рождение Венеры
«Да обретут мои уста первоначальную немоту, как кристаллическую ноту, что от рождения чиста…» Осип Мандельштам
«Камень» - ощущение тоски кануна «Невыразимая печаль открыла Два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь» Осип Мандельштам
«Камень» - очеловечивание окружающего мира, согревание его тончайшим телеологическим теплом И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь – трепетание стрекоз Быстроживущих, Синеглазых 1910
Из «Камня» - «Петербургские строфы» (Н. Гумилеву) Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна – как броненосец в доке – Россия отдыхает тяжело
«Notrе Dame» - из «Камня» «И чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам»
1914 • «Посох мой, моя свобода • Сердцевина бытия • Скоро ль истиной народа • Станет истина моя? » • Разрывает «трех измерений узы» , открывает «всемирные моря» • «И море, и Гомер – все движется любовью…»
На первом этапе • выделяется центральная тема, пафос – культура. • Всемирная, человеческая культура! «Пятая стихия» , созданная свободным человеком. • Петербург – центр культуры – и в стихах, и в прозе. • Философско-историческое содержание стихов; идея единства культуры сливается с пафосом русской культуры
Второй этап – второго «Камня» «Tristia» - 1917 -1928 гг • Осип Мандельштам – еще более сложное явление • Начинает звучать мотив «век мой, зверь мой…» • Голодающий, плохо освещенный Петербург эпохи гражданской войны – «умирающий Петрополь» • «Я изучил науку расставаний в простоволосых жалобах ночных…» • Стихотворение «Декабрист» - 1917 год – портрет русского декабриста с одушевленным богатством исторических ассоциаций от античности до современности • «Россия, Лета, Лорелея…»
Одно из лучших стихотворений второго периода – в августе 1917 в Алуште • «Золотистого меда струя из бутылки текла…» • Спокойная, размеренная жизнь Тавриды (Крыма) наполнена воспоминаниями – «наукой Эллады» ; древняя и новая , трудовая, радостная жизнь этого края наполнена плодоносной тишиной. Виноград живет «как старинная битва» . Все контрастирует и ассоциируется с образом Одиссея, героического века поисков, блужданий, исторических битв • «…Одиссей возвратлся, пространством и временем полный»
Второй период • «У времени измученное тело…» , но просвечивают образы нового мира • «Век мой, зверь мой! • Кто сумеет заглянуть в твои зрачки • И своею кровью склеит двух столетий позвонки? » ( «Век» 1922) • «… Чтобы вырваться из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена надо флейтой обвязать…!»
Надежда Мандельшам жена поэта – Из метафор Мандельштама: «слово-предмет» превращается в метафору или ассоциацию-символ: «наука расставаний» , «небо будущим беременно» , «горячий снег» (оксюморон) , «от сугроба улица черна» , «тает в бочке, словно соль, звезда» . Соединение отвлеченного и предметного: «И меня срезает время, как Скосило твой каблук» ; слово-предмет и спрессованные ассоциации «дремучая жизнь» , «дремучий лес» , «дремучий воздух»
Третий, последний период творчества – 19301937 гг Цикл стихов об Армении 11 «Восьмистиший» - сложная тема взаимодействий творческой эволюции природы, человека, пафос преодоления пространства и времени, их единство и разрывы «И я выхожу из пространства В запущенный сад величин И мнимое рву постоянство И самосогласье причин, И твой, бесконечность, учебник, Читаю один, без людей, Безлиственный, дикий лечебник, Задачник огромных корней» Дружил с Цветаевой, Гумилевым, Волошиным… Ахматова считала его гениальным поэтом современности
«Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей» Как будто не хватает слов, чтобы вместить богатство и конкретность жизни… «Народу нужен свет и воздух голубой, И нужен хлеб и снег Эльбруса… Народу нужен стих таинственно родной, Чтоб от него он вечно просыпался И льнянокудрою, каштановой волной Его звучаньем умывался
«Свобода – сердцевина бытия» … и острое чувство сталинской «шестипалой» неправды
Стихотворение, изображающее Сталина, было проявлением исключительного мужества и глубины проникновения. Это сжатая и психологически и социально точная характеристика тоталитаризма • • • «Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, Только слышно Кремлевского горца, Душегубца и мужикоборца» Как подковы, кует за указом указ. Кому в лоб, кому в бровь, Кому в пах, кому в глаз. Что ни казнь у него, то малина, И широкая грудь осетина
«Отравлен хлеб, и воздух выпит… Как трудно раны врачевать! Иосиф, проданный в Египет, Не мог сильнее горевать… И если подлинно поется, и полной грудью, наконец все исчезает – остается пространство, звезды и певец