"Органический дизайн".pptx
- Количество слайдов: 46
ОРГАНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН Художественно-стилистические течения в индустриальном формообразовании ХХ века.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Органический дизайн (1940 -е гг). 2. Стримлайн, аэродинамический стиль (1930 -е гг). 3. Биоморфичный стайлинг, автомобильный стиль в США (1950 -е гг). 4. Bel Design, скульптурный дизайн, «Линия Ниццоли» , Стиль Оливетти (1960 -е гг). 5. Эргономический дизайн, Эргодизайн (1990 -е гг). 6. Биоморфизм (1960 -е гг).
1. Органический дизайн (1940 -е гг). Это направление еще вошло в историю под названием «скандинавский модерн» , поскольку оно действительно принадлежит миру скандинавской культуры, с ее древними традициями, холодным климатом, густыми лесами и географической оторванностью от континентальной Европы (отчасти поэтому в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии индустриализация отставала от общеевропейских темпов).
Скандинавский модерн нередко подразделяют на шведский модерн, финский модерн и датский модерн. И хотя пионерами здесь были шведы, всех скандинавских дизайнеров вдохновляли стилистика модерна и родные традиции. Кроме того, предтечей органического дизайна в теории и практике является органичный дизайн американского функционализма в лице Фрэнка Ллойда Райта.
После Второй мировой войны термин «шведский модерн» стали использовать критики применительно к работам финна Алвара Аалто, датчан Арне Якобсена и Вернера Пэнтона, шведов Бруно Маттсона и Йозефа Франка. Общим мотивом работ этих дизайнеров было стремление передать в архитектуре и дизайне мебели природную красоту, естественные органические ощущения формы, свойственные скандинавской традиции и народной культуре.
Именно поэтому органический дизайн – это во многом стиль одного материала – дерева (чаще светлого). Поскольку это не только традиционный материал скандинавских производителей, но и самый натуральный, органический материал. Сюда следует добавить естественные плавные природные линии (уже известные нам по стилю модерн), а также такие природные образы, как образ леса, озер, рек, которые ассоциируются с еще одним натуральным материалом – стеклом.
В Дании – признанном поставщике тикового дерева в Европу – органический стиль называли еще «стилем тикового дерева» . Действительно, в дизайне это направление начиналось c проектирования фанерной мебели. Однако его последующее развитие было связано с более экспериментальным отношением к материалу, в результате чего к дереву добавились стекло и стальные трубы.
Ярким представителем финского органического стиля является архитектор и дизайнер Алвар Аалто (Хуго Алвар Хенрик Аалто. 1898– 1976). Аалто понимал органичность как единство объекта с окружающей средой. Сам сын лесника, он с огромным талантом перенес эту идею в архитектуру и дизайн интерьеров, подчеркивая, что только таким образом дизайн может стать гуманным, ориентированным не на промышленность, а на человека.
Аалто проектировал с точки зрения человека, его комфорта и уюта. Его дизайн не был следованием форме и функции. Его дизайн был гармонией, равновесием формы, функции и материала. Это прекрасно видно на примере санатория Раймио для больных туберкулезом. Даже фанерные стулья он разрабатывал как особую теплую мебель для больных этим тяжелым заболеванием
Еще один яркий представитель органического стиля – датский архитектор, мебельный и интерьерный дизайнер Арне Якобсен (1902– 1971). Его называли «датским Корбюзье» , однако сам Якобсен был противником функционализма, и в след за Аалто утверждал, что органический дизайн должен быть гуманным, а значит индивидуальным ( «каждый имеет право создать себе нору по своему вкусу» ).
Якобсен известен своими проектами домов, в которых планировка предусматривала видовые балконы в каждой квартире. Для него вид из окна (желательно на природу) был символом органического единства здания и окружения, человека и интерьера. Датский модерн остался в истории яркими экспериментами в дизайне мебели в духе примитивизма.
Органический стиль не случайно определяют как скандинавский модерн. Природные формы и смысловое единство среды напрямую связывают это направление с европейским модерном начала XX века. Органический стиль не утратил популярности и в наши дни (в скандинавских странах он остается основным стилем домашнего дизайна), однако сегодня он меньше ассоциируется с натуральными материалами и больше стремится отразить совершенство естественных природных форм с помощью современных материалов и компьютерного моделирования (например, работы дизайнеров компании Alessi).
В современной архитектуре органический стиль по-прежнему следует главному принципу Аалто – единству объекта со средой. Примером может служить здание оперного театра в Сиднее, построенное по проекту архитектора Йорна Атсона.
2. Стримлайн, аэродинамический стиль (1930 -е гг). Стримлайн, аэродинамический стиль (англ. streamline - линия воздушного потока, обтекаемая форма) -художественно-стилистическое течение в дизайне первой половины XX века, для которого были характерны обтекаемые формы предметов. Появился в н. 30 -х гг. в США, в послевоенное время получил широкое распространение в Европе.
Теория обтекаемой формы, основанная на применении округлых, плавно-заканчивающихся форм, часто имеющих капле - или яйцевидный характер, возникла и получила распространение в начале XX столетия в транспортных технологиях: кораблестроении, воздушном транспорте, автомобилестроении. Такая обтекаемая форма способствовала улучшению гидро - и аэродинамических характеристик транспортных средств, особенно в условиях высоких скоростей.
Однако к 30 -м гг. XX в. обтекаемые формы стали использоваться дизайнерами в декоративных целях - для придания бытовым вещам особой динамичности и современности внешнего вида, отвечающим представлениям обывателей о наступившем XX веке, веке новой динамики и скоростей.
Народившийся стиль отражал всеобщее стремление к прогрессу. Американский дизайнер Норман Бел Геддес популяризовал его в своей книге "Горизонты", иллюстрированной фантастическими изображениями каплевидных автомобилей и автобусов, обтекаемого поезда-трубы, торпедо образного океанского лайнера и огромного "летающего крыла" с каплевидными поплавками для посадки на воду.
К 1940 -м гг. использование обтекаемых форм получило широкое распространение: от туристического автобуса до детской коляски, от кофеварки до точилки карандашей. Применение обтекаемых форм поддерживалось новыми материалами, как клееная фанера, пластмасса, листовые металлы, которые могли принимать любую форму. Ключевыми фигурами американского стримлайна являются: Раймонд Фернанд Лоуи (Ramond Ferdinand Loewy, 1893 -1986), Норман Бел Геддес (Norman Bel Geddes, 1893 -1958), Генри Дрейфус (Henry Dreyfuss, 1904 -1972), Уолтер Дорвин Тиг(1883 -1960).
3. Биоморфичный стайлинг, автомобильный стиль в США (1950 -е гг). Биоморфизм - художественно-стилистическое течение в дизайне XX века, для которого характерно использование в стилеообразовании природных форм. В отличие от органического дизайна, где происходит осмысление природной составляющей через абстрактную композицию формы изделия, биоморфизм часто использует природные формы в декоративных целях. Иногда биоморфизм называют зооморфизмом или неоорганическим стилем.
В 1920 -1930 гг. биоморфизм отходит на второй план, уступая место более строгим геометричным линиям Ар Деко и функционализма. В 1940 -е гг. мотивы биоморфизма вновь возвращаются в творчество дизайнеров. Это футуристичная биоморфная мебель итальянского дизайнера Карло Молино (Carlo Mollino, 19051973) и его последователей так называемого "Туринского барокко". В Америке центром биоморфизма становится Кранбрукская академия художеств, а его лидерами - Эеро Саариненом, Чарлз и Рей Имз.
Далее биоморфические мотивы мы можем наблюдать и в более поздних кич-формах элитарного стайлинга т. н. "автомобильного стиля". В 1950 -е годы в Америке пышно расцвел стиль, вызвавший возмущение ревнителей «хорошего дизайна» . С легкой руки дизайнера компании «Дженерал моторе» Харли Эрла детройтские автомобилестроители позволили обычным людям войти в фантастический мир скорости и полета.
Вдохновленный образами авиалайнеров, межпланетных ракет, Харли Эрл разрабатывает новый автомобиль - воплощение американской мечты - с длинными плавными линиями, с выступающими клыками на передних бамперах, с опоясывающими ветровыми стеклами, широкими задними крыльями, яркой двухцветной окраской, с хромированными ободами и множеством приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком. Эти автомобили вызвали в США беспрецедентную стратегию продаж.
Создатели других изделий массового спроса охотно переняли новые идеи автомобильного дизайна: панели управления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей, причем для полноты картины дисковые таймеры делались в форме миниатюрного рулевого колеса. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком.
4. Bel Design, «Линия Ниццоли» , Стиль Оливетти (1960 -е гг). Аналогично германской "хорошей форме" в Италии возникла концепция " Bel Design " ("Красивый дизайн"), которая так же, как и в свое время обтекаемая форма в США, принималась влиятельными производителями, была рациональна и предметно ориентирована. При этом итальянский дизайн имел ценностные ориентиры с ярко выраженным образно-семантическим аспектом.
Если названия моделей немецкого "Брауна" несли, прежде всего, определенные технически понятия, то портативная пишущая машинка Этторе Соттсасса для итальянской фирмы "Оливетти" называлась женским именем "Валентина", а известный складной стул Жанкарло Пиретти - "Плия". Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус. Такое понимание дизайна было особенно важным для соориентированной на экспорт итальянской экономики.
Вторым важным аспектом было понимание дизайна как области культуры. Крупные предприятия, как "Оливетти" или "Фиат", сотрудничали с известными дизайнерами. В Италии возникла профессия дизайнера-консультанта, которые активно и независимо действовали в качестве советников и консультантов в различных фирмах. Идея фирменного стиля получила в Италии широкий культурный размах. Образцовым примером была политика фирмы "Оливетти" с такими молодыми перспективными дизайнерами и архитекторами, как Этторе Соттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини.
Дизайн в Италии был не только специальностью инженеров, но и в равной мере архитекторов, философов, писателей. Третья особенность итальянского дизайна - "радость эксперимента" - связана с появившимися в середине 60 -х гг. новыми материалами - пластмассами, предлагавшими новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в дизайне. Это лидирующее положение особенно проявилось на выставке 1972 года "Италия.
Фирма "Оливетти" получила известность в истории бизнеса своими беспрецендентными для Италии социальными преобразованиями. Камилло Оливетти учредил фонд социального страхования рабочих, реализовал специальную программу льгот для сотрудников своей фирмы, включая летние лагеря на море для их детей, кафетерий, детский сад, библиотеку, вопросы обеспечения жильем. Фирма "Оливетти" особое внимание уделяла формированию ярко выраженной "корпоративной идентификации" (фирменного стиля). Сюда относился дизайн продукции, архитектура, дизайн экспозиций, реклама и графика.
Особую известность фирма Оливетти приобрела с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли и с выпуском в конце 1940 -х сенсационных по своим эстетическим качествам моделей пишущих машинок "Лексикон-80" и "Леттера 22". Тогда же возникает выражение "Стиль Оливетти" в отличие, например, от дизайна АЭГ Петера Беренса стремился не столько к формальному единству продукции, сколько к тому, чтобы сделать любую продукцию обязательно красивой: все должно быть привлекательным, первосортным, включая даже деловую корреспонденцию, исходящую от фирмы.
5. Эргономический дизайн, Эргодизайн (1990 -е гг). Впервые термин "Эргодизайн" (ergonomic design) появился в процессе революционного изменения организации проектирования в конце 70 -х гг. в компании "Ксерокс", когда только создание единой "команды" из 25 дизайнеров и 25 эргономистов позволило создать действительно конкурентоспособное изделие и вновь вернуться компании на вершину экономического успеха после нескольких лет катастрофических неудач на рынке.
В тот же исторический период (1979 г. ) произошла серьезная авария на атомной электростанции в США (Three Mile Island), анализ причин которой впервые высветил проблему учета требований эргономики проектировании сложных технологических объектов.
С начала 80 -х гг. количество научных публикаций по проблеме эргономического дизайна постоянно росло и достигло максимума в 1993 г. , когда состоялась международная эргономическая конференция "Design for Everyone". С тех пор количество публикаций на эту тему снизившись, остается примерно постоянным. Но с середины 90 -х гг. в развивающихся странах наблюдается рост числа научных и проектных учреждений (институтов) дизайна, в которых эргономические подразделения играют ведущую роль.
Основанием для гипотезы о самостоятельном научном содержании Эргодизайн могут служить, с одной стороны, базирование на достижениях психофизиологии, например, цвета (эргономика цветового восприятия и достижения технической эстетики в области проектирования цветовой среды) и запаха (ароматоэргономика и фитодизайн). С другой стороны, современные (пока еще не признанные массово) достижения физики вакуума и, в частности, разработки вопросов торсионных полей, связанных с формой объектов.
Пока такая связь выглядит гипотетически, но, в то же время, имеется тысячелетний опыт китайской науки-искусства Фэн-шуй, построенной на учете формообразования среды жизнедеятельности человека и феноменологически описывающей влияние предметной среды на безопасность и эффективность труда человека, что является предметом эргономики. Накопленные наукой и практикой факты позволяют предположить, что предметом Эргодизайн как научного направления может стать динамическая топология и геометрия предметной среды жизнедеятельности человека.
Практическим результатом, в таком случае, будет не просто объединение дизайна и эргономики, а разработка новых принципов и методов проектирования с учетом реального внутреннего и внешнего мира человека. Первые шаги в этом направлении сделаны и специалистами Всеукраинской эргономической ассоциации.
6. Биоморфизм (1960 -е гг). Известен также как зооморфизм и неоорганический стиль. Для биоморфизма характерно использование природных форм, причем с исключительно декоративными целями, эстетика биоморфизма подразумевала «маскировку механизмов и отход от их первоначального внешнего вида. Оценить по достоинству этот стиль стало возможно с изобретением новых технологий и материалов, в частности пластика. Поэтому с точки зрения производства, это направление может считаться интегрированным в механистическую эстетику.
Биоморфизм подразумевает цельные объекты плавных, естественных форм, выполненные из высокотехнологичных материалов, - например, это может быть лестница, напоминающая спираль ДНК.
Главным центром биоморфизма стала Кранбрукская Академия художеств, директором которой был финский архитектор Эро Сааринен, еще одним ведущим пропагандистом этого стиля стал итальянский дизайнер Карло Моллино с его футуристической биоморфной мебелью. Его изделия были выполнены из гнутой древесины и по форме напоминали животных. Сааринен, а также Чарльз и Рей Имз воплощали этот стиль в своей мебели из пластика.
Элементы организации живой жизни прослеживаются в зданиях немецкого экспрессионизма 1910— 1920 -х годов, среди которых можно выделить Стеклянный павильон, построенный Бруно Таутом в 1914 году в Кёльне. Важнейший элемент этой прозрачной конструкции — сетчатый купол из цветного стекла.
Использование структур на основе сетчатых оболочек — один из основных способов создания конструкций стиля хайтек с криволинейными очертаниями. Основоположник этого вида конструкций — Владимир Георгиевич Шухов, запатентовавший свою первую сетчатую несущую оболочку ещё в 1895 году.
В 1920 -х годах в советском художественном авангарде возникло «органическое» течение во главе с М. Матюшиным. Это архитектурное направление провозглашало своей задачей создание сооружений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и условий окружающей среды, подобно форме живых организмов. Но только в 1960 -е годы архитекторы всерьёз занялись проектированием сооружений, имитирующих органические формы. Основное препятствие в развитии архитектурной бионики — неприятие биоморфных криволинейных форм и оболочек сторонниками консервативной прямоугольной планировки и конструктивных схем зданий.
Впервые исследование математических закономерностей сетчатых поверхностей провёл Пафнутий Львович Чебышёв в работе «О кройке одежды» (сообщение в «Association franchise pour l’Avancement des Sciences» от 28 августа 1878 года). Чебышёв установил математические принципы формообразования криволинейных поверхностей из плоских тканевых развёрток с четырёхугольными ячейками, наглядно продемонстрировав, что поверхность шара может быть полностью покрыта двумя изначально плоскими выкройками.
В невесомости капля представляет собой сферу, но, деформируясь, она сочетает в себе участки с разной кривизной. Назовём такую форму «эльпюль» , где «эль» обозначает поверхность вращения с гиперболической кривизной, а «пюль» — поверхность с положительной кривизной, то есть выпуклую. Отсюда и сам сетчатый бионический конструктор, позволяющий формировать любую поверхность, сочетающую разную кривизну, получил своё название.
Товарищ Травкин из старой данелиевской комедии «Тридцать три» говорил: «Старое не должно зачёркивать новое, а новое не должно зачёркивать старое» . Это отличное руководство к действию для преображения старых городов. Возможности для такого преображения есть — широчайший выбор технологий и материалов.
Нерешаемой проблемой остаётся лишь неодолимое желание строить традиционные здания, неспособные к изменению формы и основанные на старых схемах жизнеобеспечения. Мешают нормы и правила, созданные в середине прошлого века, запрещающие строить здания с деформацией поверхности более чем на несколько миллиметров. Но если бы общество никогда не нарушало эти правила, мы бы никогда не увидели полёта вертолёта. Ведь жёсткие лопасти сломались бы при первом испытании.
Презентацию подготовил студент заочного отделения Каз. ГУКИ Шошунов В. Б. 27. 01. 2014 г.
"Органический дизайн".pptx