Скачать презентацию Орфоэпические нормы Лекция 2 Московский говор Скачать презентацию Орфоэпические нормы Лекция 2 Московский говор

Орфоэпические нормы.pptx

  • Количество слайдов: 38

Орфоэпические нормы Лекция 2 Орфоэпические нормы Лекция 2

Московский говор • • Аканье в[а]да Ход[ю]т Кори[шн]евый, було[шн]ая, моло[шн]ик Коне[шн]но, беспорядо[шный] [ш]то, [ш]тобы Московский говор • • Аканье в[а]да Ход[ю]т Кори[шн]евый, було[шн]ая, моло[шн]ик Коне[шн]но, беспорядо[шный] [ш]то, [ш]тобы высок[ой] человек, глубок[ой]старик случало[с], хотело[с]

Петербургский говор • • • Ходят Щелка, желчь Ю[нн]ый, зва[нн]ый Коричневый, конечно Высокий, глубокий Петербургский говор • • • Ходят Щелка, желчь Ю[нн]ый, зва[нн]ый Коричневый, конечно Высокий, глубокий Случалось, хотелось

Задача орфоэпии-совершенствование произносительной культуры носителей русского языка. • В орфоэпической системе сложилось 3 стиля Задача орфоэпии-совершенствование произносительной культуры носителей русского языка. • В орфоэпической системе сложилось 3 стиля произношения: книжный, нейтральный и разговорный. • Книжный стиль требует строгого соблюдения орфоэпической нормы (используется при чтении лекций, докладов, в выступлениях перед публикой). Образцовой речью принято считать речь актеров, дикторов.

Границы между стилями нечетки, взаимопроницаемы, поэтому в одном высказывании возможно смешение произносительных элементов, свойственных Границы между стилями нечетки, взаимопроницаемы, поэтому в одном высказывании возможно смешение произносительных элементов, свойственных различным стилям. • Разговорный стиль позволяет использование произносительных вариантов, «снисходителен» к местным диалектным особенностям произношения, разумеется, в рамках литературного языка. Им пользуются в ситуации бытового, дружеского, неофициального общения. • Нейтральный стиль является как бы промежуточным между двумя названными стилями, им владеет большая часть носителей языка.

Понятие орфоэпии • Орфоэпия –совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических Понятие орфоэпии • Орфоэпия –совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

Фонетические законы гласных 1. Редукция гласных (количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке Фонетические законы гласных 1. Редукция гласных (количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога) • [э]и[ы] - [эы]: ц[эы]на, оц[эы]нить, ц[эы]лую, лиц[эы]вой, ц[эы]ла, кольц[эы]вой • [а], [о], [е] [и]и[е] - [ие]: вз[ие]ла, цв[ие]ты

Икающее произношение • Средний между [и] и [е] – ь[ерь] перевела: п[ь]р[ь]в[и]ла, человек: ч[ь]ловек Икающее произношение • Средний между [и] и [е] – ь[ерь] перевела: п[ь]р[ь]в[и]ла, человек: ч[ь]ловек • Средний между [э]и[ы]-[ыэ]или [ы]в соответствии с ударным [а], в соответствии с ударным[е]-[эы]: ж[ыэ]ра, ж[ыэ]ркое или ж[ы]ркое, ж[ыэ]ровня, ш[ыэ]гать или ш[ы]гать, ш[ыэ]лить или ш[ы]лить, ж[эы]лтеть, ш[эы]стой, пш[эы]но, ш[эы]ренга. Иногда: ж[ыэ]леть, ж[ы]леть, к сож[ыэ]лению, пож[ыэ]лей, ж[ыэ]кет, лош[ыэ]дей, лош[ыэ]дям, лош[ыэ]дях…

2. Отсутствие [о] в безударном положении Средний между [о]и[а]: зол[а]т[а], м[а]л[а]ко, д[а]р[а]гой (нельзя говорить 2. Отсутствие [о] в безударном положении Средний между [о]и[а]: зол[а]т[а], м[а]л[а]ко, д[а]р[а]гой (нельзя говорить золото, молоко, дорогой); 3. Переход [и] в [ы] в позиции после твердых согласных: без[ы]глый; 4. Произношение [ы] после [ж], [ш], [ц]: ж[ы]ть, ш[ы]ть.

Фонетические законы согласных • обязательное смягчение согласных перед [и] и перед [е]— [с]иний, [с]ерый, Фонетические законы согласных • обязательное смягчение согласных перед [и] и перед [е]— [с]иний, [с]ерый, но сэр; • оглушение согласных на конце слова — горо(т), са(т); • уподобление согласных качеству последующего звука по признаку мягкости/твердости, глухости/ звонкости — [сь]нег, [ф]се, про[зь]ба.

Источники отклонений – письмо и родной говор • Большого – больш[овъ] • Конечно-коне[ш]но • Источники отклонений – письмо и родной говор • Большого – больш[овъ] • Конечно-коне[ш]но • Что-[ш]то • Обязательные нормы – императивные • Вариантные формы - диспозитивные

В большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: • ка[т’]ет, факуль[т’]ет, [т’]еория, [д’]емон, [д’]еспот, В большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: • ка[т’]ет, факуль[т’]ет, [т’]еория, [д’]емон, [д’]еспот, [н’]ервы, [с’]екция, [с’]ерия, му[з’]ей, га[з’]ета, [р’]ента, [р’]ектор.

Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: • ш[тэ]псель, о[тэ]ль, Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: • ш[тэ]псель, о[тэ]ль, с[тэ]нд, ко[дэ]кс, мо[дэ]ль, ка[рэ], [дэ]мпинг, каш[нэ], э[нэ]ргия, [дэ]марш, мор[зэ], к[рэ]до и др.

Слова иноязычного происхождения, прочно вошедшие в литературный язык • имеют мягкое произношение зубных согласных Слова иноязычного происхождения, прочно вошедшие в литературный язык • имеют мягкое произношение зубных согласных и [р] перед [е], например: тема, тенор, теория, техника, текст, картотека, Одесса, демон, музей, газета, пионер, конкретный, берет, профессор, эффект.

Произношение твердых согласных перед [е] наблюдается: • в выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами других Произношение твердых согласных перед [е] наблюдается: • в выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами других алфавитов: де-юре, де-факто; • в словах, обозначающих понятия зарубежного быта: пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль;   • в собственных именах, фамилиях: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; • в терминологии: интервью, модернизация.

Норма орфоэпического словаря • артерия [тэ и доп. те], бактерия [те и доп. тэ], Норма орфоэпического словаря • артерия [тэ и доп. те], бактерия [те и доп. тэ], брюнет [не], инертный [нэ], консервы [се], критерий [тэ и доп. те], портвейн [ее и доп. вэ], прогресс [ре и доп. рэ], стратег [те и доп. тэ], тема [те], шинель [не], бутерброд [тэ], дегазация [дэ и де], декан [де и доп. дэ], демобилизация [де и доп. дэ], интенсивный [тэ], интернационал [тэ], экземпляр [зэ и доп. зе].

В современном русском языке: • [шн]-конечно, скучно, яичница, пустяшный, скворечник, прачечная, перечница, в женских В современном русском языке: • [шн]-конечно, скучно, яичница, пустяшный, скворечник, прачечная, перечница, в женских отчествах на -ична: • Савви[шн]а, Ильини[шн]а, Фомини[шн]а. • только [чн]- многостаночный, поточный (метод), съемочный. • В ряде слов произношение [шн] допускается наряду с [чн]: було[шн]ая и булочная, молочный и моло[шн]ый, пшени[шн]ый и пшеничный, лаво[шн]ик и лавочник, сливо[шн]ое и сливочное, я[шн]евая и ячневая.

различия • В литературном языке в конце слов в соответствии с написанием произносятся — различия • В литературном языке в конце слов в соответствии с написанием произносятся — сочетания мъ, бь, въ — семь, восемь, голу[пь], любо[фь]. • Под влиянием говоров встречается ошибочное твердое произношение согласных (се[м], восе[м]).

различия • В неопределенной форме глагола (улыбаться, заниматься, развиваться) на месте -ться по литературной различия • В неопределенной форме глагола (улыбаться, заниматься, развиваться) на месте -ться по литературной норме произносится -цца (улыба[цц]а, развива[цц]а). • Под влиянием говоров часто ошибочно говорят так, как пишут (улыбаться, развиваться).

Суффиксы –ся, -сь • употребляются в глаголах после согласных звуков: смеялся, умывался, смеялась, умывалась Суффиксы –ся, -сь • употребляются в глаголах после согласных звуков: смеялся, умывался, смеялась, умывалась и произносятся мягко. • Суффиксы -ся, -сь по старой московской норме произносились твердо. В настоящее время господствующим стало произношение мягкого -сь: смеюсь, зажглась. Лишь на сцене культивируется архаичное для общего литературного языка твердое произношение звука [с] у возвратных глаголов. Однако -ся произносится твердо: смеялса.

Особого замечания требует произношение звонкого согласного [г] • На месте орфографического [г] произносится взрывной Особого замечания требует произношение звонкого согласного [г] • На месте орфографического [г] произносится взрывной [г], который на конце слова чередуется с взрывным [к]: могу — мо[к]. В литературном языке фрикативное [г] (среднее между г и х) употребляется в ограниченных условиях, с колебаниями: • а) всегда в междометиях ага, ого, гоп; • б) в некоторых словах, широко употребляющихся в церковном произношении: Господь, Бог (Бога и т. д. ), реже: благо, благодарить, богатый.

Вопросы о произношении слов когда, где, иногда и смог, не мог В литературном языке Вопросы о произношении слов когда, где, иногда и смог, не мог В литературном языке буква г в положении перед гласными, сонорными согласными (р, л, м, н) передает звук [г]: газета, гном, гром, гул, гвоздь. При образовании звука [г] задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом; шум возникает в тот момент, когда струя выдыхаемого воздуха размыкает сомкнутые органы речи. Поэтому звук [г] называется взрывным, мгновенным.

Южнорусский говор • При образовании щелевого [г] задняя часть спинки языка не смыкается, а Южнорусский говор • При образовании щелевого [г] задняя часть спинки языка не смыкается, а только сближается с мягким нёбом, между ними образуется щель. Шум возникает от трения выдыхаемого воздуха о края сближенных органов речи. Такой звук обозначается буквой g. В русском литературном языке допустимо только произношение [г] взрывного. Исключение составляют слово Бог в косвенных падежах: Бога, Богом, о Боге и иногда, тогда, всегда. В них следовало произносить [g] щелевое: Бо[g]а, Бо[g]ом, о Бо[g]е, ино[g]да, то[g]да, все[g]да.

Нарушения нормы • В конце слов звук [г], как и другие звонкие согласные, оглушается: Нарушения нормы • В конце слов звук [г], как и другие звонкие согласные, оглушается: бере[г]а — бере[к], но[г]а — но[к], ля[г]у — ля[к]. В южнорусском говоре [g] в конце слов также переходит в глухой согласный, но не в [к], как в литературном языке, а в [х]: бере[g]а — бере[х], но[g]а- но[х]. Т. О. , нарушение одной орфоэпической нормы, т. е. произношения [g] вместо [г], приводит к нарушению и других произносительных норм.

Отступления от нормы • Неверным можно назвать произношение ударного гласного [э] в таких словах, Отступления от нормы • Неверным можно назвать произношение ударного гласного [э] в таких словах, как расчесывать, дерн, с издевкой, черточка, подчеркивать, желчный, застегнутый, поблескивать, блеклый, поблекший, белесый, тверже. Следует произносить: расч[о]сывать, д[о]рн, с изд[о]вкой, ч[о]рточка и т. п.

Согласно норме • сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое жьжь: пишется произносится уезжаю Согласно норме • сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое жьжь: пишется произносится уезжаю [уежьжьаю] вожжи [вожьжи] • буквосочетание зж, если з относится к приставке, произносится как жж (твердо): пишется произносится изжога [ижжога]

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности: • норма 1 Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности: • норма 1 -й степени — строгая, жесткая, не допуска¬ющая вариантов; • норма 2 -й степени — нейтральная, допускает рав¬нозначные варианты; • норма 3 -й степени — более подвижная, допускает ис¬пользование разговорных, а также устаревших форм.  

Орфоэпический минимум • • • • Ага [г фрикативный] Альма-матер [тэ] Альтернатива [тэ] Атеизм Орфоэпический минимум • • • • Ага [г фрикативный] Альма-матер [тэ] Альтернатива [тэ] Атеизм [тэ, -изм] Афера [фе] Астматик Альтернатива [тэ] Анестезия [нэ] и [тэ] Антенна [тэ] Антресоль [ре] Берет [ре] Бенефис [бе, не] Беспрецедентный [де] Бессребреник [ре] Блёкнуть [лё]

далее • • • Дрожжи [жи] и [жы] Желчь [о] Жердочка [о] Жюри [ю] далее • • • Дрожжи [жи] и [жы] Желчь [о] Жердочка [о] Жюри [ю] Езжу [жж] и [жьжь] — не ездию Езженый [жж] и [жьжь] Заплатит (не заплотит) Заем (не займ) Зачерпывать Забредший Зацветший Зев [зе]

далее • • • Капитализм [изм] Каравелла [вэ] Кофе [фе] Компьютер [тэ] Компетенция [те] далее • • • Капитализм [изм] Каравелла [вэ] Кофе [фе] Компьютер [тэ] Компетенция [те] Консервы [се] Коттедж [тэдж] Купе [пэ], но купейный Кларнет [нэ] Кинескоп [не] Конферансье Крепдешин

далее • • • Лосось— лососёвый Макраме [мэ] Манжета Масштаб [ашт] Менестрель [не] Метеорология далее • • • Лосось— лососёвый Макраме [мэ] Манжета Масштаб [ашт] Менестрель [не] Метеорология [те] Модель [дэ] Модернизация [дэ] Мягкосердечный [чн] Нареченный [чё] Недоуменный [мё]

далее • • • Панель [нэ] Партер [тэ] Пенсне [нэ] Плеск [ле] Полонез [нэ] далее • • • Панель [нэ] Партер [тэ] Пенсне [нэ] Плеск [ле] Полонез [нэ] Протез [тэ] Протекция [тэ] Презент [ре, зе] Пресса [ре] Пустячный [шн] Пюре [рэ]

 • • • • Сосиска [ск] Стресс [рэ] Секс [сэ] Свитер [тэ] Сервис • • • • Сосиска [ск] Стресс [рэ] Секс [сэ] Свитер [тэ] Сервис [се] Синтез [тэ] Сарделька [дэ] Сожжет [ё] (не сожгет) Тезис [тэ] Темп [тэ] Теннис [тэ] Тенденция [тэ] Тенор [те] далее

далее • • • • Дебют [де] Декор [дэ], но декорация [де] Демагог [де] далее • • • • Дебют [де] Декор [дэ], но декорация [де] Демагог [де] Дендрарий [де] Деспот [де] Дециметр [дэ] Диета [диэ] Диспансер [сэ] Дуршлаг [рш] Дебаркадер [дэ] Декольте [дэ, тэ] Далеко далёко Двоечник [шн] и доп. [чн]

далее • • • • Гейзер [ге] Генетика [генэ] Гротеск [тэ] Геодезия [дэ]  Гипотеза далее • • • • Гейзер [ге] Генетика [генэ] Гротеск [тэ] Геодезия [дэ]  Гипотеза [те] Гренадер [ё] Грубошерстный [ё] Издеваться — издёвка Истёкший кровью Инцидент  Истекший (срок) Идентичный [дэ] Интервал [тэ]

далее • • • Одеколон [де] Одноимённый Остриё Одновременный Отель [тэ] Опека [пе] Оседлый далее • • • Одеколон [де] Одноимённый Остриё Одновременный Отель [тэ] Опека [пе] Оседлый [сё] Осетр [сё] Лазать — лазаю Лазить — лажу Ландшафт [нш]

далее • • • Дегустация [дэ] и [де] Дедукция [дэ] и доп. [де] Декада далее • • • Дегустация [дэ] и [де] Дедукция [дэ] и доп. [де] Декада — [доп. ] декада [дэ] Декан — [доп. ] декан [дэ] Демография [дэ] и [де] Демократия [дэ] и [де] Дискутировать и доп. дисскусировать Дожжёт — не дожгёт Дождь (до[щ] и до[шт]ь) Доплатит (не доплотит) Достаточный — доп. [шн] Дребезжать [жьжь] и доп. [жж]

далее • • • Бижутерия [тэ] Бизнес [нэ] Бог [х] Брюнет [нэ] Брызжет [жже] далее • • • Бижутерия [тэ] Бизнес [нэ] Бог [х] Брюнет [нэ] Брызжет [жже] Бухгалтер [те] Военачальник Ватерлиния [тэ] Велотрек [рэ] Вдолблённый Водевиль [дэ]