Скачать презентацию ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Скачать презентацию ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.pptx

  • Количество слайдов: 16

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Выполнила Студентка 241 группы Владимирцева Анастасия ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Выполнила Студентка 241 группы Владимирцева Анастасия г. о. Самара, 2012 г.

Орфоэпические нормы Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и Орфоэпия epos — речь) изучает Орфоэпические нормы Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и Орфоэпия epos — речь) изучает вопросы правильного литературного произношения. Соблюдение орфоэпических правил — одно из основных условий высокой культуры устной речи. В последние годы заметно повысился интерес говорящих на русском языке к проблемам культуры устной речи: особенностям произношения отдельных звуков и их сочетаний в словах, акцентологическим нормам, т. е. правилам постановки ударения, интонирования и т. п.

 Знание норм литературного произношения, владение ими становится общественной необходимостью в связи с существенными Знание норм литературного произношения, владение ими становится общественной необходимостью в связи с существенными социально-экономическими изменениями, демократизацией жизни в нашей стране, возрастанием значимости уровня культуры ее граждан, в первую очередь, их устной речи. Отступление от норм русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры говорящего и снижает его авторитет, хотя сам говорящий зачастую слышит себя хуже, чем другие, поэтому в недостаточной степени контролирует свое произношение, некритичен в оценке привычного для него произношения.

 Работа над повышением произносительной культуры предполагает: усвоение правил русского литературного произношения; формирование умения Работа над повышением произносительной культуры предполагает: усвоение правил русского литературного произношения; формирование умения слушать свою речь и речь окружающих; стремление изучать образцовое литературное произношение; желание анализировать свои ошибки и недочеты, сопоставляя свое произношение с образцовым; совершенствование произносительной стороны своей речи путем постоянной тренировки

В зависимости от сферы общения возможно использование одного из стилей произношения: полного (рекомендуемого для В зависимости от сферы общения возможно использование одного из стилей произношения: полного (рекомендуемого для публичных высказываний: научных докладов и лекций, речей дикторов радио и телевидения); неполного (разговорно-просторечного, допустимого лишь в обиходно-бытовом общении, в непринужденной обстановке).

 Полный стиль произношения характеризуется соблюдением основных орфоэпических требований: умеренной редукцией безударных гласных, ясностью Полный стиль произношения характеризуется соблюдением основных орфоэпических требований: умеренной редукцией безударных гласных, ясностью и отчетливостью произношения, правильной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, соответствующим интонированием фраз. Для неполного стиля характерна чрезмерная редукция безударных гласных, приводящая к неотчетливому произношению и даже выпадению звуков и слогов, к упрощению звукосочетаний праильно вместо правильно, так ( скать вместо так сказать).

 Реже используется возвышенно-поэтический стиль произношения, который включает ставшие устарелыми, нетипичными в современной речи Реже используется возвышенно-поэтический стиль произношения, который включает ставшие устарелыми, нетипичными в современной речи нормы произношения, но имеющие большую культурную традицию и используемые в сценической речи, в стихах классической русской поэзии, например, произношение безударного звука [о] (н[о]ктюрн, с[о]нет, п[о]эт), твердого заднеязычного звука перед окончанием И. п. мужского рода, близкого к [а] и [ы], но более краткого [ъ] (мяг[къ]й, стро[гъ]й, слад[къ]й). Современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную, развивающуюся и совершенствующуюся систему, включающую нормы произношения гласных, согласных звуков и грамматических форм.

Акцентологические нормы Акцентологические (от лат. аccentus — Акцентологические ударение) нормы — нормы постановки ударение) Акцентологические нормы Акцентологические (от лат. аccentus — Акцентологические ударение) нормы — нормы постановки ударение) нормы словесного ударения. Ударение — выделение одного из слогов в Ударение составе слова путём усиления звучания и увеличения длительности. С помощью словесного ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

Русское словесное ударение (акцент) характеризуется: разноместностью (нефиксированностью, неустойчивостью) — может стоять на любом слоге, Русское словесное ударение (акцент) характеризуется: разноместностью (нефиксированностью, неустойчивостью) — может стоять на любом слоге, в любой части слова: шк. Ола, обуч. Ение, университ. Ет; подвижностью (в некоторых словах) — способностью перемещаться с одного слога на другой в разных грамматических формах слова: д. Ерево — дер. Евья, окн. О — Окна, бор. Оться — б. Орется, пон. Ять — п. Онял — понял. А. Нефиксированность и подвижность ударения в русском языке часто приводят к акцентологическим ошибкам. Чтобы их избежать, следует обратиться к орфоэпическому, орфографическому или толковому словарю — в них даётся правильное ударение. В ряде слов возможны варианты акцентологических норм: тв. Орог — твор. Ог, мышл. Ение — м. Ышление, к. Ета — кет. А, Иначе — ин. Аче, одновр. Еменный — одноврем. Енный, одновр. Еменно — одноврем. Енно и др.

Ударение в именах существительных 1. В русском языке место ударения часто указывает на разные Ударение в именах существительных 1. В русском языке место ударения часто указывает на разные грамматические формы одного слова (волн. Ы — в. Олны; окн. А — Окна) или разные по значению слова: з. Амок — зам. Ок; кл. Убы — клуб. Ы; остр. Ота (остроумное выражение) — острот. А(острот. А ощущений); бр. Оня (закрепление лица, предмета, услуги за кем-/чем-нибудь) — брон. Я (защитная обшивка); вед. Ение (от глагола вести: вед. Ение собрания, переговоров) — в. Едение (сфера деятельности, управления: находиться в чьем-либо в. Едении); в. Идение (способность воспринимать и оценивать окружающее) — вид. Ение (что-либо, возникающее в воображении, во сне); Отзыв (мнение о ком-/чем-либо, оценка кого-/чеголибо) — отз. Ыв (прекращение полномочий кого-либо, возвращение обратно кого-/чего-либо); пр. Овод (металлическая проволока) — пров. Од (вторая часть сложных слов со значением «являющийся проводником чеголибо» : бензопров. Од, водопров. Од, газопров. Од, мусоропров. Од, нефтепров. Од, путепров. Од, трубопров. Од). Следует различать: электропров. Од (система для передачи электричества) — электропр. Овод (электрический шнур). 2. В существительных автон. Омия, агрон. Омия, анат. Омия, астрон. Омия, гастрон. Омия, физион. Омия, экон. Омия конечная часть -мияявляется безударной. 3. В существительных на -лог, называющих лиц по профессии или роду занятий (и в их производных), ударение падает, как правило, на предпоследний слог: архе. Олог, астр. Олог, ге. Олог, зо. Олог, карди. Олог, фармак. Олог. В существительных на -лог с иным значением ударным является последний слог: диал. Ог, зал. Ог, катал. Ог, монол. Ог, некрол. Ог, прол. Ог, эпил. Ог. Исключения: ан. Алог, п. Олог.

4. В существительных на -метрия во второй части ударение падает на корень -метр-: биом. 4. В существительных на -метрия во второй части ударение падает на корень -метр-: биом. Етрия, дозим. Етрия, планим. Етрия, сейсмом. Етрия. Примечание: возможны варианты ударения в словах симм. Етрия — симметр. Ия, асимм. Етрия — асимметр. Ия. 5. Существительные со второй частью -графия имеют ударный корень гр. Аф: каллигр. Афия, палеогр. Афия, кардиогр. Афия, стеногр. Афия, кинематогр. Афия, флюорогр. Афия. Исключения: полиграф. Ия, телеграф. Ия. 6. Существительные со второй частью –мания имеют постоянное основное ударение на слоге -ма: нарком. Ания, библиом. Ания, англом. Ания, клептом. Ания, графом. Ания. 7. Постоянное (неподвижное) ударение в формах существительных: в. Озраст — мн. ч. в. Озрасты, в. Озрастов, в. Озрастам, в. Озрасты, в. Озрастами, о в. Озрастах; в. Ыговор — мн. ч. в. Ыговоры, в. Ыговоров, в. Ыговорам, в. Ыговоры, в. Ыговорами, о в. Ыговорах; догов. Ор — ед. ч. догов. Ора, догов. Ору, догов. Ором, о догов. Оре; мн. ч. догов. Оры, догов. Оров, догов. Орам, догов. Оры, догов. Орами, о догов. Орах; торт — ед. ч. т. Орта, т. Орту, т. Ортом, о т. Орте; мн. ч. т. Орты, т. Ортов, т. Ортами, о т. Ортах; т. Уфля — ед. ч. т. Уфли, т. Уфле, т. Уфлю, т. Уфлей(Т. п. ед. ч. ), о т. Уфле; мн. ч. т. Уфли, т. Уфель, т. Уфлям, т. Уфли, т. Уфлями, о т. Уфлях и др. ; бухг. Алтеры — бухг. Алтеров, в. Ыговор – в. Ыговоры

8. Подвижное (перемещающееся) ударение в формах слов: аэроп. Орт — ед. ч. аэроп. Орта, 8. Подвижное (перемещающееся) ударение в формах слов: аэроп. Орт — ед. ч. аэроп. Орта, об аэроп. Орте, в аэроп. Орте (и в аэропорт. У); мн. ч. аэроп. Орты, аэроп. Ортов, об аэроп. Ортах; д. Еньги — деньг. Ам (и устар. д. Еньгам), деньг. Ами, о деньг. Ах; дир. Ектор — директор. А — директор. Ов; инсп. Ектор — инспектор. А — инспектор. Ов; Округ — округ. А — округ. Ов; пыль — ед. ч. п. Ыли, к п. Ыли, о п. Ыли; но в пыл. И; шкаф — ед. ч. шк. Афа, шк. Афу, шк. Афом, о шк. Афе, в (на) шк. Афе и в (на) шкаф. У, мн. ч. шкаф. Ы, шкаф. Ов, шкаф. Ами, о шкаф. Ах и др. 9. Акцентологические варианты допустимы в некоторых формах существительных: дв. Ерь — ед. ч. дв. Ери (Род. п. ), дв. Ери (Дат. п. ), о дв. Ери, и о (в, на) двер. И (П. п. ); мн. ч. дв. Ери, двер. Ей, двер. Ями и дверьм. И, о (на) двер. Ях; доск. А — ед. ч. доск. У и д. Оску; мн. ч. д. Оски, дос. Ок и д. Осок, доск. Ам и д. Оскам, доск. Ами и д. Осками, о доск. Ах и д. Осках; п. Орт — ед. ч. п. Орта, п. Орту, п. Ортом, о п. Орте, но в порт. У; мн. ч. п. Орты и порт. Ы; ст. Ебель — ед. ч. ст. Ебля, ст. Еблю, ст. Еблем, о ст. Ебле; мн. ч. ст. Ебли, стебл. Ей и ст. Еблей (Род. п. мн. ч. ), ст. Еблями, о (на) ст. Еблях; шаг — ед. ч. (одного) ш. Ага и шаг. А (с числительными: два, три, четыре шаг. А), ш. Агу, о ш. Аге, в ш. Аге от…, но на каждом шаг. У и др.

Ударение в именах прилагательных 1. В кратких формах многих прилагательных ударение на основе остаётся Ударение в именах прилагательных 1. В кратких формах многих прилагательных ударение на основе остаётся неподвижным: б. Уен — б. Уйна — б. Уйно — б. Уйны; ср. Очен — ср. Очна — ср. Очно — ср. Очны и др. 2. В кратких формах некоторых прилагательных ударение перемещается на окончание: а) только в форме женского рода: прав — прав. А — пр. Аво — пр. Авы, плох — плох. А — пл. Охо — пл. Охи; б) в формах женского рода и как равноправный вариант — в форме множественного числа: в. Ажен — важн. А — в. Ажно — важн. Ы (и в. Ажны), в. Ерен — верн. А — в. Ерно — в. Ерны (и верн. Ы), стр. Оен — стройн. А — стр. Ойно — стр. Ойны (и стройн. Ы); в) во всех кратких формах, кроме форм мужского рода: б. Олен — больн. А — больн. О — больн. Ы; выс. Ок — высок. А — высок. О — высок. И; дал. Ек — далек. А — далек. О — далек. И; т. Емен — темн. А — темн. О — темн. Ы; шир. Ок — широк. А — широк. О — широк. И. 3. Ударение прилагательных в ряде случаев является показателем разных оттенков значения и различной сочетаемости с другими словами: зап. Асный (выход, путь) — запасн. Ой (игрок, ключ); л. Авровый (ботанич: л. Авровая роща) — лавр. Овый (бытов. : лавр. Овый лист, венок); перен. Осный (перен. Осное значение) — переносн. Ой (телевизор); перех. Одный (возраст, отсек, глагол) — переходн. Ой (балл, экзамен).

Ударение в глагольных формах Следует обратить внимание на перемещающееся ударение в формах глаголов: а) Ударение в глагольных формах Следует обратить внимание на перемещающееся ударение в формах глаголов: а) на –ировать: премиров. Ать — премир. Уют — премир. Ованный — премир. Уя; гофриров. Ать — гофрир. Уют — гофрир. Ованный — гофрир. Уя; б) в глагольных формах: з. Апер — заперл. А — з. Аперло — з. Аперли – з. Аперший — запер. Ев (з. Аперши) — з. Апертый — з. Аперт — заперт. А — з. Аперто — з. Аперты; Отпер — отперл. А — Отперло — Отперли — Отперший — отпер. Ев (отперш. И) — Отпертый — Отперт — отперт. А — Отперто — Отперты; пон. Ять — п. Онял — понял. А — п. Оняло — п. Оняли — пон. Явший — пон. Яв — п. Онятый — п. Онят — понят. А — п. Онято — п. Оняты; в приставочных формах от глагола дать: изд. Ать — изд. Ал — издал. А — изд. Ало — изд. Али — изд. Авший — изд. Ав — Изданный — Издан — издан. А (Издана) — Издано — Изданы; перед. Ать — п. Ередал (перед. Ал) — передал. А — п. Ередало (передал. О) — п. Ередали (перед. Али) — перед. Авший — перед. Ав — п. Ереданный — п. Ередан — передан. А (п. Ередана) — п. Ередано — п. Ереданы. Исключение. У глагола выдать во всех формах ударение падает на Исключение. приставку; в) в формах прошедшего времени и кратких страдательных причастий с зва-: зв. Ал — звал. А —зв. Ало — зван. А —зв. Ано — зв. Аны, назв. Ал — назвал. А — назв. Ало — назв. Али — н. Азвана(о)— н. Азваны.

 Служебные слова в речи обычно не имеют ударения и примыкают к рядом стоящему Служебные слова в речи обычно не имеют ударения и примыкают к рядом стоящему знаменательному слову, составляя с ним одно фонетическое слово: во сне, и сын, не знаю; она же, сказал бы, купил ли. Небольшое число служебных слов имеет самостоятельное слабое ударение: союзы (но, словно, точно, то. . . то), некоторые предлоги, образованные от наречий (вдоль, напротив, кроме, рядом, между), частица ну. В некоторых случаях в разговорной речи ударным является предлог или частица, а знаменательное слово при нем — безударно: н. А спину, Из лесу, б. Ез вести, п. Од гору, н. А пол, з. А печь, н. Е было.

 Сложные, сложносокращенные слова, а также слова с приставкамианти-, меж-, около-, контр, сверх-, супер-, Сложные, сложносокращенные слова, а также слова с приставкамианти-, меж-, около-, контр, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (второстепенное) ударение: др`евнер. Усский, п`единстит. Ут, стр`ойматери. Алы, к`онтраргум. Ент, `околоз. Емный, в`одоотт. Алкивающий, д`оперестр`Оечный, п`ослеоб`Еденный, `эксчемпи. Он, с`уперзвезд. А, ст`аром. Одный. В многосложных словах с тремя или четырьмя основами возможно несколько побочных и одно (последнее) — основное ударение: `аэроф`отосъЁмка, Екатер`инб`ург, г`орв`одокан. Ал, Сург`утн`ефтег. Аз, высоко`в. Ольтный, высоко`технолог. Ичный, глубо`уваж. Аемый, широко`вещ. Ательный.