Кант вера и разум.ppt
- Количество слайдов: 10
• Определенные суждения не содержат в себе никакого познания в теоретическом смысле этого слова, более того, в них скорее можно найти отношение оценки, то есть отношения высказывающего их к предмету оценки. • Ценности не существуют, они значат
• Вера, с которой разум подчиняет себя мировому закону, также принадлежит к его собственным принципам, и потому для критической философии эта вера может принимать лишь такой вид, который определяется общей и необходимой формой самого разума.
• Если нравственный закон и свидетельствует о неэмпирической природе человека и сам является безусловным законом, независимым от эмпирических условий, то он, по мнению Канта, хотя и указывает на сверхчувственное происхождение и таким образом опровергает атеизм, однако, не позволяет дать более точного определения понятия Бога
• Недоказуемость Бога и бессмертия, но и неопровергаемость этих постулатов: Бога – как источника нравственного закона, бессмертия – как источника его осуществления
• Требуя законодателя, нравственный закон в той же мере должен постулировать, в качестве абсолютной заповеди, «категорического императива» , безусловное выполнение своих велений, таким образом, моральное совершенство
• Но, так как оно недостижимо в земной жизни вследствие чувственных склонностей человека, то необходимое предположение исполнимости нравственного закона требует признания бессмертия.
• «Вера есть моральный образ мышления разума принятии им за истину того, что недоступно теоретическому познанию» ,
• «упование на осуществление намерения, содействовать которому есть долг, но возможность претворения которого в действительность нам усмотреть не дано»
• Если теоретический разум способен обладать всеобщим и необходимым познанием только того, что сам же он и создает, то практический разум может подчинять себя только такому мировому закону, который он сам предписывает себе всеобщим и необходимым образом.
• «практическая уверенность» в идеях разума, «поскольку нет достаточного теоретического обоснования их реальности» • Таким образом, моральная вера у Канта должна ограничить и восполнить недостаточность теоретического разума, или эмпирическую ограниченность рассудка как опытного способа мышления, обратившегося к исследованию сверхчувственного.
Кант вера и разум.ppt