Скачать презентацию Определение Ø Иконопись от икона и писать Скачать презентацию Определение Ø Иконопись от икона и писать

Русская иконопись.ppt

  • Количество слайдов: 45

Определение Ø Иконопись ( от икона и писать) – иконописание, иконное писание, вид живописи, Определение Ø Иконопись ( от икона и писать) – иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам и назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений побуждающих к молитве и поклонении Богу.

Ø Икона (с греч. «образ» , «изображение» ) в христианстве изображение лиц или событий Ø Икона (с греч. «образ» , «изображение» ) в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющейся предметом почитания, которое у православных и католиков закреплено догматом Седьмого Вселенского собора 787 года. Ø Икона – это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.

Ø Иконография – под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы Ø Иконография – под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Ø Стиль – не существует единого канонизированного иконописного стиля, однако под иконописью в узком смысле понимается, как правило, так называемый «средневековый» стиль со своими закономерностями, общими для различных его разновидностей.

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Ø Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к Vl веку и выполнены в технике энкаустики. Ø Трулльский (или Пято-Шестой) Собор запрещает символическое изображение Спасителя, предписывая изображать Его только по «человеческому естеству» Ø Принятие догмата иконопочитания на Седьмом Вселенском Соборе (787 год) принести более глубокое понимание иконы. Ø

Техника иконописи Ø Доска иконная – традиционная основа под темперную живопись в иконном писании Техника иконописи Ø Доска иконная – традиционная основа под темперную живопись в иконном писании должна была отвечать требованиям, по которым квалифицировался труд иконописца. Доской для иконы служит с древности: липа, береза, сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, дуб или клен. Из дорогих пород считалась привозная доска, изготовляемая из кипариса.

Ø Паволока (от волочить) – ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит Ø Паволока (от волочить) – ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. Ø Левкас (греч. белый, светлый, ясный) – в иконописи название грунта, представляющего собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла.

Ø Темпера (итал. tempera, от лат. temperare – смешивать краски) – краски, приготовляемые на Ø Темпера (итал. tempera, от лат. temperare – смешивать краски) – краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко – только во фресках – нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

Русская иконопись Ø Развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому Русская иконопись Ø Развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века c крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVll века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Софийский собор в Киеве Софийский собор в Киеве

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Успенский собор Киево-Печерской Лавры Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Софийский собор в Новгороде Софийский собор в Новгороде

Спас Златая риза, XI век дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 242× 148 см Успенский Спас Златая риза, XI век дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 242× 148 см Успенский собор Московского Кремля, Москва

Успенский собор Московского Кремля. Двусторонняя икона Успенский собор Московского Кремля. Двусторонняя икона "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий" датируется рубежом XI-XII вв.

 «Устюжское Благовещение» , 20 -30 -е годы XII века дерево, темпера. 238× 168 «Устюжское Благовещение» , 20 -30 -е годы XII века дерево, темпера. 238× 168 см Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ) Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ)

Архангел Гавриил из оглавного деисусного чина (Ангел Златые власы) Дерево, темпера. 48. 8 × Архангел Гавриил из оглавного деисусного чина (Ангел Златые власы) Дерево, темпера. 48. 8 × 39 см(49*38. 8*2. 8 см) Дата появления: 2 -я пол. XII века Место нахождения: Русский музей, Санкт-Петербург

Успенский собор, вид с юго-востока Архитектор : Фиораванти Аристотель Строительство: 1475— 1479 годы Успенский собор, вид с юго-востока Архитектор : Фиораванти Аристотель Строительство: 1475— 1479 годы

Богоматерь Умиление, последняя треть XII в. дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 55× 42, 5 Богоматерь Умиление, последняя треть XII в. дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 55× 42, 5 см Успенский собор Московского Кремля, Москва

Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Храм Святителя Николая в Толмачах Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Храм Святителя Николая в Толмачах

Боголюбский монастырь Боголюбский монастырь

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни)

Неизвестный иконописец, Дмитрий Солунский Конец XII – начало XIII века Дерево, темпера 156 х Неизвестный иконописец, Дмитрий Солунский Конец XII – начало XIII века Дерево, темпера 156 х 108

Икона «Ярославская Оранта» Дата появления: XII-XIII века Иконографический тип: Оранта Место нахождения: Государственная Третьяковская Икона «Ярославская Оранта» Дата появления: XII-XIII века Иконографический тип: Оранта Место нахождения: Государственная Третьяковская галерея

Икона 12 -14 века Икона 12 -14 века "Борис и Глеб"

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед. XIII в. Новгород. Русский музей, Спб. Икона из Свято-Духова монастыря. Серед. XIII в. Новгород. Русский музей, Спб.

Спас Нерукотворный Первая половина XIII в. Ростово-суздальская живопись Конец XIII — начало XIV вв. Спас Нерукотворный Первая половина XIII в. Ростово-суздальская живопись Конец XIII — начало XIV вв. 104 × 74 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Спас Ярое Око. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в. Спас Ярое Око. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в.

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля

Дата появления: 1382— 95 гг. Место нахождения: Третьяковская Галерея, Москва Дата появления: 1382— 95 гг. Место нахождения: Третьяковская Галерея, Москва

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Страна: Россия Город: Великий Новгород Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Страна: Россия Город: Великий Новгород

Фрески Троицкого придела Фрески Троицкого придела

Фрески Троицкого придела Фрески Троицкого придела

Фрески Троицкого придела Фрески Троицкого придела

Феофан Грек. Святая Троица. Фреска восточной стены придела Св. Троицы. 1378 год. Феофан Грек. Святая Троица. Фреска восточной стены придела Св. Троицы. 1378 год.

Ø Андрей Рублёв (около 1370 г. 17 октября, Москва) — наиболее известный и почитаемый Ø Андрей Рублёв (около 1370 г. 17 октября, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Андрей Рублёв «Троица» , 1411 год или 1425 -27 дерево, темпера. 142× 114 см Андрей Рублёв «Троица» , 1411 год или 1425 -27 дерево, темпера. 142× 114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ø «Троица» (также «Гостеприимство Авраама» ) — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в Ø «Троица» (также «Гостеприимство Авраама» ) — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.