[МХК] Опера-сказка Снегурка.pptx
- Количество слайдов: 8
Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»
Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Наибольшее признание пришло к Римскому-Корсакову после произведений, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрылся его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.
Сказка А. Н. Островского «Снегурочка» была в первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 г. (когда она только появилась в печати), и, по признанию самого композитора мало ему понравилась. Весенняя сказка «Снегурочка» , основанная на народных сказках, песнях, преданиях и легендах, удалена от социальной реальности российского общества. В фольклорной форме она выражает представления драматурга о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. Это отражение поэтических и утопических взглядов Островского на возможность гармонических отношений между людьми. Зимой 1879 -1880 гг. Римский-Корсаков перечел «Снегурочку» и на этот раз «точно прозрел на ее удивительную красоту» . Воодушевленный, он отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у того разрешения воспользоваться его произведением для создания либретто с правом внесения в драму необходимых при работе над оперой изменений. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.
Василий Перов. Портрет А. Н. Островского (1877)
Лето 1880 г. Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли композитора на работу с партитурой. «…С первого дня водворения в Стелёве я принялся за «Снегурочку» . Я сочинял каждый день и целый день и в тоже время успевал много гулять с женой, помогал ей варить варенье, искать грибы и т. д. Но музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно. Сочинение и записывание сочинённого пошли очень быстро… Весь набросок оперы закончен 12 августа… Ни одно сочинение не давалось мне до сих пор с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка» ( «Летопись моей музыкальной жизни» , Н. А. Римский-Корсаков).
«О сочинении “Снегурочки” никто не знал, — писал композитор, — «ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил» . Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года на сцене петербуржского Мариинского театра. Опера воплотила в себе множество характерных красок и приемов, которые продолжились в последующих творениях Римского-Корсакова. Распевность, созданная композитором, как нельзя лучше характеризует образы главных героев, песенность в партии Снегурочки сменяет инструментальные композиции, показывает, как раскрывается и тянется к людям ее душа.
В оперном творчестве композитора, равно, как, собственно, и во всей русской музыке, «Снегурочка» по праву занимает исключительное место. Она является одной из жемчужин национального искусства, настолько полна проникновенности, прелести поэзии, глубины, воплощенного в ней духа русского народа.
Рацкая Ц. С. , Н. А. Римский-Корсаков. Изд. 2 е, перераб. — М. , Музыка, 1977 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М. , 2004. С. 25 http: //music. e-publish. ru/ http: //klassicheskaya-muzyka. ru/