1998.pptx
- Количество слайдов: 28
Опасное занятие: размышления о спорных выставках. Том Д. Крауч. «Скандальная экспозиция в Национальном музее воздухоплавания и космонавтики выворачивает мозги и внутренности» Хэнк Берчард, рецензия на экспозицию Легенда, память и великая война в воздухе. (экспозиция посвящена Первой мировой войне)
Старая экспозиция • «Шкатулка с драгоценностями» , очень зрелищная; • Передан дух романтики, большая «мифологичность» первой войны в воздухе, впечатление «милой войны» , времени рыцарства и романтики затмевается реальный исторический опыт; • Представляла собой сценическую декорацию, которая давала возможность наиболее выгодно показать главные экспонаты – самолёты.
Новая экспозиция • Более сложное видение первой воздушной войны; • Больше экспонатов; • Предполагает восприятие на нескольких уровнях: o просто рассмотреть и изучить коллекцию самолётов того времени; o познакомиться с рождением технологий создания военных самолётов и историей первой воздушной войны – получить более чёткое, полное и подробное представление о развитии лётной техники; • Более «реальная» - информация подаётся в соответствующем социально-политическом и экономическом контексте;
• « … Если музей и призван пробуждать гордость, он, кроме того, должен хотя бы иногда выходить за рамки своей сугубо прославляющей функции и пытаться помочь посетителям понять сложную обстановку, в которой развивалась авиакосмическая техника и то влияние, которое она оказала на мир. »
Скрытое богатство: музейные библиотеки и центры документации. Одиль Таррет • «Каждый музей должен служить не только просветительским центром, но и центром научной информации» • При каждом музее должна быть научная библиотека, доступная не только сотрудникам музеев, но и посетителям.
Музейная библиотека • Музейная библиотека может полноценно выполнять свои функции только при условии признания её важности и поддержки со стороны руководства музея. • Нужны чётко прописанные правила, о том, какое место занимает библиотека и какие функции она должна выполнять. • Все, кто занимается различными аспектами документации в музеях, должны вступить в ИКОМ.
• Хранящиеся в музеях собрания документов представляют собой общее достояние – обширное, разнообразное, зачастую уникальное и совершенно незадействованное. Каждая страна должна составить точную опись этих фондов. • Функция распространения и популяризации по праву принадлежит библиотеке.
• «…он <музей>должен быть доступен для посетителей и расположен рядом с центром города. Лучше всего, если он находится в саду или парке – что создаёт приятную обстановку и естественное окружение, - но не в отдалённом уголке, а поблизости от главных городских магистралей. Вокруг здания должно быть достаточно большое открытое пространство, что обеспечивает естественное освещение залов и вентиляцию помещений… стиль здания должен отвечать своей эпохе, оно должно если не соответствовать новейшим тенденциям, то хотя бы быть современным. » Кеннет Хадсон Музеи на пороге 1980 -х годов: обзор мировых тенденций. 1977.
• «Речь идёт о давнем споре: для чего существует музей или галерея? Чтобы быть сравнительно скромным вместилищем великолепной коллекции или же – памятником архитектуры, для которого несущественно, насколько прекрасно или, напротив, незначительно то, что в нём хранится? » Газета Санди Таймс, архитектурный критик Хью Пирмен
Посредник в роли носителя идеи: музейная архитектура сегодня. Ив Наше • Музеи больше не являются центрами пассивного созерцания монолитной и сложившейся раз и навсегда культурой. Они стали местом приобретения индивидуального опыта, местом научных исследований, экспериментов с новыми методами распространения знаний, местом, где осуществляются попытки покончить с социальными ограничениями.
• Архитектура больше не инструмент, а носитель идеи. • Цель музейной архитектуры – привлекать посетителя. • Архитектура должна определяться находящимися в её окружении произведениями, подчиняться и следовать им, как хорошо облегающая тело одежда – своему хозяину.
Музей местной общины ставит архитектурную проблему. Мануэль Тардис. • Как соотносятся роли музейного здания, спроектированного архитектором, и произведений искусства, экспонирующихся в нём? • Существуют ли какие-либо специфические особенности, отличающие музеи местного значения от других музеев? • Предлагают ли они новые решения проблемы изменяющихся взаимоотношений с коллекцией?
• Успех музея местной общины в значительной степени зависит от того, насколько он соответствует выбранному участку, от его умения функционировать, располагая скромным бюджетом (что имеет место в большинстве случаев). • Секрет успеха: смелый архитектурный замысел + стремление к простоте. (Музей моря в районе Исе (Япония), музей местной истории в Кемпси (Австралия) • Благодаря своему разнообразию музеи местной общины являются идеальным местом для опробования новых методов показа.
Музеи местной общины могут быть: • Социально-культурными учреждениями, призванными обслуживать гражданина, туриста или потребителя; • Элитными учреждениями, превратившимися в башни из слоновой кости; • Заурядными, скучными или откровенно вызывающими; • Разумно и тактично включёнными в городскую или естественную среду.
Музеи местной общины служат концентрированным воплощением целого ряда сомнений, касающихся роли культуры и самого её определения в наших современных обществах.
Журнал Museum – «на благо музеев всего мира» . Раймонда Френ – первый редактор журнала. С годами менялись идеи и концепции, сам журнал являлся широкомасштабным предприятием, и в коротком обзоре невозможно рассказать даже о наиболее значительных его этапах.
• Цель журнала – поднимая кардинально важные вопросы, стать органом мирового сообщества и суметь заново определить функцию музея. • Журнал ставит вопросы, способствует их обсуждению и побуждает к размышлению. • С годами менялись идеи и концепции, сам журнал являлся широкомасштабным предприятием, и в коротком обзоре невозможно рассказать даже о наиболее значительных его этапах.
Музеи не стоят на месте. Кеннет Хадсон. • Самая существенная из перемен, оказавших воздействие на музеи в течение полувека, с тех пор как был создан ИКОМ, заключается в ныне почти всеобщем убеждении в том, что музеи существуют для того, чтобы служить людям.
• Музеи старого типа существовали для коллекций, совсем не заботились о посетителях. (сокровищница) • С момента окончания Второй мировой войны число музеев в мире невероятно выросло. • Огромный рост сопровождался появлением всевозможных типов музеев и формированием совершенного нового контингента посетителей. • Музеи нового типа – часть живой культуры своего времени, центры деятельности и дискуссий, где прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой.
Причины изменения роли музея. • Подъём социальных ожиданий народа и надежды на правительство. • Повышение материального благосостояния. • Рост профессионализма музейных работников. • Удивительный рост числа музеев и доли музеев, часто известных как «независимые» (негосударственные). Их внимание к деловой стороне работы повлияло на атмосферу музейного мира в целом.
• «Чего никогда не следует делать, так это изобретать такой воображаемый феномен, как «музей» . Ведь это всего лишь бессмысленная абстракция. Реальность заключается в том, что в мире существуют сотни тысяч учреждений, называемых музеями, и каждый из них имеет свои особенности, проблемы, возможности и темпы роста и упадка. »
Вопрос интепретации. Рахиль Хачлили. • Организуя экспонирование и показ мест археологических раскопок, следует использовать все методы, которыми располагает образование, экономика, а также туризм и индустрия отдыха и развлечений. • Экспозиция должна знакомить с причинами застройки данного участка, об истории и жизни населявших эту территорию людей. • Она должна обеспечивать целостное восприятие на основе реконструкции.
• Особое значение придаётся интерпретации и интерактивности (активно используются новейшие технические средства). • Археологические музеи под открытым небом получают распространение во многих странах мира: «Джорвик вайкинг сентер» (Великобритания), Дом талмуда в Казрине.
Другие статьи на эту тему • Раскопки и работы по спасению памятников: что сохранять и почему. Христос Думас • Возвращённый к жизни Экеторп: многолетняя научная дискуссия. Бенгт Эдгрен • Луксорский музей древнеегипетского искусства: проблема изобилия. Маделин И. эль-Маллах • Музей Карфагена: урок живой истории. Абдельмаджид Эннабли • Археология и этнополитика: открытие Аркаима. В. А. Шнирельман • Музей на месте раскопок: Большая Пирамида в Мехико. Эдуардо Матос Моктесума • Индия: археологические музеи на месте раскопок и их значение для культурного образования. И. К. Сарма • Энам: Новые технологии увековечивают прошлое. Дирк Каллебаут, Джон Сандерленд