Онтология традиции безличного начала.ppt
- Количество слайдов: 36
Онтология традиции всеобщего безличного начала Лекция
Представители Античность: Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Аристотель, стоики. Средние века: Абеляр, Иоанн Солсберийский, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт. Возрождение: Помпонацци, Макиавелли, Эразм Роттердамский. Новое время и Просвещение: Декарт, Гоббс, Лейбниц, Беркли, Юм, Руссо. Немецкая классическая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Переходный этап (пытаются найти материю (эфир) и природу человека в нашем мире): Позитивизм, Шопенгауэр, Ницше, марксизм, неокантианство, Фрейд, Гуссерль, экзистенциализм.
Общая классификация • Математические первоэлементы (Платоновско-пифагорейская традиция). • Безличное всеобщее начало (Логос (Духовное) – Эфир (Материальное)). 1. 2. 3. 4. 5. Божественный Логос вне Материи (Аристотель). Божественный Логос и Материя слиты вместе (стоики). Логос и Материя независимы (дуализм и деизм Декарта). Логос и Материя слиты вместе. Приоритет Логоса (немецкая классическая философия, философия жизни, зкзистенциальная философия). Логос и Материя слиты вместе. Приоритет Материи (материализм 1820 веков, позитивизм (социальная физика, «протокольные предложения» )). • Атомизм.
Древний Египет • Диоген Лаэртский говорит: «Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началами всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа» [1].
Определение всеобщего безличного начала • • • Материальный эфир (материя) – это вещество, которое не существует в окружающем нас мире. Модели эфира как жидкости. Кристаллические решетки в математике 18 -20 веков. Духовное начало (Логос). Три варианта: 1. Теизм (Логос трансцендентен миру); 2. Пантеизм (Логос разлит в мире); 3. Деизм (Логос и материя независимы). Природа человека (врожденные идеи (логосы) и априорные формы). «Совершенный эфирный человек» . Природа человека едина для всех и поэтому безлична. Материальное начало называлось первовещество (аморфные первоэлементы), апейрон, первоматерия, эфир, первоогонь. В Новое время его называли механический эфир, материя (абсолютно жесткий эфир Декарта, упругий (колеблющейся) эфир, деформируемый и вращающийся эфир с инерцией, электромагнитный эфир). Деление до бесконечности. Отсутствие пустоты и атомов (неделимых). Материальный эфир – это единое, всеобщее и непрерывное начало Первовещество есть единое и всеобщее начало. Частицы будут либо согласовано уступать место другу, перемещаясь одновременно, либо колебаться около положения равновесия, либо вращаться, либо деформироваться (смещаться).
Гераклит (544 до н. э. — 483 до н. э. )
Гераклит (544 до н. э. — 483 до н. э. ) • Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим (Антология. 275). • Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото [обменивается] на товары, а товары — на золото (Антология. 275). • Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды. (Антология. 275). • Грядущий огонь все обоймет и всех рассудит. (Антология. 275).
Гераклит • Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же — логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений. (Антология. 275) • Гераклит: все происходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью. (Антология. 275 -276) • Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пронизывающий субстанцию Вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения Вселенной и мера назначенного круга времени. (Антология. 276)
Диалектика Гераклита • На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды. (Антология. 276) • Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется. (Антология. 276) • Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости. (Антология. 276) • Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается. (Антология. 276)
Аристотель (384 до н. э. , Стагир -322 до н. э. , Халкида, о. Эвбея)
Аристотель • • Материальный Космос← Ум. Идеальный физический образ нашего мира Философские начала: Материя (субстрат), лишенность (отсутствие формы) и форма. Материя: • Вечная, «хаос и иррациональность» (бесконечное деление), носительница «хаотичных» первоэлементов, всепотенциальность, всевозможность, эфир. Принцип индивидуации в единичное бытие «здесь» и «теперь» . Форма (морфэ, логос): • Форма потенциально пребывает в материи. Находится в возможности в материи. Форма – это актуализация материи. • Форма – это сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть. • Форма — присущий самому веществу вид. • Форма в материи – это порядок соединения (фигура) и количество первоэлементов. • Медь есть материя по отношению к шару (форме), который из меди отливается. Но та же медь есть форма по отношению к первоэлементам, из которых состоит медь. • Критика теории идей Платона. (Вещи обладают чем-то общим между собой, Это общее есть, по Платону, идея. Но между вещью и ее идеей также есть нечто общее, и это общее есть опять же идея и так до бесконечности)
Неправильные кристаллические решетки
Аристотель Первоэлементы: • «Хаотичные первоэлементы» . • Четыре качества: Тепло-Холод, Сухость-Влажность. «Теплое и холодное представляются некоторого рода сгущениями и разрежениями» . «Влажное – это то, что не имеет определенной собственной границы, а легко принимает любые очертания, сухое же – то, что легко ограничивается собственными границами, но плохо ограничиваемо другими» . • Огонь: теплое и сухое; Воздух - теплое и влажное; Вода - холодное и влажное; Земля - холодное и сухое; Эфир. Механизм реализации: • Перводвигатель (Цель стремления, Форма форм, Ум, Нус, Неподвижный Двигатель, Бог). • Форма (конкретная)+Материя (конкретная) • Первоматерия Четыре причины: 1) сущность и суть бытия (формальная причина), 2) материя (субстрат) (материальная причина), 3) движущая причина, 4) целевая причина.
Механизм реализации Бог, Перводвигатель, Цель стремления Ангелы Человек Животные Растения Минералы Первоэлементы Первоматерия
Идеальный космос Эфирное Небо Огонь Воздух Вода Земля Перводвигатель, Бог, Нус, Ум, Форма Форм
Аристотель Устройство космоса: • Эфирное Небо • Огонь: теплое и сухое (периферия идеального космоса) • Воздух - теплое и влажное (следующий после воздуха слой) • Вода - холодное и влажное (следующий после земли слой) • Земля - холодное и сухое (неподвижное тело в центре) • Превращение первоэлементов Движение есть переход чего-либо из возможности в действительность • Огонь, воздух – движение вверх. • Вода и земля – движение вниз. • Эфир движется по кругу. Теория эпициклов Аристотеля-Птолемея. • Антиперистасис. Четыре рода движения: 1. Качественное, или изменение; 2. Количественное — увеличение и уменьшение; 3. Перемещение — пространственное движение; 4. Возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
Теория эпициклов Аристотеля. Птолемея.
Зенон Кити йский (334/333 - 262/261 до н. э)
Стоицизм • Древняя Стоя: Зенон (334/333 - 262/261 до н. э), Клеанф (331 – 232 до н. э. ), Хрисипп (281/278 - 208/205 до н. э. ), • Средняя Стоя: Панетий (180 - 110 до н. э. ), Посидоний (139/135 - 51/50 год до н. э. ), • Римский стоицизм: Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э. ), Эпиктет (50 - 138), Марк Аврелий (121 - 180 н. э. )
Стоицизм. Физика. • • Реставрировали космологизм Гераклита и Аристотеля. Пантеизм стоиков. Эфир и Логос совпадают. Бог есть эфирное тело. Идеальный космос – это живой организм, управляемым имманентным божественным законом Логосом. Эфир потерял подчиненное состояние. Теперь эфир тотален. Первоогонь (материальный эфир): • Пневма, "дух", "дыхание", которое разливается в мире и создает все вещи вплоть до животных и человека, остывая в неорганической природе. • Бытийная напряженность называется тонус, то есть грубость или тонкость. В человеке тонус максимален. • Материя. Аморфные первоэлементы. Переход четырех качеств. • Светоносный эфир описывается через математический аппарат оптики. Основой этого аппарата является учение о конических сечениях. «Конические сечения» Аполлония Пергского (262 до н. э. — 190 до н. э. ). Фокусы конических сечений. По коническим сечениям движется эфир вокруг фокусов (особые точки). Диофант.
Аполлоний Пергский (Перга, 262 до н. э. — 190 до н. э. )
Конические сечения Эллипс Парабола Гипербола
Конические сечения (фокусы) Парабола Гипербола Парабола Эллипс
Стоицизм. Физика. • Первоогонь и имманентно присущий ему Логос. Художественно - творческий огонь, разумно создающий мир и управляющий им. • Огонь является Провидением, Судьбой. Космос характеризуется как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением. • Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. Телесное и бестелесное • Все существующее телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Нетелесными являются пустое пространство, место, время и предметы высказывания (lekton). Аналогия с новоевропейскими врожденными идеями и априорными формами немецкой классической философии. • Природа человека есть носитель нетелесного.
Схоластика. Проблема универсалий • Общие понятия (универсалии) – это идеи Платона, формы Аристотеля, логосы стоиков, понятия атомистов. Вопрос заключается в том, как они соотносятся с материей (соотношение материального и идеального). • Существует три возможности: 1. Универсалии существуют в Уме Бога; 2. Универсалии существуют в материи; 3. Универсалии существуют в уме человека. Четыре средневековых способа решения этого вопроса: 1. Номинализм. Универсалии существуют только в уме человека. Беренгар Турский, Росцелин, Шартская школа: Гильом из Конша, Аделард из Бата, Оккам, Орезм. Нет идей вообще как чего-то субстанцианального, это только результат образования понятия. В этом смысле это «пустой звук» . 2. Умеренный номинализм (концептуализм). Универсалии существуют в материи и в уме человека. Абеляр, Иоанн Солсберийский. Логосы внутри материи. Бог разлит в мире (пантеизм). Нет трансцендентного Ума Бога. Существование общих понятий (логосов) в познающем уме. 3. Умеренный реализм. Универсалии существуют в материи, в уме человека и в Уме Бога. Жилеберт Порретанский, Фома Аквинский. Идея (форма) находится внутри материи. Поэтому универсалии находятся в вещах, и, кроме того, в уме человека, в Уме Бога. 4. Крайний реализм. Универсалии существуют в Уме Бога. Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Бернард Клеворский. Идея-образ вносится в материю извне, из Ума Бога.
Фома Акви нский ( 1225 — 1274)
Фома Акви нский ( 1225 — 1274) • • Аристотелевский Нус, Ум, Божественный разум. Разумное Божественное начало как предмет философии, но не теологии. Фома разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума» , а второй — «истины откровения» . Мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия. «Истины откровения» выше нашего понимания. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского (движение, причина, актуальность-потенциальность, совершенство бытия, цель). Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью). Существование понимается как аристотелевская актуализация (реализация). Сущность и существование всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. Пассивный и активный интеллект. Бессмертии активного интеллекта. Слияние бессмертной души (активного интеллекта) и Божественного Разума после смерти тела. Ангелы – интеллигибельные существа (распределение божественного света, познание через интеллектуальную интуицию, «познание без тела» ). Каждый ангел в большей степени вид, чем индивид. Фома был признан наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).
ДЕКАРТ (Descartes) Рене, латинизированное имя - Кaртезий (Renatus Cartesius) (31 марта 1596 - 11 февр. 1650)
Бог • • • Новое время. Противостояние перипатетизма, атомизма, платонизма и картезианства (как вариации стоицизма). Бог обладает бесконечным числом атрибутов. Дух и материя – основные атрибуты. Поэтому Бог Декарта и духовен, и материален (стоическая традиция). Но в субстанциях один из атрибутов имеет приоритет. Декарт разделил стоический Логос и Первоматерию (Душа и Материя) в двух независимых субстанциях. Декарт говорил: «Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души - мысль, подобно тому как для тела – протяжение» . [1] Дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и «протяженной (материальной) субстанции» . Бог сверхестественным образом объединяет душу и тело, «мыслящую субстанцию» и «протяженную (материальную) субстанцию» . Проблема психофизического параллелизма. Деизм. Бог не есть личность, управляющая миром. Но Бог создал космос. Если Бог существует, то этим, по Декарту, исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование мира также достоверно. Радикальное сомнение. «Я мыслю, следовательно, я существую» . [1] Декарт Р. Сочинения - СПб. , 2006. - С. 489.
Божественные атрибуты БОГ Душа Материя
Человек есть единство души и тела. Микрокосм. Человек Волящая и мыслящая душа Без-душный телесный механизм
Материя • • • 1. 2. 3. Мировая материя (первовещество) - беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. «Не тяжесть, не твердость, не окраска и т. п. составляют природу тела, а одна только протяженность» (Декарт Р. Сочинения - СПб. , 2006. - С. 502). Только протяжение в длину, ширину и глубину. Материя изначально полностью хаотично. Благодаря движению материя постепенно разделяется на три вида: Тяжелые (крупные) частицы. Это земля. Средние частицы. Это воздух или механический эфир (97 % всей материи находится в этом состоянии). Бесконечно делимые, бесконечно малые частицы. Это огонь.
Эфир Декарта
Математика Декарта • Физика и математика Декарта давала полную и непротиворечивую концепцию абсолютно жесткого эфира. • Этому соответствует конечная алгебра, не признающая трансцендентных функций (показательные, логарифмические, тригонометрические и другие сложные функции). Ибо для описания абсолютно жесткого эфира вполне достаточно конечных алгебраических уравнений. х² + у² = а², ах³ + bх² + cх + d = 0 • Влияние «Конических сечениях» «Арифметики» Диофанта. Аполлония и
Декарт построил абсолютно новый мир. • • • «Отрешитесь на некоторое время от этого мира, чтобы взглянуть на новый, который я хочу на Ваших глазах создать в воображаемых пространствах» . «Не вдаваясь слишком в метафизические рассуждения, я установлю здесь два или три основных правила, в соответствии с которыми, надо думать, Бог заставит действовать природу этого нового мира и которые, по-моему, будут достаточны для того, чтобы понять все остальное» . «Хотя все то, что мы когда-либо испытали в настоящем мире посредством наших чувств, кажется явно противоречащим тому, что заключается в этих двух правилах, все-таки основание, приведшее меня к ним, кажется мне столь убедительным, что я считаю себя обязанным предполагать их в новом мире, который я вам описываю» . «Глава VIII об образовании солнца и звезд этого нового мира» . «Поэтому необходимо признать, что у людей этого нового мира будет такая природа, что, когда их глаза будут получать толчки подобного рода, они будут испытывать ощущение совершенно сходное с тем, какое вызывает у нас действие света» . «Глава XV о том, что небо этого нового мира должно казаться его жителям совершенно подобным нашему. Выяснив природу и свойства действия, рассматриваемого мною как свет, я должен показать, каким образом через его посредство жители планеты, которую я назвал Землей, могут видеть это небо совершенно похожим на наше» . «Дайте мне материю и движение, - воскликнул он однажды, - и я создам Вселенную!» .
Три закона декартовской физики (физика искусственного мира) 1. «Всякая вещь пребывает в том состоянии, в котором она находится, пока ничто ее не изменит» . 2. «Всякое движущееся тело стремится продолжить свое движение по прямой» . 3. «Если движущееся тело встречает другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении, если же оно встречает слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает» .
Онтология традиции безличного начала.ppt