Скачать презентацию Онтология Термин Онтология впервые появился в Философском Скачать презентацию Онтология Термин Онтология впервые появился в Философском

Онтопология.pptx

  • Количество слайдов: 16

Онтология • Термин Онтология • Термин "Онтология" впервые появился в "Философском лексиконе" Р. Гоклениуса (1613) и был использован в философии X. Вольфа (см. Вольфианство). Русские онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны, соответствующие древнегреческие (Платон, Аристотель, неоплатонизм) и западноевропейские философские системы, а с другой - творения отцов церкви, в которых под абсолютным бытием понимается Бог, всесотворяющая сверхъестественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух), присутствующая в чувственном мире и человеке.

 • С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная • С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная Онтология. У Нила Сорского и его последователей православная мистическая практика через "умную молитву" соединяла человека с абсолютными атрибутами бытия - конкретными Божественными энергиями Троицы, Божественным светом и любовью (см. Исихазм). ". . . Бог есть мир, чуждый всякого смятения и беспокойства", - считал Нил Сорский. По мнению таких церковных мыслителей, как Тихон Задонский и Паисий Величковский, нехристианское понимание бытия мира незряче: разум без света Христова "слеп". В учении Сковороды уже заметно обращение к идеям Платона, Филона Александрийского, немецких мистиков. Его онтология, по характеристике Зеньковского, дуалистична, по мнению Эрна, - символична. "Весь мир, - полагал Сковорода, состоит из двух натур: одна видимая - тварь, другая невидимая Бог; Бог всю тварь проницает и содержит". Бог - "тайная пружина всему" и "древо жизни" в вещах, которые сами по себе подобны "тени". Иисус Христос "един во всех и целый в каждом" человеке.

Во взглядах представителей русского вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах Во взглядах представителей русского вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах более заметное, а то и первое место они отводили уже не Богу, а "естественному" миру. Эта линия получила развитие у многих философов XVIII в.

 • Радищев в онтологии был близок взглядам французских сенсуалистов и исходил из единства • Радищев в онтологии был близок взглядам французских сенсуалистов и исходил из единства виталистически понимаемого чувственного мира. Ломоносов в своих воззрениях также исходил из признания самоценности бытия природы, хотя роль божественного промысла "во всем" им не отвергалась.

 • Велланский и другие русские шеллингианцы начала XIX века признавали в качестве высшего • Велланский и другие русские шеллингианцы начала XIX века признавали в качестве высшего бытия некую идеальную всеобщую "абсолютную жизнь", которая творит и объединяет "все живые и бездушные вещества", весь мир. Разум человека "есть только отражение Абсолютного Ума" как "сущности всеобщей жизни".

 • Онтология старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, • Онтология старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, причем она была в еще большей степени религиозной, ориентированной на православие. У Хомякова главное место в онтологии занимает христианский Бог, определяющий духовную невидимую Церковь в сочетании с видимой. Церковь - это богочеловеческое единство, соборность, живой, разумный и целостный организм, определяющий, в свою очередь, органичность и истинную разумность человека.

 • Онтологию Киреевского характеризуют прежде всего гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание • Онтологию Киреевского характеризуют прежде всего гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание невозможно без живого, нравственного и верующего пребывания всею личностью человека "в истине", поскольку познание мира есть функция Богопознания, то с очевидностью следует, что высшее бытие для него - это живое, доброе и бесконечно совершенное Существо, отражающееся в человеке.

Основные понятия онтологии: • бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, Основные понятия онтологии: • бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

 • Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который • Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

 • Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология • Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

 • Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и • Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

 • В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай • В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман ( «новая онтология» ), Мартин Хайдеггер ( «фундаментальная онтология» ) и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Предмет онтологии Предмет онтологии

 • Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех • Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. • Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю. • Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Типы онтологий Типы онтологий

 • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей. • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей. • Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области. • Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы. • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.