Платон.ppt
- Количество слайдов: 13
Онтология Платона: учение об идеях Онтология— учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.
Онтология Платона: учение об идеях Центральным понятием идеализма Платона была идея. В целостной идеалистической системе Платона центральное место занимает учение о двух видах бытия: • об умопостигаемом мире идей (эйдосов) • о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей. Платон на фреске «Афинская школа»
Онтология Платона: учение об идеях Платон считает, что мир идей можно уподобить пирамиде. На вершине её царит высшая идея Блага. Благо – своего рода Солнце мира идей. Платон убежден, что его надо ставить выше всего. Схема мира по Платону
Гносеология Платона Гносеология - философское учение о познании. Вопрос о познании Платон освещает в ряде диалогов, из которых особое значение имеют: • «Менон» , • «Теэтет» , • «Пир» , • «Государство» .
Учение Платона о человеке и душе • Душа - это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. • Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений - желание, усмотрение, заботы. • Солнце, Земля и т. д. - это всего лишь формы души. • Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающимися за материальными телами.
Миф о пещере (отрывок из трактата «Государство» ) Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Миф о пещере – ядро идеалистического представления Платона об устройстве и смысле жизни человека. Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом. Иллюстрация к отрывку. Уильям Блейк. «Платонова пещера» (1793)
Место действия Иллюстрация к отрывку
Далее Платон рассуждает о том, как может произойти их встреча Первый вариант Второй вариант Пробравшись к товарищам, беглец хочет рассказать им о мире, но в темноте он теперь ничего не видит, еле различает мелькающие на стене тени. Вот, -рассуждают пленники. – Этот безумец покинул пещеру и ослеп, потерял рассудок. И когда он начинает убеждать их освободиться от цепей и подняться на свет, они убивают его как опасного помешанного. Если же, освоившись в темноте, он рассказывает им о том, как выглядит реальный мир, они слушают его с удивлением и не верят, ибо его мир совершенно не похож на то, что они много лет видят своими глазами и слышат своими ушами.
Третий вариант Если же, в лучшем случае, они следуют за ним к выходу, ушибаясь о камни, то клянут его, а взглянув на солнце, стремятся назад, к привычным и понятным теням, которые им кажутся несравненно более реальными, чем мир наверху, который они не могут разглядеть при режущем глаза свете. Иллюстрация к отрывку
Четыре значения «Мифа о пещере» v Представление о типах реальности v Ступени познания v Качество жизни человека
Утопическая идея Платона об идеальном государстве • Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. • В государстве есть три аналогичных начала: совещательное, защитное и деловое, которым должно соответствовать три сословия: разумному началу души отвечают философы правители, яростному началу воины-охранители, деловому земледельцы и ремесленники.
Утопическая идея Платона об идеальном государстве • В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. • В идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий.
Платон.ppt