Онтология первоэлементов.ppt
- Количество слайдов: 29
Онтология лекция
Определение онтологии • • • Онтология – это учение о бытии (ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука ). Онтология изучает структуру бытия и его основные характеристики (протяженность, движение, пространство, время). Мировая культура в течение тысячелетий признавала существование нескольких различных видов бытия (нескольких принципиально различных миров). Разные культурные традиции в разные эпохи полагали разные модели устройства бытия. Традиция атомизма принимает существование одного окружающего нас мира. Первичные и вторичные качества. Истинный и кажущийся окружающий нас мир. Истинный мир состоит из атомов и пустоты. Иногда принимаются еще миры нижеследующих традиций, но они не являются объектом исследования. Традиция всеобщего безличного начала принимает существование двух потусторонних миров: мира непрерывной материи и идеального мира. Первоматерия есть неопределенное начало. Материя порождает пять первоэлементов (огонь, воздух, вода, земля, эфир) и все протяженные вещи. Первоэлементы аморфны. Идеальный мир – это безличное, непротяженное, трансцендентное или имманентное, всеобщее духовное начало. Идеальный мир может рассматриваться как порождение материи (материалисты). Принимаются еще миры двух других традиций, но они не являются объектом исследования. Религиозная традиция (традиция математических первоэлементов) принимает существование потустороннего (мира божественного). Божественный мир состоит из пяти первоэлементов как пяти правильных многогранников. Принимаются еще миры вышеизложенных традиций, но они не являются объектом исследования.
Представители • Традиция математических первоэлементов: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Сократ, Платон, академический скептицизм, каппадокийская школа, Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Михаил Пселл, Иоанн Скотт Эриугена, Ланфранк, Ансельм Кентенберийский, Гильом из Шампо, Бернард Клерворский, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский, Марсилио Фичино, школа кембриджских платоников (Кедворт). • Традиция всеобщего безличного начала: Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, • Традиция атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Гильом из Аристотель, стоики, Абеляр, Иоанн Солсберийский, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Декарт, Гоббс, Лейбниц, Беркли, Юм, Руссо, Кант, Гегель, позитивизм, Маркс, Шопенгауэр, Ницше, Гуссерль, неокантианство, Фрейд, экзистенциализм. Конша, Аделард из Бата, Николай Орем, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Бэкон, Галилей, Бойль, Ньютон, Гассенди, Локк, Дидро, Лаплас, Больцано, неопозитивизм (логический атомизм Рассела и Витгенштейна).
Религиозная традиция. Правильные многогранники
Иррациональности правильных многогранников
Математика первоэлементов «Начала» Евклида: • 1 книга. Построение правильного треугольника. Преобразование любой фигуры в прямоугольник. Теорема Пифагора. • 2 книга. Преобразование прямоугольника в квадрат. • 3 -4 книги. Свойства круга. Построение правильного пятиугольника. • 5 -6 книги. Изучение свойств рациональных соотношений величин.
Математика первоэлементов • 7 -9 книги. Изучение свойств рациональных соотношений чисел. • 10 книга. Изучение свойств иррациональных соотношений величин. • 11 -12 книги. Исследование свойств стереометрических фигур. • 13 книга. Построение правильных многогранников.
Фалес (640/624 — 548/545 до н. э. )
Милетская школа • • • Тайное египетское знание. Основное содержание тайного египетского знания заключалось в учении о первоэлементах и роли геометрии в их описании и построении. Диоген Лаэртский говорит: «Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началами всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа» [1]. «Фалес мог признать воду, как принцип всего влажного, основным веществом, первостихией» [2]. Теорема Фалеса. Об Анаксимандре: «Он учил, что первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное» [3]. Апейрон выделяет из себя два противоположных начала: теплое и холодное. Анаксимен: «Послушай же, чему я учу. Все есть воздух. Сгущаясь и уплотняясь, он становится водой и землей, а разрежаясь и разжижаясь, он становится эфиром и огнем; возвратившись же к своей собственной природе, он, разрядившийся же и сгустившийся, изменяется» [4]. [1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. М. : Мысль. 1986. – с. 57. [2] Гомперц Т. Греческие мыслители. - Мн. : Харвест, 1999. - Т. 1. - с. 54 [3] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. М. : Мысль. 1986. – с. 93 [4] Досократики. — Мн. : Харвест, 1999. — (Классическая философская мысль). - с. 126
Пифагор Самосский (570— 490 гг. до н. э
Пифагор Самосский • • • Пифагор научился у египтян священному слову, геометрическим теоремам и учению о числах. (Антология. 286) Самосец Пифагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, [признает] началами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]. (Антология. 286) Пифагор говорит, что есть пять телесных фигур, которые называются также математическими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирамиды — огонь, из октаэдра — воздух, из икосаэдра — вода, из додекаэдра — сфера Вселенной (т. е. эфир). (Антология. 287) Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их началами всех вещей. (Антология. 282) вещи состоят из чисел. (Антология. 284) …числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную [признали] гармонией и числом. (Антология. 283)
Пифагор Самосский • • …число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве [выражения для] их состояний и свойств, а элементами числа они считают чет и нечет, из коих первый является неопределенным, а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, оно является и четным, и нечетным; число [образуется] из единого, а [различные] числа, как было сказано, — это вся Вселенная. (Антология. 283) Другие из этих же мыслителей принимают десять начал, идущих [каждый раз] в одном ряду — предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьму, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее. . . (Антология. 283) …в центре [Вселенной] находится огонь, земля же [есть] одно из светил, совершающее круговое движение вокруг [этого] центра и [тем] производящее ночь и день. (Антология. 285) …учение, что от движения [светил] возникает гармония, так как-де [от этого] происходят гармонические звуки. (Антология. 285)
Пармени д из Эле и (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э. )
Пармени д из Эле и (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э. ) • • • Парменид впервые жестко разделил четыре элемента подлунного мира и пятый элемент эфир. Основная идея Парменида заключалась в том, что четыре элемента подлунного мира смертны, ибо они постоянно взаимно превращаются друг в друга. Они не существуют вечно, ибо подвержены изменению и уничтожению. Следовательно, они не могут быть истинным бытием. А раз так то они вообще небытие. В то же время эфир вечен и самотождественнен, ибо он не превращается в другие первоэлементы. Его движение есть круговращение. Это замкнутое и постоянное изменение объемлющее одновременно свое начало и конец. …поистине Вселенная едина, безначальна и шаровидна; согласно же мнению толпы, для объяснения возникновения он принимает два начала кажущегося [мира]: огонь и землю. (Антология 294) Он объявляет, что, согласно истинному положению вещей, Вселенная вечна и неподвижна. . . Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия. (Антология 294) Парменид: «Бог — неподвижен, конечен и имеет форму шара» . (Антология 294). Парменид говорил: «Есть бытие, а небытия вовсе нету» . (Антология 294). Парменид говорил: «Мыслить и быть есть одно и то же» , «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется» .
Зено н Эле йский (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э. )
Зено н Эле йский (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э. ) • Апории Зенона направлены против возможности помыслить множественность и движение в подлунном мире. Математическое несовершенство прямолинейного движения в отличие от совершенного кругового движения. • «Ахиллес и черепаха» . Суммирование: 1 + ¼ + 1/8 + 1/16 + 1/32 + … А Ч В С D EF • Апории «Дихотомия» . Суммирование: ½ + ¼ + 1/8 + 1/16 +… А Е D C B
Платон (428 или 427 до н. э. , Афины — 348 или 347 до н. э. , там же)
Онтология Платона • • Не знающий геометрии, да не войдет. Идеальный космос – это идеальный математический образ нашего мира. «Федон» и «Горгий» . Поля и леса, реки и моря, растения и животные – все это состоит из первоэлементов. Из первовещества, материи (материального Космоса) порождается математический Космос (материя + идея). Идея извне входит в материю. Демиург. Материя: вечная, «хаос и иррациональность (бесконечное деление)» , носительница «хаотичных» первоэлементов, Кормилица, Восприемница, Мать, «незаконное умозаключение» . Идеи: «Образ и число» , вечные и неизменные, соразмерность, порядок, разумность, логос (рациональность), Отец. Первоэлементы (ребенок): «хаотичные первоэлементы» + «образ и число» = правильные многогранники (огонь – пирамида, воздух - октаэдр, вода - икосаэдр, земля - куб, эфир – додекаэдр).
Идеальный космос
Материя Платона • «Ранее в них не было ни разума, ни меры: хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся бог. Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел. То, что они были приведены богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния, пусть останется для нас преимущественным и незыблемым утверждением» [1] Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3. Часть 1. – С-Пб. , 2007. - С. 537.
Идеальный космос Платона • Платон признает возможность математического описания движения и взаимопревращения первоэлементов. Движение можно помыслить. • В математическом превращении участвуют только три первоэлемента: огонь (24 первичных треугольника), воздух (48 первичных треугольников) и вода (120 первичных треугольников) • Огонь + Огонь = Воздух (24 + 24 = 48) • Воздух + Огонь = Вода (48 + 24 = 120) • Земля состоит из первичных равносторонних треугольников, а не из первичных равнобедренных прямоугольных треугольников). Поэтому земля не участвует во взаимных переходах первоэлементов. Но она может раскалываться. • Эфир состоит из правильных пятиугольников. Поэтому он неизменен (пятиугольники не превращаются в треугольники). Эфир не разрушается, не раскалывается как земля. • Движение внутри идеального космоса происходит посредством невидимой Мировой Души. Мировая Душа есть гармоническое сочетание первоэлементов (тождественное + их смесь). Невидимое вращение Мировой Души обеспечивает вращение светил и движения в подлунном мире.
Первичные треугольники Платона
Неоплатонизм Римская школа: Аммоний Саккас и Плотин (204 – 269 или 270), Порфирий. Сирийская школа: Ямвлих (250 - 330), Феодор Азинский Пергамская школа: Эдессий Каппадокийский, император Юлиан (331 - 363). Афинская школа: Плутарх Афинский, Сириан Александрийский, Прокл (410 - 485), Дамаский, Симпликий.
Иерархия бытия и идея эманации • Единое. Трансцендентальное первое начало, Высшее Благо, Бог, Демиург, Единое, выше всего сущего и мыслимого, неизречимое, источник эманации (изливается из-за своего всесовершенства). • Ум. Число – первая множественность. Мир идей (эйдосов). Логос. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» . Связь с аристотелевским Умом (Мышление мышления, Форма форм). • Мировая Душа. Понимание Мировой Души сходно с описанием в «Тимее» , невидимый космос. Тождественное + иное. • Идеальный космос. Пять первоэлементов, видимый потусторонний космос. • Материя. Восприемница эманации.
Христианская традиция первоэлементов Традиция неоплатонизма в патристике и схоластике: Православная традиция: Василий Великий (330 — 379) , Григорий Нисский (335 — после 394), Григорий Богослов (329 — 389), Иоа нн Златоу ст (ок. 347 — 407), Псевдо-Дионисий Ареопагит (на рубеже V и VI вв. ), Иоа нн Дамаски н (ок. 675 — ок. 753), Михаи л Пселл (1018 — около 1078), Григо рий Палама (1296 — 1359) Западная христианская традиция: Августин (354 — 430), Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810 — 877) , Ланфранк (1010 — 1089) , Ансельм Кентенберийский (1033 — 1109), Гильом из Шампо (1068 — 1121), Гуго Сен-Викторский (1096/97 — 1141), Бернард Клерворский (1091 — 1153). Основные положения: • Бог есть Личность. Ангелы – живые эфирные существа. • Креационизм. Создание Рая. • Монотеизм (против язычества, манихейства и гностицизма). • Трансцендентность Бога (против пантеизма). • Догмат о Троице (Отношение Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). • Догмат о богочеловечестве Иисуса Христа. Воскрешение.
Схоластика. Проблема универсалий 1. Номинализм. Беренгар Турский, Росцелин, Шартская школа: Гильом из Конша, Аделард из Бата, Оккам, Орезм. Нет идей вообще как чего-то субстанцианального, это только результат образования понятия. В этом смысле это «пустой звук» . 2. Умеренный номинализм (концептуализм). Абеляр, Иоанн Солсберийский. Логосы внутри материи, Бог разлит в мире, пантеизм, поэтому нет трансцендентного Ума Бога. Признавал существование общих понятий (логосов) в познающем уме. 3. Умеренный реализм. Жилеберт Порретанский, Фома Аквинский. Идея (форма) находится внутри материи. Поэтому она находится в вещах, и, кроме того, в уме человека, в Уме Бога. 4. Крайний реализм. Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Бернард Клеворский. Идея-образ вносится в материю извне, из Ума Бога.