Тема 2. Онтология.pptx
- Количество слайдов: 25
Онтология и проблема бытия в философии Лекция 2
Понятие «онтология» • Онтология (от греч. «ontos – бытие) – раздел философии, посвящённый анализу проблем возникновения, существования и исчезновения предметов и явлений вокруг нас, а также нас самих, наших мыслей, чувств, переживаний.
• Бытие - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную. • Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека. • Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека). • Экзистенция: Конкретное, индивидуальное бытие-длясебя здесь и сейчас (то, как сочетается объективная и субъективная реальность в субъенктивном восприятии каждого из нас).
Аспекты проблемы бытия • 1. Длинная цепочка вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что реально существует? Где всё это существует? Как долго оно существует? И так далее…
Аспекты проблемы бытия • 2. Существование, специфическое наличие, «присутствие» всего, что есть, было и будет в мире - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа проблемы бытия. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.
Аспекты проблемы бытия • 3. Мир в целом и всё, что в нём существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития.
«Иван есть человек» . • Иван есть (существует) • Иван есть человек Имеется в виду реальное • Имеются в виду существование вещей качественные характеристики вещи
Основные формы бытия • 1) Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; • 2) Бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; • 3) Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; • 4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Субстанция • Это философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Она есть первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований.
• Атрибут — существенный, • неотъемлемый признак предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний) - то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый • для её существования предикат. • Типы атрибутов: • - субстанциальные • - акцидентальные Модус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция. Акциденция (лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Материализм и идеализм • Материализм – это общее направление развития философии, признающее, что материя - это первооснова всего (Демокрит, К Маркс). • Идеализм – это общее направление развития философии, признающее, что первоосновой всего является идеальное, духовное (Платон, Г. Гегель).
Дуализм • Общее направление в развитии философии, признающее, что первоосновой всего являются одновременно и материя, и сознание (Аристотель, Р. Декарт).
Уровни организации материи • Микромир (мир элементарных частиц) • Мезомир (мир, видимый глазом) • Макромир (мир звезд)
Атрибуты материи • 1. несотворимость и неуничтожимость • 2. вечность существования во времени и бесконечность в пространстве • 3. движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие • 4. детерминированность всех явлений • 5. причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий • 6. отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Устойчивость и изменчивость в развитии бытия • Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение Диалектика – общее направление развития философии, признающее основную роль движения в развитии бытия. Метафизика – общее направление развития философии, признающее основную роль устойчивости в развитии бытия.
Три закона диалектики (Г. Гегель, К. Маркс • Единства и борьбы противоположностей • Взаимного перехода количественных и качественных изменений • Отрицания отрицания (Диалектического синтеза) Тезис → Антитезис→Синтез
Типы движения • 1. В неорганической природе: механическое, тепловое, электромагнитное, молекулярное, атомное, внутриядерное движение, движение элементарных частиц и т. д. ; • 2. В органической природе: рождение, размножение, отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и развитие организмов, обмен веществ, кровообращение, пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т. д. ; • 3. В социальной материи: развитие производительных сил, смену производственных отношений, смену цивилизаций, смену научных представлений, возникновение новых партий, новых экономических, политических и других структур.
Концепции пространства и времени • 1. Субстанциальная (Демокрит) • 2. Реляционная (Ньютон)
• Детерминизм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
Типы детерминизма • а) прошлое → настоящее (причина и следствие); • б) настоящее → настоящее (содержание и форма); • в) будущее → настоящее (возможность и действительность, цель). • детерминационные отношения могут быть однозначными (необходимость) и многозначными (случайность).
Возможность и действительность • Это модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность. Если понятие возможности выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то действительность – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия.
Необходимость • необходимость — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность • отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них.
Дополнительные источники по теме • http: //www. philosophy. ru Библиотека Института философии • http: //philos. msu. ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова • http: //www. auditorium. ru/aud/index. php Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM»
Спасибо за внимание!
Тема 2. Онтология.pptx