Омское Прииртышье в эпоху средневековья.pptx
- Количество слайдов: 36
Омское Прииртышье в эпоху средневековья
Эпоха Средневековья на территории Омского Прииртышья Раннее Средневековье: V-IX вв. н. э. Зрелое Средневековье: X-XIII вв. н. э. Позднее Средневековье: XIV-XVII вв. н. э. Начиная со II в. н. э. эпоха раннего железного века сменяется ранним средневековьем. Период II-IV вв. , когда шел этот процесс, можно обозначить как «смутный период» . Начавшееся за 4 столетия до этого времени «Великое переселение народов» , когда кочевые орды воинственных хуннов двинулись из Центральной Азии и Забайкалья на запад, привело к движению огромные массы оседлого населения Евразии.
В западносибирской лесостепи к настоящему времени открыто всего 5 погребений, которые можно связывать с хуннами/гуннами. Гунны произвели «революцию» в культурном и этническом облике западносибирской степи. В результации хунноского нашествия происходят кардинальные перемены, прекращается существование одних культур (саргатской) и на их месте формируются новые – потчевашская.
Омскими археологами в южных районах Прииртышья открыты памятники, это могильник Усть-Тара VII в Тарском Прииртышье и городище Красноярское в Усть-Ишимском районе Омской области. Глиняная орнаментированная посуда, поясная гарнитура и бронзовые украшения позволяют датировать памятник IV-VI вв. и отнести его к северотаежным карымским памятникам (Забайкальский край). Глиняная ваза и украшения из бронзы, найденные на территории городище Красноярское
Музей на Потчеваше Практически вся территория Омского Прииртышья в раннем средневековье оказалась заселена населением, оставившим после себя потчевашскую культуру. Она сменила здесь три культуры раннего железного века: саргатскую, кулайскую, богочановскую. Свое название культура получила по одному из первых исследованных памятников – городищу Потчеваш вблизи Тобольска.
Поселения потчевашцев имели следующие черты: хорошая укреплённость границ, часто располагались «гнездами» , расположение на берегу Иртыша и его притоков. Кроме массовых поселений, были известны и террасные поселения. Они примыкались к берегу реки и с трех сторон обносились земляными укреплениями. Одно из массовых поселений – Паново II – находился на первой надпойменной террасе правого берега Иртыша, в 2 км от д. Паново Усть-Ишимского района Омской обл.
Еще одно массовое потчевашское городище, обнесенное с напольной стороны рвом и валом, располагалось вблизи д. Ростовка Омской обл. Оно имело плошадь около 4 тыс. кв. м. Группа городищ на берегу небольшой таежной речки Тентис в Тевризском районе. Эти городища Тентис I, II распологались на мысу правого берега реки.
Реконструкция жилища Потчевашцев Поселенческий материал, полученный в ходе археологических работ, позволяет обрисовать планировочные традиции и домостроительство потчевашцев. Высокие и ровные участки, оборонительные конструкции, имели 2 вида планировки: уличную и хаотичную. Жилища имели прямоугольную форму и были слегка направленны в глубину.
Если поселения известны в сотнях единиц, то могильников открыто и исследовано немного. В Омском Прииртышье изучен один некрополь – грунтовый могильник у д. Окунево на р. Тара. Обнаружить такой могильник можно случайно, что и произошло с Окуневским. Там были найдены предметы вооружения, бронзовые подвески, остатки глиняной посуды, украшения из стекла. Современный вид Окуневского могильника
Керамическое производство ориентировалось на создание большого количества посуды, пряслиц, фигурок людей и животных. Сосуды лепились вручную, хотя применялись приспособления, позволявшие придавать им правильную форму. Потчевашская посуда бедна формами, в основном это горшки и чаши. Толщина стенок уменьшаласьот устья к дну для дополнительной прочности.
По своим функциям сосуды делились на кухонные и бытовые. Специально изготавливались сосуды для «загробного мира» и для ритуальных целей. Качество отделки зависело от назначения посуды. Орнамент включал ямки, нарезки, горизонтальные желобки, штампы, змейки. Он располагался строго зонально. По венчику шли косые отпечатки штампа, по шейке – поясок ямок и желобки. Редко орнамент выходил на плечики и тулово сосуда. Археологи признают факт «закодированной» информации и орнаментах сосудах.
Искусство потчевашцев в основных своих чертах отражало традиции и сюжеты предыдущего времени. Бросаются в глаза многочисленные параллели с кулайским (восточным) искусством. Это можно проследить на примере бронзового литья. Его лучшие образцы: литые изображения птиц, животных, человека.
Со второй половины IX в. начался процесс постепенной трансформации Потчеваша в Усть-Ишим. Причины смены многих параметров прежней культуры остаются пока невыясненными. Коренным образом меняется орнаментация глиняной посуды, исчезает «фигурный штамп» , иными становятся бронзовые украшения. Изменения не привели к деградации культуры и запустению территории. Это время явилось «апогеем» развития коренного населения Омского Прииртышья в дорусский период.
Эпоха зрелого средневековья датируется в X-XIII вв. н. э. Это время расцвета феодальных отношений в странах Центральной и Восточной Европы. Время расцвета и гибели под ударами татаро-монгольских войск Древней Руси. Это время продвижения новгородцев за Урал, когда состоялось первое знакомство русских с коренными народами Западной Сибири, когда зарождаются торговые связи и в Сибирь стали поступать изделия новгородских и киевских ремесленников.
В Западной Сибири на протяжении эпохи зрелого средневековья происходят существенные изменения в культурном облике населения. На территории Омского Прииртышья на смену потчевашской культуре приходит новая культура, генетически связанная с ней, усть-ишимская. Свое название культурное образование получило по курганному могильнику у с. Усть-Ишим.
Искусство усть-ишимцев тесно связано с их культовой практикой. В древнем мире и в эпоху Возрождения искусство служило религиозным целям. Многие произведения мастеров средневековья утрачены. Тем не менее полученные артефакты позволяют говорить о существовании архитектуры, бронзового культового литья, мелкой пластики, орнаментального и прикладного искусства.
Памятники устьишимской культуры открыты на всей указанной территории, но распределены они по ней крайне неравномерно. Поселения и городища располагались на коренных берегах рек или озер. В отличие от потчевашцев устьишимское население избегало низких берегов.
городище Кипо-Кулары III Предметы, найденные на территории городища Многочисленные свидетельства жизни людей развитого средневековья содержит городище Кипо-Кулары III, расположенный в Тевризском районе, на левом берегу Иртыша. Поселение состояло из мысового городища и се лища(неукреплённое поселение). В культурном слое поселения собраны изделия из кости, заготовки из мамонтовой кости, изделия из бронзы, железа, глины, стекла.
Городище Верхнее Аксеново II находилось на высоком мысу правого коренного берега Иртыша. В окрестностях памятника – множество озер с рыбой и хвойные леса. Городище состояло из двух смежных укрепленных площадок. Еще одним показательным памятником усть-ишимской культуры является городище Конашовка III, Тевризский район, правый берег Иртыша. Оно имело полуовальную форму, с напольной стороны его окружал широкий и глубокий ров и две площадки.
Стержневыми отраслями системы жизнеобеспечения являлась металлургия железа и бронзы. Железоделательное ремесло заключалось в изготовлении орудий труда и оружия. Металлургия бронзы выразилась в ассортименте и в количестве изделий: мелкие тарелки, чаши, рукояти, пряжки, заколки, украшения, и др. Из бронзы отливали как бытовые, так и ритуальные вещи. В Омском Прииртышье именно устьишимцы первыми стали отливать из высокооловянистой детали поясные наборы, подвески и украшения костюма.
Металл в виде слитков или бронзовых изделий поступал извне. Об искусстве мастеровбронзолитейников можно составить представление по технике отливки как массовых, так и высокохудожественных изделий, а также по умению получать бронзу разного состава: классическую и белую оловянистую.
Керамическое производство в это время также находилось на верщине своего развития. Оно удовлетворяло нужды людей в бытовой, столовой, погребальной посуде. Усть-ишимская посуда достаточно богата формами, но определяющими, как и в Потчеваше, были 3 типа посуды: горшки, чаши и ладьи. Для первых двух типов были характерными относительно тонкие стенки, которые меняли свою толщину от устья к дну. Ладьи же отличались толстыми стенками и бедным орнаментом. Усть-ишимская керамическая посуда
Горшки имели разную высоту шейки, она могла быть отогнута наружу или вогнута. Цвет коричневый с оттенками. Емкость зависела от назначения. Орнаментальный декор покрывал венчик, шейку и верхнюю часть горшков, редко орнамент опускался ниже. Чаши по размерам были меньше. Форма также менее разнообразна. Орнамент покрывал венчик и кромку. Посуда продолжала лепиться вручную, основным приемом оставался ленточный. Обжиг проводили на костре, следствием чего было низкое качество стенок.
Кожевенное производство – изготовление частей костюма: головных уборов, верхней одежды, поясов, сумок, обуви. Ткацкое ремесло – местонахождение пряслиц в жилищах и в женских погребениях позволяет говорить о двух свойствах ткацкого производства: оно носило домашний характер и являлось уделом женщин. Нити изготовляли самостоятельно, а ткань на вертикальном ткацком станке.
В раннем и в особенности в развитом средневековье косторезное производство рассматриваемого региона достигло необычайно высокого уровня. Основным сырьем являлись трубчатые кости домашних и диких животных. Мастера владели разными операциями, в том числе и искусством создания длинных и глубоких пазов. Многие изделия несут следы гравировки или покрыты рельефной резьбой. Основным орудием для работы по кости являлись железные ножи.
Косторезы умели создавать и сложные произведения. К их числу относится копикуларовская ложка , демонстрирующая владение искусством рельефной резьбы. В Прииртышье косторезное производство зародилось в каменном веке. Скачок в его развитии наступает в эпоху поздней бронзы. Развитый характер имело косторезное производство раннего железного века. Своего наивысшего развития на рассматриваемой территории оно достигло в зрелом средневековье.
Диапазон искусства мастеров по дереву был широк – от создания сложных и внушительных по размеру оборонительных сооружений до миниатюрных зооморфных фигурок. Изделия из бересты в Потчеваше и Усть-Ишиме имели крупномасштабный характер. Береста шла на изготовление посуды, перекрытия жилищ и погребальных конструкций.
В раннем и зрелом средневековье дальнейшее развитие получило культовое литье: из белой и классической бронзы создавались изображения людей, птиц, животных и рыб. Важное место отводилось изображению человека, как правило мужчины. Каждое изображение строго индивидуально. Искусство культово-художественного литья потчевашцев и устьишимцев не знало тиражирования. Изображения односторонние, плоские, одиночные и статичные, увеличена голова и проработаны черты лица – длинный прямой нос, переходящий в надбровные дуги, миндалевидные глаза. Изображение человека
К Х в. н. э. достиг своей наивысшей зрелости за всю историю Омского Прииртышья анималистический жанр. Он представлен множеством изображений, воплощающих отдельные сюжеты и многофигурные композиции. Произведения этого вида характеризуются высокой техникой исполнения и совершенством формы. Материалом служили кость, дерево, глина, камень и береста. Бронзовые изображения создавались в технике плоского, полого и объемного литья.
Ведущее место среди сюжетов изображения занимал образ медведя. Чаще всего, это «медвежья голова между лап» . Он встречается на деталях воинского костюма, на украшениях. Еще одно уникальное для нашей территории изображение – вырезанная из кости фигура стоящего на лапах животного, с характерной шишковатой головой, выделенными при помощи уступа ушами и массивной задней частью. Зооморфные изображения
От этого времени дошли до наших дней каменные и глиняные навершия (верхушка какого-либо изделия, сооружения), увенчанные конской головой. Еще один уникальный образец – биметалические стремена из усть -ишимского кургана. Их бронзовая петля и часть дужки выполнены в виде ушастой головы филина. Мастера воплощали реальный образ птицы и гармонично вписывали ее в изделия. Владение искусством исполнения модели, обдуманный подбор материала и взвешенное построение композиции – это черты анималистического средневекового искусства Омского Прииртышья.
Орнаментальное искусство развитого средневековья воплотилось во множестве образов, в частности в узорах на глиняной посуде, на костяных изделиях, берестяных сосудах и на тканях. Орнаментальный декор на сосудах распадается на 2 группы: первая – рисунки на стенках «классических» горшков и чаш. Они включают горизонтальные желобки, оттиски штампа, ямки; вторая – орнамент включает фигурные штампы.
Декор усть-ишимской посуды отличался от предшествующего, подчевашского искусства. Изменяется набор элементов, сократилось орнаментальное поле, рисунка становится меньше, отсутствует былая четкость в его размещении на стенках.
Культурные связи Усть-Ишима были обширными и оживленными. О культурных и иных контактах говорят погребения иноземцев, которые в последствии активно заселяли территорию Омского Прииртышья. Позже лесостепные и южнотаежные его районы занимало южнохантыйское население, которое преимущественно селилось вдоль Иртыша и в низовьях его притоков. С IX в. н. э. отсюда шел поток товаров – предметы вооружения, бронзовые пояса, украшения. В XV-XIX вв. в походах на сибирские земли активное участие принимали народы коми – воины и торговые люди. В южнотаежные районы проникали тюркоязычные кочевники. Этими кочевниками были созданы феодальные образования, чьи границы простирались на Западную Сибирь. Экспорт товаров в IX в.
Процесс проникновения кочевников на север носил сложный и разноречивый характер. Были торговые экспедиции, поиск убежища, разведывательные набеги, дипломатические миссии, были крупномасштабные походы. Таким образом, южные районы нашего края входили в орбиту государственности не только в эпоху Саргата (ранний железный век), но и в раннем и развитом средневековье. Дальнейшая судьба усть-ишимского населения может быть обрисована следующим образом. С XII-XIII вв. начинается усиленное проникновение тюркских кочевников в лесостепное и южнотаежное Прииртышье. Идет процесс вытеснения части населения, его порабощения и ассимиляции.
Литература 1. Гурьянова Г. Г. Изобразительная деятельность населения Западной Сибири эпох бронзы и железа: Автореф. дис. …канд. ист. наук. Барнаул, 2002. 2. Данченко Е. М. К вопросу о формировании потчевашской культуры //Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск, 1992. 3. Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX –начала XX вв. М. ; Л. , 1954 4. Коников Б. А. Курганная группа Х-ХII вв. н. э. у с. Усть-Ишим Омской области // Археологические памятники лесостепной полосы Западной Сибири. Новосибирск, 1983. 5. Коников Б. А. Омское Прииртышье в раннем и развитом средневековье. Омск: Изд. дом «Наука» , 2007. 466 с.