Скачать презентацию Одной из важнейших сквозных интенций контовского Скачать презентацию Одной из важнейших сквозных интенций контовского

Социологический проект О.Конта.pptx

  • Количество слайдов: 15

 • Одной из важнейших, «сквозных» интенций контовского позитивизма становится принцип детерминизма, утверждающий воз • Одной из важнейших, «сквозных» интенций контовского позитивизма становится принцип детерминизма, утверждающий воз можность и необходимость (в качестве задач научного познания) изыскания устойчивых связей и отношений между эмпирическими феноменами. Поиск подобного рода связей имеет своим конечным результатом формули ровку научных законов. Такова целевая ориентированность исследовательского поиска в любой науке. Однако в обществознании эта простая, казалось бы, мысль, которая представлялась совершенно очевидной с точки зрения опыта естествоиспытателя, пробивала себе дорогу с большим трудом: она преодолевала мощнейшую инерцию непонимания, исходившую от досужих концептуализации наивного обывательского индетерминиз ма, с одной стороны, и спекулятивно метафизических историо софских систем, с другой.

 • Принципы утверждаемые Монтескье, были использованы Контом в качестве одной из важнейших предпосылок, • Принципы утверждаемые Монтескье, были использованы Контом в качестве одной из важнейших предпосылок, положенных им в основание его собственной методологической программы. Термин «позитивизм» является содержательно наполненным, соотносящимся с оригинальным авторским словарем французского мыслителя. Данный термин также являлся для Конта титульным, именно его он выносит в качестве основного концептуально значимого элемента в заглавия важнейших своих работ ( «Курс позитивной философии» , 1830— 1842; «Система позитивной политики» , 1851— 1854). • Что такое позитивное знание и чем оно отличается от других форм мыслительного освоения мира? Позитивное знание есть знание научное. Наука же представляет собой специфический тип когнитивной ориентации субъекта, отличающийся по целому ряду параметров от иных ее типов, таких, например, как философия (метафизика) и религия (теология).

 • Бурное развитие научных знаний, их повсеместное распростране ние свидетельствуют о том, что • Бурное развитие научных знаний, их повсеместное распростране ние свидетельствуют о том, что ум человеческий достиг стадии относительной зрелости. Эта зрелость выражается, по мнению Конта, в том, что научное мышление в своей познавательной практике не стремится отвечать на «неразрешимые вопросы» . • Наука никогда не отвечает на вопросы «зачем? » и «почему? » , но всегда лишь на вопрос «как? » Человек, овладевающий позитивным знанием, приобретает огромную силу — как духовную, так и материальную, ибо он становится не просто более информированным и сведущим в вопросах «техники жизни» , но и получает возможность использовать такую свою информи рованность в качестве прагматически ценного инструмента собственной конструктивной миро преобразующей активности.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК Как отмечает сам Конт, «нужно прежде всего принять во внимание, что все КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК Как отмечает сам Конт, «нужно прежде всего принять во внимание, что все отрасли нашего знания не могли с одинаковой быстротой пройти три вышеуказанные главные фазы своего развития» . «В этом отношении, — продолжает он, — существует необходимый и неизменный порядок, которому следовали и должны были следовать в своем развитии различные виды наших понятий. . . » Лидерами характеризуемого умственного движения становятся естествоиспытатели, и данный факт сам по себе является легко объяснимым. В предметную сферу наук о природе позитивное мышление вторгается ранее, чем в предметную сферу обществознания. Последнее на всех этапах своей истории находилось в гораздо большей зависимости от разного рода теологических и метафизических систем.

 • На фундаменте таких представлений Конт выстраивает здание сво ей знаменитой классификации наук. • На фундаменте таких представлений Конт выстраивает здание сво ей знаменитой классификации наук. В свою классификацию он включает только обобщающие науки — т. е. только те, которые имеют своей основной целью открытие и последующую формулировку научных законов. • В список таких особо привилегированных дисциплин попадает шесть наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социальная физика (или социология). Пять из них (со второй по шестую) являются собственно эмпирическими, одна же (первая по счету) выступает в качестве универсальной формально инструментальной, логико методологической основы всех остальных, как бы надстраивающихся над ней.

 • Характеризуя свою классификацию, Конт среди прочего пишет: «Таким образом мы постепенно приходим • Характеризуя свою классификацию, Конт среди прочего пишет: «Таким образом мы постепенно приходим к открытию неизменной иерархии — одновременно исторической и догматической, одинако во научной и логической…» Науки эти связаны между собой так же, как связаны между собой их предметы. Законы каждой следующей в указанном ряду науки основываются на законах всех предыдущих, но не сводятся к ним. Каждая следующая наука в приведенной классифика ции о п сравнению с предшествующими является более сложной и более конкретной, так сказать, более приближенной к самой жизни. Социология в данной классификации предстает перед нами как «вершина научного знания» , как самая сложная как наука.

СОЦИОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА • Новая общественная наука может и должна стать именно «физикой СОЦИОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА • Новая общественная наука может и должна стать именно «физикой социальных тел» . • Введение в лексический обиход теории термина «социология» было продиктовано рядом причин, по большей части внешнего свойства: Конт хотел отмежеваться от иных (более специальных, также имевших хождение в его время) трактовок термина «социальная физика» , поэтому он был вынужден сменить вывеску, маркирующую проблемное прост ранство его персональных концептуальных владений. Для этого ему понадобилось новое слово, никем не занятое, свободное от какого либо специфического имиджа и каких либо побочных ассоциаций. Таким словом для Конта стало слово социология.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС • Продолжая следовать логике построения «социальной СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС • Продолжая следовать логике построения «социальной физике» . Конт выделяет в структуре социологического знания два основных раздела — социальную статику и социальную динамику. • Социальная статика изучает структуру общества. В качестве структурных элементов Контом выделены классы: • представители науки, философии, этики, эстетики и т. д. • «практический класс» , включающий представителей производства, сферы оборота; • представители рабочих; • представители сельского хозяйства. • Соотношение этих классов не должно быть диспропорциональным (класс управленцев не должен быть больше класса рабочих)

 • Цель социальной статики – достижение порядка. • В основе социальной динамики лежит • Цель социальной статики – достижение порядка. • В основе социальной динамики лежит закон трех стадий развития общества и человеческого мышления. • Закон трех стадий составляет смысловое ядро теории исторического развития Конта. • Во главу угла здесь ставится фактор смены стратегий познавательной деятельности, что позволяет квалифицировать данную точку зрения как интеллектуалистический детерминизм. Иначе говоря, социальные изменения всегда совершаются вслед за изменениями, происходящими в рамках структур человеческого мышления. • Конт выделяет три глобальных периода в развитии мышления и общества.

 • Первая (теологическая) фаза этого процесса описывается в содержательном плане как эпоха господства • Первая (теологическая) фаза этого процесса описывается в содержательном плане как эпоха господства религиозного типа мировосприятия. «В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием. . . сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство 1 которых объясняет все кажу щиеся аномалии мира» . • Конт выделяет три подэтапа в рассматриваемой стадии: фетишизм, политеизм и монотеизм. • Фетишизм есть мировоззрение, распространенное в культурной среде примитивных народов, оно базируется на эклектическом комплексе анимистических верований, обожествляющих и олицетворяющих космические силы, отдельные объекты живой и неживой природы. • С течением времени такие воззрения, услож няясь, преобразуются в иерархически упорядоченную, структурно организованную модель политеистической «картины мира» .

 • С появлением же идеи единого, истинно сущего Бога (монотеизм) теологичес кое миропонимание • С появлением же идеи единого, истинно сущего Бога (монотеизм) теологичес кое миропонимание восходит на высшую ступень интеллектуального самовоплощения. • За теологической стадией следует новая стадия духовного развития человечества — метафизическая. • На метафизической стадии онтологическую нишу божества занимают разного рода субстанции и категории, при помощи которых спекулятивная философия объясняет все и вся. Метафизика, как полагает Конт, не наделена по ложительным интеллектуальным потенциалом. Она разрушительна и недолговечна, человеческое мышление и общество переходят на третью стадию развития – позитивную (научную), основанную на методах наблюдения, эксперимента, сравнения. • Цель социальной динамики – постижение законов прогресса общества

 • Порядок без прогресса означает застой, прогресс без порядка означает хаос. • Общетеоретические • Порядок без прогресса означает застой, прогресс без порядка означает хаос. • Общетеоретические и методологические идеи Конта, сформули рованные им на страницах «Курса позитивной философии» , получат известность и признание у читающей публики (почти повсеместно в Европе, в том числе и в России) уже в 60 70 е годы XIX века. • На национальный флаг Бразилии, где на голубом звездном небосводе, опоясанном белой лентой, начертан девиз О. Конта «ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС» .