Обзор начальной истории монашества и зарождения монашеской письменности.pptx
- Количество слайдов: 9
Обзор начальной истории монашества и зарождения монашеской письменности
• Монашество – отнюдь не исключительно христианская идея: ее существование можно проследить вплоть до ее библейских корней • В поздний библейский период в Палестине происходил необыкновенный расцвет иудейских монашеских групп • К одной из таких групп, по-видимому, принадлежал и святой Иоанн-Креститель. Существует предположение, что он был связан с ессеями – той самой сектой, которой принадлежат кумранские свитки, найденные в пещерах у Мертвого моря
• Связь Иоанна Крестителя с Кумранскими общинами можно оспаривать, однако монашеский характер всего обличья – физического и духовного – сомнению не подлежит • Он жил в пустыне в посте и безбрачии, его призыв к покаянию и провозглашение близости Царствия Божия представляют собой типично монашескую тему эсхатологического ожидания, которую мы впоследствии находим и в учении Иисуса Христа
• Интересно, что с приходом христианства монашество как таковое не было сразу же принято в лоно христианской Церкви: как массовое движение оно появилось только в IV веке, с началом Константиновского периода • Многие в самих городах проводят жизнь замкнутую и отрешенную, — таков идеал «гностика» у Климента Александрийского
• Но все это были только отдельные и единичные случаи. «Инок не знал еще великой пустыни» , говорит святой Афанасий • Основной чертой монашеского движения был его фундаментально библейский характер • Проявлялось это прежде всего в том, что монахи удалялись жить в пустыню. • Пустыня – это место, где нет воды. На Ближнем Востоке, где зародилось монашество, наличие или отсутствие воды было вопросом жизни и смерти
• Поэтому пустыня осознавалась как место, где нет Бога, где царствует смерть и диавол (ср. искушения Христа в пустыне, а также Иер. 2: 6; Лк. 8: 29; Мф. 12: 43 и т. д. )
Жизнь первых пустынников • На карте Северного Египта вы видите, что Нил, впадая в Средиземное море, образует дельту. Здесь расположен Фаюмский оазис. Преподобный Антоний родился недалеко от этого места, в селении Комы • Ближе к реке Нил была так называемая «внешняя гора» , где появилась колония отшельников, живших близ преподобного (со временем он стал часто их посещать). И так называемая «внутренняя гора» – у Красного моря, где сейчас располагается знаменитый монастырь святого Антония Великого, место его последних лет подвижнической жизни
• Места, которые связаны с Нитрийской пустынью, с Келлиями и Скитом, располагаются вблизи от дельты Нила, недалеко от Александрии. В 40 километрах от Александрии находится Нитрия, примерно в 18 км – Келлии, и на расстоянии ночного перехода (днем, как правило, не путешествовали: в пустыне легко заблудиться, поэтому путешествовали ночью по звездам, к тому же днем было жарко) находились и хижины тех, кого называли скитянами. Они жили в месте под названием Скит
• Итак, первоначально Нитрия, Келлии и Скит – это были географические обозначения той или иной местности • А уже потом от местности под названием Скит получил свое название и образ жизни – скитской. Отсюда и последующие, например, в русской традиции, небольшие общежительные, отшельнические поселения, стали называться скитами, поскольку они стремились подражать подвижникам, которые жили в древнем Скиту • Итак, как я уже говорил, Антоний Великий не был подвижником в собственном смысле слова, но был неким символом монашеской жизни. И как писал блаженный Иероним, «Антоний был не столько первым из пустынножителей, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни» . Его имя стало со временем нарицательным, о нем знали по всему Египту и далеко за пределами. Поэтому то Житие, которое писал святитель Афанасий, быстро распространилось по всему свету
Обзор начальной истории монашества и зарождения монашеской письменности.pptx