Недаром помнит вся Россия....pptx
- Количество слайдов: 19
Общие положения по итоговому сочинению § Объем сочинения: не менее 250 слов. Рекомендуемый объем – 350 слов. § Отводимое время на сочинение – 3 ч. 55 мин. § Критерии оценивания: 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ; 2. АРГУМЕНТАЦИЯ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА; 3. Композиция и логика рассуждения; 4. Качество письменной речи; 5. Грамотность
Возможные темы направления 1. 2. 3. 4. Своеобразие творчества Лермонтова Оторванность от мира, романтизм Сочетание романтизма и реализма Поиск душевного покоя, гармония в природе 5. Психологизм
1. Автобиографичность Своеобразие творчества Лермонтова неразрывно связано с биографией поэта. 1. Детство, Кавказ ( «Кавказ» , «Ангел» (По небу полуночи ангел летел…) – стихотворение, навеянное смертью матери. Лермонтов очень долго не хотел отдавать его в печать; первая любовь поэта, гувернер Капэ – «Бородино» ; отношения в семье – «Ужасная судьба отца и сына» , «пусть я кого-нибудь люблю…» ).
2. Подражание, творческое соперничество с А. С. Пушкиным ( «Кавказский пленник» . Необходимо прочитать и сопоставить эти произведения, выявив общие и различные элементы).
Три женщины в жизни Лермонтова Варвара Лопухина § «Мы случайно сведены судьбою…» § «Нет, не тебя так пылко я люблю…» § И др.
Три женщины в жизни Лермонтова § «Вблизи тебя до этих пор…» § «Черноокой» § «Нищий» § И т. д. Екатерина Сушкова
Три женщины в жизни Лермонтова Наталья Иванова § «Я не достоин, может быть. . » § «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье…» § И т. д.
Последняя ссылка на Кавказ § § § Дуэль с Барантом «Смерть поэта» (!) В ссылке Дуэль с Мартыновым Смерть
2. Оторванность от мира § Двоемирие Разочарование в силе разума привело русских романтиков к острой борьбе с повседневной действительностью. Поэты верили в то, что благодаря миру иллюзий, человек может достичь своего духовного совершенства и наполнить свою жизнь смыслом. Двоемирие в русской поэзии начала 19 века стало своеобразным побегом от суровой действительности. Изображая в своих произведениях миры грез, включая в них фантастические сущности, которые часто перекликались с национальными мифологическими верованиями, русские поэты – романтики пытались внести изменения не только в литературные традиции, но и в сознание читателей. Романтические герои отчаянно не хотели принимать реальность, и находили себе утешение в другом мире, наполненном их мечтами. Главными инструментами воплощения романтического двоемирия стали верования в потусторонние силы, в предсказания, в мистику сновидений. Именно в начале 19 века русская поэзия наполняется рассказами о демонах, нечистой силе. Стоит отметить, что большинство мистических персонажей не вредят, а наоборот, помогают главным героям преодолеть трудности.
§ Противопоставление себя остальным => мотив одиночества. ( «Мцыри» , «Выхожу один я на дорогу» , «Как часто пестрою толпою окружен» ; «Герой нашего времени» - мотив одиночества).
3. Сочетание реализма и романтизма § «Героецентризм» (термин Тимаковой А. А. ), т. е. все события вертятся вокруг лирического героя. Он – центр. ( «Дума» , «Герой нашего времени» реализм, «Демон» )
4. Поиск душевного покоя, гармонии в природе § Пейзаж для героя не фон, а исцеляющая сила. Природа приносит умиротворение и гармонию с самими собой. ( «Когда волнуется желтеющая нива…» , «На севере диком стоит одиноко…» , «Листок» , «Гроза» и др. )
5. Психологизм - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. П. может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И. С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики). Словарь литературоведческих терминов. С. П. Белокурова. 2005.
Психологизм произведений Лермонтова достигается путем введения автобиографических фактов ( «Мцыри» , «Исповедь» , «Демон» - все произведения Лермонтова психологичны). Во всех произведениях автора наблюдается склонность к идеализации. В. Г. Белинский это назвал «тоска по идеалу» . Идеал может быть: - Этическим ( «Ангел» , «Молитва» ) - Нравственным ( «Смерть поэта» , «Бородино» , «Песня про купца…» ). М. Ю. Лермонтов не видел в своем времени этого «идеала» , поэтому обратился к другой эпохе. В «Песне про купца Калашникова…» воплощены идеалы правды и силы. (Кирибеевич – Калашников) - Эстетическим ( «Кавказ» , «Я жить хочу, хочу печали…» )
ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ Основные мотивы лирики Лермонтова § ОДИНОЧЕСТВО Лермонтовым может пониматься как изгнанничество, отверженность любимой, непонимание окружающими. § Морально-нравственные вопросы § Любовь к отчизне § Любовь к женщине § Долг и судьба
Специфика художественной картины мира § Внешний мир. Он нарушается, заставляет героя совершать ответные действия. § Мир, вселяющий гармонию ( «Кавказ» , «Мцыри» …) Этот мир на Кавказе, в Тарханах (соответствующие стихотворения)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГЕРОЯ § Рефлексия (самоанализ) § Одиночество. У Лермонтова одиночество ГОРДОЕ. Он видит свою исключительность, непохожесть на других, избранность. § Тоска по идеалу § Сознание исключительности § Трагичность мировосприятия
Задание § Прочитать указанные произведения § Дополнить список самостоятельно найденными произведениями § Выучить по одному стихотворению на блок. (Подсказка: многие стихи повторяются и могут подойти в качестве иллюстраций к нескольким проблемам) § Составить список вопросов по теме и прислать в ВК ДО понедельника (чтобы я смогла подготовиться к консультации)
Желаю вам успехов в написании сочинения! Юлия Сергеевна
Недаром помнит вся Россия....pptx