Общество как объект философского анализа.ppt
- Количество слайдов: 26
Общество как объект философского анализа 1. Основные проблемы социальной философии. Понятие общества. 2. Основные подходы к изучению общества в философской мысли. 3. Общество как сложноорганизованная система. Основные подсистемы общества. 4. Источники и факторы социальной динамики. 5. Проблема единства и многообразия исторического процесса.
Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества. Основные специфические черты познания социальных явлений: - общество – самый сложный объект научного познания (общество оставляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей); - в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания; - истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер.
Основные проблемы социальной философии Проблема определения специфики социальных явлений Проблема определения специфики структуры общества как системы Проблема выявления общих закономерностей функционирования и развития общества Проблема соотношения факторов и источников социальной динамики Проблема выявления направленности изменений в обществе Проблема соотношения общих и уникальных черт в историческом развитии различных сообществ
Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, французское общество). Общество в широком смысле - это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности.
Философские представления об обществе в классической философии Античная философия: Общество рассматривается как существующая в неразрывной связи с природой совокупность людей, объединенных между собой некоторыми связями и отношениями, с целью создания более благоприятных условий для жизнедеятельности. Средневековая философия: Общество рассматривается как совокупность людей, организованная согласно божественной воле с целью упорядочивания межчеловеческих отношений. Философия Нового времени: Общество рассматривается как сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом для организации совместной деятельности и безопасности (теория общественного договора).
Философские представления об обществе в неклассической философии Основные подходы: Натуралистический Культуроцентристский Социологический Марксистский Психологический
Натуралистический подход к анализу общества Общество рассматривается по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. Изучение общества должно быть организовано по образцу естественных наук. Натуралистический подход представлен тремя версиями: Редукционизм – учение, согласно которому высшие формы материи могут быть объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. Общество и типы общественного устройства определяются механическими законами (Т. Гоббс, ), или особенностями географической среды (Ш. Л. Монтескье). Этноцентризм – учение, согласно которому ведущим фактором функционирования общества выступают природноэтнические, расовые особенности (Л. Гумилёв). Органицизм – учение, согласно которому общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом, а социальная жизнь объясняется биологическими законами (Г. Спенсер).
Культуроцентристский подход к анализу общества Общество рассматривается как система, существующая относительно самостоятельно по отношению к природе. Специфика того или иного общества определяется доминирующими в нем духовными ценностями (идеями, целями, идеалами), которые определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Общество выступает здесь как объект социальногуманитарных наук, описывающих отдельные социальные явления с помощью специальных методов. Основные представители: Г. Гегель, В. Дильтей, Г. Риккерт, И. Хейзинга.
Марксистский подход к анализу общества Общество рассматривается как система, обусловленная преимущественно экономическими факторами, сферой материального производства. Основу каждого из типов общества составляет некоторый способ производства. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства. Развитие общества определяется динамическим взаимодействием производительных сил и производственных отношений. Все иные сферы жизни общества изменяются в зависимости от изменений в способе производства.
Социологический подход к анализу общества (Э. Дюркгейм) Общество рассматривается как система, существующая относительно самостоятельно по отношению к природе. Утверждается приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной (индивид возникает из общества, а не общество из индивидов). Основу общества составляют социальные факты – устойчивые типы поведения и мышления людей (правовые и моральные правила, верования, финансовые системы, производственные комплексы, обычаи и т. д. ) Характеристики социальных фактов: - являются внешними по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях; - наделены принудительной силой по отношению к отдельным людям.
Психологический подход к анализу общества Общество и общественная жизнь объясняются на основе влияния на человеческое поведение специфических психических факторов, неосознанных стремлений. Явления социальной жизни возникают в результате видоизменения (сублимации) бессознательной психической энергии людей в соответствии с целями и задачами того или иного общества. Основные представители: З. Фрейд, К. Юнг.
Основные признаки общества как системы общество не сводимо к составляющим его людям; оно представляет собой систему вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью с другими людьми (мораль, право и т. д. ); любые изменения и события, происходящие в обществе, являются результатом сознательно-волевой активности людей; наличие специальных органов для обеспечения саморегуляции общества – социальных институтов; социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества (государство, семья, учреждения образования, науки, культуры, религиозные организации и т. д. ); наличие социальной структуры (каждое общество состоит из различных слоев и общностей, различающихся между собой по отношению к собственности, власти, уровню доходов, принадлежности к определенной культуре, этносу и т. д. ); динамичность и альтернативность развития общества.
Основные подсистемы общества Экономическая Социальная Политическая Духовная
Экономическая подсистема общества Включает в себя совокупность отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных и нематериальных благ. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства.
Социальная подсистема общества Охватывает взаимоотношения и взаимодействия различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или группы - роды, племена, классы, нации, семьи, производственные коллективы и т. д. , имеет достаточно сложную социальную структуру. Благодаря взаимосвязи и функционированию элементов социальной структуры обеспечивается целостность всего общества. Структурирование общества может производиться по самым различным основаниям: демографическим (пол, возраст), этнонациональным, классовым, профессиональным и т. д.
Политическая подсистема общества Включает в себя совокупность отношений между социальными группами и общностями по поводу установления и функционирования власти в интересах реализации их социально значимых интересов и потребностей.
Духовная подсистема общества Основу составляет духовное производство. Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения.
Факторы социальной динамики Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества. Факторы социальной динамики бывают: Объективные: социально-экономические (уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники), природно-географические (климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов), демографические (количество и качество населения, соотношение поколений); Субъективные: сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, традиции, обычаи, духовные ценности, цели, интересы. Объективные факторы формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и общества; субъективные являются результатом сознательной деятельности людей.
Субъекты социальной динамики Это все люди, поскольку они включены в процесс материального производства, политическую и духовную жизнь, но субъектами они становятся лишь в той мере, в которой осознают социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. В качестве субъектов социальной динамики могут выступать народные массы, классы, социальные слои и группы, нации, элиты общества, отдельные личности.
Движущие силы социального развития Потребности – недостаток в чем-либо, все то, что необходимо для существования людей. Осознание потребностей приводит к формированию интересов. Интересы – осознанные потребности; оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей. Цели – предвосхищаемые результаты деятельности. Наиболее значимые цели могут выступать как идеалы. Каждый человек созидает свои цели и идеалы, исходя из собственных интересов.
Формы социального развития Социальная эволюция предусматривает постепенные количественные изменения, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях (экономика, политика, культура, социальные отношения). Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих в конечном счете к изменению системы. Социальная эволюция может осуществляться либо путем стихийных изменений (урбанизация, миграции), либо путем целенаправленных действий социальных институтов (социальные реформы). Социальная революция предусматривает изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы (экономики, политической сферы, науки). Данные изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. Изменения захватывают основные структуры и функции социальной системы, а не второстепенные.
Направленность социального развития Социальный прогресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более низкого уровня развития социальной системы к более высокому, при котором социальная система обладает более сложно организованной структурой и более эффективными функциями. Социальный регресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более высокого уровня развития социальной системы к более низкому, при котором социальная система обладает менее сложно организованной структурой и менее эффективными функциями. Большинство социальных явлений сложно однозначно определить с точки зрения прогресса или регресса.
Проблема единства и многообразия исторического процесса Понятие общества сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. Первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть, уникальность этих стран. Это и порождает представление об истории человечества как сосуществовании отдельных, неповторимых и уникальных форм общества. Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем общие для всех элементы: материальное производство, социальная структура, политические институты, духовная жизнь. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса Линейный подход ориентирует на понимание истории как единого процесса поступательного развития, в соответствии с чем выделяют основные стадии в развитии человечества. Нелинейный подход отрицает наличие единых закономерностей в развитии человечества и рассматривает его развитие как историю отдельных стран, народов или регионов. Наиболее последовательное выражение линейная интерпретация исторического процесса находит в рамках формационного подхода, а нелинейная – в рамках цивилизационного подхода.
Формационный подход в понимании исторического процесса Формируется в рамках марксизма. Согласно данному подходу все страны и народы проходят в своем развитии через ряд последовательно сменяющих друга общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической). Общественно-экономическая формация – это конкретноисторический тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, который характеризуется свойственными ему связями, отношениями и формами организации людей и функционирует и развивается по своим специфическим законам на основе определенного способа производства. Способ производства выступает в качестве базиса формации. Все другие сферы общественной жизни (политика, духовная жизнь и т. д. ) образуют надстройку, зависимую от способа производства. Переход от одной формации к другой обусловлен изменениями в структуре способа производства.
Цивилизационный подход в понимании исторического процесса Формируется в рамках ряда философскоисторических концепций (О. Шпенглер, А. Тойнби и т. д. ). Согласно данному подходу единой истории человечества нет, а есть история отдельных цивилизаций, каждая из которых имеет свой собственный неповторимый путь развития (западная, исламская, китайская, индийская и др. цивилизации). Цивилизация – это устойчивое культурноисторическое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей, особенностей экономической, социальной, политической, духовной жизни, типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ.
Общество как объект философского анализа.ppt