Тема 15 общество.ppt
- Количество слайдов: 34
Общество: его история, содержание и смысл.
Учебные вопросы: 1) Понятие общества и специфика общественного бытия. 2) Основные сферы и формы жизнедеятельности общества. 3) Источники и движущие силы развития общества. 4) История развития общества, ее содержание и смысл.
Общество – это объединение людей, связанных различного рода отношениями: экономическими, политическими, социальными, духовными. Существует два подхода в изучении общества: философский и социологический. Философия осмысливает сущность, структуру, закономерности, источники, движущие силы, механизмы развития общества и историю его развития. Социология изучает структуру и специфику социальной жизни общества. Общественное бытие отличается от других форм бытия рядом специфических черт и особенностей.
1. Понятие общества и специфика общественного бытия. Общество – это объединение людей, связанных различного рода отношениями: экономическими, политическими, социальными, духовными.
Специфика общественного бытия: Бытие общества представляет собой сложное системное объединение, состоящее из объективного и субъективного уровней общественного бытия. Объективный уровень общественного бытия представлен объединениями и отношениями, максимально независимыми от воли и сознания людей, выступающими в качестве первичной реальности по отношению к ним и выполняющие определенные функции (хозяйственную, общественно-преобразующую, защитную, политическую). Субъективный уровень общественного бытия представлен культурой как системой достижений, творчества людей или социальных групп, менталитетом народа, то есть душевным складом и образом мышления и языком как средством общения. Эти два уровня бытия общества неразрывно взаимосвязаны.
Бытие общества развивается по своим специфическим законам, которые: объективны; носят сложный характер, связаны с уровнем организации общества; реализуются неоднозначно, носят вероятностный характер; историчны, то есть действуют в определенную историческую эпоху; проявляются только в совместной деятельности людей, где важную роль играют сознание и воля, направляющие свободу выбора; Общество развивается в социальном пространстве и времени.
Социальное пространство – это часть географического пространства, в котором протекает тот или иной социальный процесс, представленный в различных формах и сферах жизнедеятельности общества. Социальное пространство отличается от физического неоднородностью, анизотропностью, иерархичностью и историчностью.
Социальное время – это определенный временной логический ряд протекания событий в обществе. Социальное время характеризуется последовательностью, длительностью, необратимостью, количественностью, выраженной в календарях и качественностью, ощущением, переживанием людьми этого количественного времени. Общество представляет собой сложную систему объединения людей, включает в себя различные сферы и формы жизнедеятельности.
Вопрос 2. Основные сферы и формы жизнедеятельности общества
Основные сферы жизнедеятельности общества: Экономическая. Политико-правовая. Социальная. Духовная.
Экономическая сфера жизнедеятельности общества – это область общественной жизни, в которой производятся и распределяются продукты хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность включает в себя такие отрасли, как промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговлю. Основу хозяйственной деятельности составляет активное взаимодействие человека с природой. Хозяйственная деятельность основана на разделении труда, а распределение произведенных продуктов труда является проблемой, выходящей за сферу этой деятельности. Хозяйственная сфера является главной и определяющей в жизни общества.
Политико-правовая сфера жизнедеятельности общества – это часть общественной жизни, в которой осуществляется политическая жизнь, то есть складываются и решаются проблемы, связанные с властью. Власть выступает как возможность и способность проводить определенные интересы с помощью легального принуждения и является объектом ожесточенной борьбы различных сил. Основными субъектами политики являются государство и политические партии. Политика выполняет общественно необходимые функции организации, регулирования и контроля внутри государства при помощи права и оказывает воздействие практически на все стороны жизни общества.
Социальная сфера жизнедеятельности общества – это совокупность социальных слоев общества: сословия, касты, классы, страты, социальные группы, коллективы, народность, нация, религиозные и конфессиональные объединения, семья и т. д. Каждый из этих социальных элементов общества имеет свое определенное значение в жизни общества. Противоречия между различными социальными элементами способствуют развитию общества и являются необходимыми сущностными объединениями, без которых общество не может функционировать. Социальная сфера жизни общества неразрывно связана с политико-правовой и экономической.
Духовная сфера жизнедеятельности общества включает основные формы культуры (право, мораль, искусство, науку, религию, философию) и отражающие их формы общественного сознания, посредством которых люди интегрируются в общественную систему, а также в процесс производства и распределения духовных ценностей.
Духовное производство имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным: конечные продукты являются идеальными образованиями; всеобщий по содержанию духовный труд осуществляется индивидуально; духовное производство (идеи, образы, догмы и т. д. ) невозможно отделить от непосредственного производителя; всеобщий характер потребления, то есть возможность приобщиться к творению художника всему человечеству; духовное производство самоценно и обладает значимостью безотносительно к результату.
Формы жизнедеятельности общества: Община. Государство. Гражданское общество.
ОБЩИНА – это исторически первая форма объединения людей, связанных кровнородственными и соседскими отношениями. Специфические черты общины: коллективная собственность; общность материальных, политических, военных интересов; авторитарность, то есть строгая подчиненность всех членов общины коллективу и вождю; отсутствие личной свободы; регулятором отношений в общине выступают запреты, табу, нормы морали, возникшие стихийно, но строго исполняющиеся.
ГОСУДАРСТВО – это вторая, исторически сложившаяся форма объединения людей. Государство отличает ряд специфических черт: население; территория; политическая власть; общность языка общения; регулятором отношений в государстве выступает право как норма поведения людей, установленная в форме закона и обязательная для исполнения. Государство выполняет в жизни общества внутренние и внешние функции.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это третья, исторически сложившаяся форма объединения людей, независимая от государства с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами. Особенности гражданского общества: представляет сложную систему социальных групп, имеющих полную или частичную автономию; представляет локальные и местные интересы граждан; основано на частной собственности и свободе личности; занимается культурными вопросами; претендует на перераспределение внутренних функций в государстве;
Вопрос 3. Источники и движущие силы развития общества
ИСТОЧНИКИ развития общества – совокупность противоречий, сложившихся внутри развития общества. Основные противоречия: между действительным и желаемым обществом; между обществом и природой; между человеком и обществом; между различными социальными группами; между политическими партиями и организациями; между различными народами; между различными государствами и т. д.
Движущие силы развития общества Люди, наделенные волей и сознанием, объединенные в различные общественные организации (трудовые и профессиональные коллективы, политические партии и институты, национальные и этнические, религиозные и конфессиональные объединения, и т. д. )
Механизмы развития общества: Процесс развития общества осуществляется на основе противоречия объективных условий и субъективных факторов. Объективные условия включают в себя: - природные и климатические условия жизни общества; - состояние материального производства; - социальную структуру общества; - потребности и интересы членов общества. Субъективные факторы включат в себя: - сознание и духовный мир людей; - умения и навыки в производственной деятельности; - социальный опыт; - уровень культуры; - организаторские и волевые качества.
Вопрос 4. История развития общества, ее содержание и смысл.
Закономерности развития общества: Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, которая имеет историю своего развития от возникновения человека до современности и подчиняется своим специфическим законам, отличным от законов природы. Социальный детерминизм, где цели и задачи развития общества не совпадают с его результатами, Присутствует сложная сеть взаимосвязи причин и следствий. Неравномерность развития различных стран и народов в каждый период развития человечества. Ускорения темпа развития истории от эпохи к эпохе.
Вопрос о содержании и смысле истории является проблематичным, так как нет единой точки зрение, имеет ли история человечества смысл и цель развития? Существует несколько точек зрения:
ПЕРВАЯ утверждает, что история имеет смысл и ее развитие представляет собой закономерный, поступательный, преемственный, неравномерный процесс изменения человечества, где возможны многообразие и единство, а также прогресс, застой и даже регресс, причем процесс развития необратимый.
• Прогресс – это поступательный характер развития человечества, где каждый последующий этап развития более совершенный, чем предыдущий. Критерием прогресса являются уровень развития техники, технологии и производства. Застой – это определенный этап в жизни общества, когда наступает перепроизводство и создается иллюзия изобилия, то есть предверие кризиса. Регресс – это возможный период в изменении общества, когда оно возвращается на предыдущий этап развития (природные катаклизмы, войны как причины регресса).
Развитие общества может проходить либо в форме реформы, либо в форме революции. Реформа – это постепенное развитие общества, без каких-либо быстрых и коренных изменений. Революция – это скачкообразное развитие общества, быстрое, коренное изменение всех его форм и сфер жизни.
ВТОРАЯ точка зрения утверждает, что история не имеет смысла, не подчинена специфическим законам, ее развитие представляет собой всего лишь «смену декораций» , есть история отдельных народов, нет всемирной истории как единого процесса, нет прогресса.
Основные концепции понимания истории. В философии истории выделяют несколько точек зрения: Историко-хронологическая Формационная Циклическая
Историко-хронологическая (Г. Гегель «Философия истории» ). Мировая история представляет собой закономерный, прогрессивный процесс развития абсолютной идеи, мирового разума. В своем развитии история проходит три этапа: Древний мир, где свободен только правитель. Средние века, где свободны некоторые. Новое время, где свободно большинство. Критерием прогресса является свобода разума.
Формационная (К. Маркс «Капитал» ) Осмысливает историю развития общества как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это определенный тип общества, развивающийся по своим специфическим законам. В своем развитии история человечества проходит пять общественноэкономических формаций: (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Основной закон смены формаций – соответствие производственных отношений уровню и характеру производительных сил (люди, орудия труда, средства труда, предметы труда и наука). Движущей силой в истории развития общества является классовая борьба. Мировая история развивается по восходящей, в ней есть прогресс. Критерием прогресса в истории является уровень развития производительных сил.
Циклическая (О. Шпенглер «Закат Европы» , А. Тойнби «Постижение истории» ). Основные идеи следующие: Не существует единой мировой истории, есть истории различных стран и народов, которые развиваются замкнуто внутри себя, проходя определенные периоды развития. В истории человечества нет своих специфических законов. В истории нет прогресса, следовательно, нет смысла и цели в развитии человечества. Но каждый из представителей циклической концепции имеет свой взгляд на сущность и содержание истории.
Тема 15 общество.ppt