Научные революции.pptx
- Количество слайдов: 22
Общество 1. Потребности развития 2. Материально-техническая база Паради гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» ) — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.
Наука - форма духовкой деятельности людей , направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука Социальный институт Отрасль духовного производства Система научных исследований Опытноконструкторск ие изыскания Основная продукция Знания Понятия, законы, теории Особая система знаний Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.
Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Фундаментальные Отсутствие связи с практикой Прикладные Неразрывно связана с практической реализацией исследований
Модели развития научных знаний Постепенное развитие науки Развитие науки через научные революции Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Общество 1. потребности развития 2. материальнотехническая база Наука Внутренние законы науки 1. Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний) 2. Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) 3. Сочетание процессов дифференциации и интеграции 4. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации Наименование функции Содержание Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры Познавательноразъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.
Научные революции: 1. Первая научная революция XVII / XVIII веков. 2. Вторая научная революция конца XVIII века — 1 -я половина XIX века. 3. Третья научная революция конец XIX века — середина XX века. 4. Четвертая научная революция конец XX века.
Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями. • Так, отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г. , до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции» . • Содержание «научной революции» любого периода заключается в том, что ученые делают научные открытия в различных областях наук, то есть устанавливают «неизвестные ранее объективно существующие закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания» .
Научные революции • • • Первая научная революция XVII / XVIII веков Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения. На стыке 17/18 веков происходит научная революция. Причём происходит она не из-за того, что открыли: большие космологические и географические открытия были сделаны ещё в 15 и 16 веке (Колумб, Васко да Гама, Коперник, Галилей, Иоганн Кеплер). Новой была форма, как делали открытия: личным опытом и наблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод» . Для нас сейчас он естественен, но в 17 -ом веке он был только признан, а распространился в 18 -ом. Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно.
• Учёба в университетах того времени была строго иерархично организована. • Они состояли из четырёх факультетов (как и сейчас): три высших (теология, юриспруденция и медицина) и четвёртый – философский, который включал в себя 7 предметов (семь свободных искусств – septem artes liberales) и занимался базисным, подготовительным обучением (studium generale). Эти предметы, согласно систематике Аристотеля, были такими: Trivium (грамматика, риторика, диалектика) и Quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). «Trivium» значит по-латыни «трёхдорожье» , а «Quadrivium» - «четырёхдорожье» . Отсюда и слово «тривиальный» , что значит «относящийся к самым азам, начальным дисциплинам, которые изучали в самом начале, т. е. очень простой, общепонятный» . Предметов, которые преподаются в современных университетах – физика, химия, биология, история, география, филология и др. – в университетах того времени не было.
Состояние науки XVII / XVIII веков • Сейчас науки занимаются получением знания. • Тогда они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. • Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. • Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое.
• Большинство учёных того времени – они называли себя «философами» - не были привязаны к университетам. • Лишь. Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1642 -1727) был профессором математики в Кембридже. • Другим их отличием от традиционных учёных было то, что они не ограничивались одной какойто дисциплиной, а стремились охватить многое, как это делал, например, Дени Дидро (Denis Diderot, 1713 -1784), который в 1751 г основал большую знаменитую «Энциклопедию» . • Для просветителей было типичным, что их интересовало всеобщее знание.
• Латынь перестаёт быть научным языком – на ней только и преподавали и писали до начала 18 века – и на её место приходит французский. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь. • На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт (Jonathan Swift, 1667 -1745), знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера» , написал, например, сатирический рассказ "Битва книг" (The Battle of the books), опубликованный в 1704 г. • В притче о пауке и пчеле, содержащейся в этом рассказе, он прекрасно и остроумно выразил суть спора между сторонниками античной и современной литературы.
• Другое принципиальное отличие от прошлого: учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. • В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён от учёбы – женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютовианизм для дам» автора Фраческо Алгаротти (Francesco Algarotti, 1712 -1764).
Открытия • Большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона. • Коперник (1473— 1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. • Галилей (1564— 1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа. • Кеплер (1571— 1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики. • Ньютон (1643— 1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в. ), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д. ), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
Механическая картина мира Ньютона: • Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. • Любые события предопределены законами классической механики. • Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. • Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. • Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. • Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.
Вторая научная революция конца XVIII века — 1 -я половина XIX века • Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. • Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов. • Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой. • Возникает идея развития (биология, геология). • Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах. • Начало возникновения парадигмы неклассической науки. • Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности • Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием? »
Третья научная революция конец XIX века — середина XX века • • • • Фарадей — понятия электромагнитного поля Максвелл — электродинамика, статистическая физика Материя — и как вещество и как электромагнитное поле Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики. Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает. Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость Беккерель — радиоактивность Рентген — Лучи Томсон — элементарная частица электрон Резерфорд — планетарная модель атома Планк — квант действия и закон излучения
Третья научная революция конец XIX века — середина XX века (продолжение) • • • Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика) Зависимость знания от применяемых исследователем методов Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.
Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман: • «Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна — вы ошибались» .
Четвертая научная революция конец XX века • Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание» • Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д. ) • Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневая организация элементов системы и их саморегуляция. • Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайным воздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой. • Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и физике. • Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.
Четвертая научная революция конец XX века (продолжение) • Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические и биотехнологические (генная инжерения) объекты и т. д. • При изучении такого рода сложных систем идеал ценностнонейтрального исследования неприемлем. • Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональными познавательными формами. • Космология как научная дисциплина. • Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности.
Структура научных революций (англ. The Structure of Scientific Revolutions) (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм. Впервые работа была опубликована как монография в International Encyclopedia of Unified Science, затем как книга в издательстве University of Chicago Press в 1962. В 1969 Кун добавил послесловие к книге, в котором он ответил на критические замечания к первому изданию. Начало работы над книгой Кун датировал 1947 годом, когда он был студентом в Гарвардском университете и вёл курс «Наука» для гуманитариев младших курсов, используя исторические примеры. Позже Кун комментировал, что до этого момента он «не читал старых материалов по науке» . «Физика» Аристотеля была поразительно не похожа на работу Исаака Ньютона в области понятий материи и движения. Вывод, сделанный Куном, состоял в том, что понятия Аристотеля не представляли собой «плохого Ньютона» , а были другими.
Научные революции.pptx