Общественое движение.pptx
- Количество слайдов: 15
Общественное движение в России в 30 -50 годы XIX века. План урока: 1. Особенности общественного движения 30— 50 -х гг. XIX в. 2. Консервативное движение. 3. Либеральное движение. Западники и славянофилы. 4. Кружки 20— 30 -х гг. XIX в. 5. П. Я. Чаадаев.
Цели урока: 1. Показать исторические причины активизации общественного движения в 30— 50 -е гг. XIX в. и его особенности; 2. Охарактеризовать его основные направления, цели и задачи участников консервативного, либерального и социалистического движения; 3. Определить результативность общественного движения данного периода.
Основные понятия: общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие, народность» ; либерализм; социализм; революционеры; западники; славянофилы; общинный социализм. Основные даты: конец 20 -х — начало 30 -х гг. XIX в. — кружковый период общественного движения; конец 30 -х — начало 40 -х гг. XIX в. — формирование идеологии западничества и славянофильства; 40 -е — начало 50 -х гг. XIX в. — формирование революционного лагеря в общественном движении. Персоналии: С. С. Уваров; Н. Г. Устрялов; М. П. Погодин; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьев; К. С. и И. С. Аксаковы; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; В. Г. Белинский; П. Я. Чаадаев.
Общественные движения тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям
Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. Развивалось в условиях политической реакции Особенности общественного движения Разрыв с практикой жизни. Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения; Оформление либеральных и социалистичес ких движений
В этот период в общественном движении началось разделение на три идейных направления Основные направления в общественном движении Консервативное Либеральное Революционное Теория официальной народности Западники Славянофилы Кружки 20 -40 годов. Русский утопический социализм. С. Уваров Н. Греч М. Погодин Ф. Булгарин Хомяков Самарин Братья Аксаковы Грановский Соловьев Кавелин Тургенев Боткин Герцен Огарев Бакунин
Автор Уваров С. С. министр народного просвещения Теория официальной народности Самодержавие Православие Народность Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. Император обязан заботиться о своих подданных. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.
Какое содержание Уваров вкладывал в свою «триаду» — православие, самодержавие, народность? 1. Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. 2. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие 3. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. Что разделяло их позиции? Западники считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Славянофилы считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада
Либеральное движение. Западники и славянофилы Западники Славянофилы Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости Считали капитализм порочным. Считали возможной конституционную монархию. . Допускали сохранение самодержавия, но народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором. Отрицали особую роль крестьянской общины, считали её навязанной для удобства сбора налогов и управления. Подчеркивали дух коллективизма в России. Выступали за просвещение народа Считали нравственной религией – православие О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на мирный характер преобразований. З Н А Ч Е Н И Е: заложили основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
Революционно-социалистическое направление. Революционные и просветительские кружки 20 -40 годов Кружки братьев Критских, Сунгурова и др. Москва, университет 1826 -27 Литературное общество 11 нумера. Москва, 1830 -32. Обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования. Попытка продолжения Всего 6 человек, не декабристской идеологии, мысли о выросли в организацию цареубийстве. Жестокая расправа с членами кружка. В. Г. Белинский Обсуждение проблем России, чтение литературы Кружок Станкевича. 1831 -39, Москва Станкевич, Аксаков, Грановский, Бакунин Изучали философию Шеллинга, Канта, Гегеля. Осуждали крепостничество. Насилия не допускалось, считали важным просвещение. Кружок распался. Кружок Герцена и Огарева. 1831 -34, Москва Изучали идеи французских просветителей. Следили за Герцен, Огарев, Савин, революционными событиями на Западе. Сазонов. Полиция раскрыла кружок, ссылка, надзор полиции за членами.
Обсуждали проблемы России, Выступали против крепостничества и самодержавия. Пропаганда революционных идей, демократии. Кружок раскрыт, приговорены к расстрелу, в последнюю минуту расстрел заменили каторгой. Петрашевцы. 1845 -49. Москва, Петербург, Киев, Ростов Буташевич - Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Плещеев. и др Кирилло-Мефодиевское общество, 1845 -47. Украина Демократия, славянская республика, Шевченко, Костомаров, ликвидация крепостничества – основные Гулак идеи. Общество раскрыто. Главными особенностями революционной идеологии 40 -х-50 -х годов стали: 1. 2. 3. утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции.
Теория Русского или Общинного Социализма - основателем ее был А. И. Герцен. Зародышем социализма признавалась крестьянская поземельная община, а его основами считались: крестьянское общинное землевладение, равное право людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина. Император Сословия русского общества Чиновничество СОЦИАЛИЗМ – общество всеобщего Крестьянская равенства. община Крестьянская община Русский народ более, чем какой-либо другой готов к социалистическому переустройству. Община – ячейка социализма. В ней все равны и все решается сообща, по справедливости. Следует революционным путем уничтожить все структуры общества, стоящие над общиной. И настанет социализм.
5. Петр Яковлевич Чаадаев. Особое место в общественном движении занимал П. Я. Чаадаев. Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве» , что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт.
Вопросы и задания 7. Почему, на ваш взгляд, так популярны именно в 20— 30 -е гг. XIX в. стали кружки сторонников революционного изменения существующих порядков в России? 8. С чем было связано формирование в 40 -е гг. XIX в. на базе революционных кружков революционного движения? 9. В чем вы видите главное звено в теории «общинного социализма» ? На какие традиции и явления русской жизни она опиралась? 10. Какие внешние факторы определили рост революционного движения в стране в 40— 50 -е гг. XIX в. ? (Поражение революций 1848— 1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. ) 11. Какие вы можете назвать особенности революционной идеологии 40— 50 -х гг. XIX в. ? 12. Какую роль сыграло революционное движение в реформаторской деятельности властей? 14. Что явилось, на ваш взгляд, главным итогом развития общественного движения России в эти годы?
Домашнее задание: 1. § 11 – 12. Ответить на вопросы после параграфа; 2. Подготовка к проверочной работе
Общественое движение.pptx