3.Общественное движение 30-40.ppt
- Количество слайдов: 25
Общественное движение 30 -50 -х годов 19 века ( 1826 - 1855 ) В 30 -50 -х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей: — оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; — произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; — впервые консервативное направление получило собственную идеологию; — оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; — 1 участники общественного движения не имели возможности 1/ реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Консервативное направление. Теория "Официальной народности «(1832) Министр народного просвещения С. С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой «теорию официальной педагогики» . Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русского истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от «тлетворных» революционных идей Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым «продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т. е. возвращать русских к русскому» . До последнего времени историки считали «народность» в этой формуле лицемерным прикрытием главного элемента - «самодержавия» , 1/3 преувеличивая политическое содержание теории и не учитывая ее национальный характер.
Теория "Официальной народности" 2/3 Русские национальные начала по Уварову
Теория "Официальной народности" ( 1832 ) 3/3 Погодин
Либеральное движение западников и славянофилов Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства относится к концу 30 -х - началу 40 -х гг. Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и С- МСоловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью» . Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований 1/3 у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в. , славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние» . Даже
Либеральное движение западников и славянофилов ( 1830 - 1845 ) 2/3 Западники-основные идеи
Либеральное движение западников и славянофилов ( 1830 - 1845 ) 3/3 Славянофилы-основные идеи
Первые революционные общества 1/2
Кружок братьев Критских ( 1826 - 1827 ) В 1826 -1827 гг. в московской студенческой среде возник кружок братьев Критских, которые считали себя преемниками декабристов. Этот кружок просуществовал недолго и был вскоре разгромлен жандармами. 1/1
"Сунгуровское общество" ( 1831 ) К 1831 г. относится существование в Московском университете "Сунгуровского общества" (по имени бывшего воспитанника университетского пансиона Н. П. Сунгурова, выдававшего себя за члена сохранившейся декабристской организации). Общество, вынашивавшее планы революционного переворота, было разгромлено в зародыше. 1/1
Кружок Н. С. Станкевича ( 1833 - 1839 ) Члены кружка, в который в разные годы входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, К. С. Аксаков, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков, Ю. Ф. Самарин и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры и консерваторы, западники и славянофилы, представители различных течений русской общественной мысли. 1/3
Кружок Н. С. Станкевича ( 1833 - 1839 ) 2/3 Станкевич
Кружок Н. С. Станкевича ( 1833 - 1839 ) 3/3 Члены кружка Станкевича
«Литературное общество 11 -го нумера» ( 1829 - 1832 ) «Литературное общество 11 -го нумера» (1829 -1832 гг. ) во главе с В. Г. Белинским, критически оценивало существовавшую общественнополитическую действительность. 1/2
«Литературное общество 11 -го нумера» ( 1829 - 1832 ) 2/2 Image 00360
Студенческий кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева ( 1831 - 1834 ) 1/2 Студенческий кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева (1831 -1834 гг. ) с участием их ближайших друзей Н. И. Сазонова, Н. М. Сатина, А. Н. Савича, Н. Х. Кетчера и др. Члены кружка обсуждали и критически оценивали существующий строй, изучали труды французского социалиста К. А. Сен-Симона, и, по словам Герцена, «проповедовали ненависть к всякому насилью» . Их политические взгляды характеризовались неопределенностью.
Студенческий кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева ( 1831 - 1834 ) 2/2 Огарев и Герцен
Кирилло-мефодиевское общество на Украине ( 1846 - 1847 ) 1/1 Революционное движение в России возникло в 40 -50 -е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилломефодиевское общество на Украине (1846 -1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федераций (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря - сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).
Первые революционные общества ( 1840 - 1855 ) 2/2 80 и
Общество Петрашевского ( 1845 - 1848 ) 1/2 В 40 -е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество, сложившееся в 1845 г. в Петербурге вокруг М. В. Буташевича. Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, ученый-географ П. П. Семенов, пианист А. Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848 г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России. В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.
Общество Петрашевского ( 1845 - 1848 ) 2/2 Петрашевцы
Философические письма» Чаадаев ( 1829 - 1831 ) 1/2 Особое место в общественной мысли и общественном движении 3050 -х гг. занимал Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1856) - мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823 -1826 гг. жил за границей, где оформились его философско-исторические взгляды. В своих «Философических письмах» (1829 -1831) Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории ( «одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его» ), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве» , которые препятствуют ее историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.
Философические письма» Чаадаев ( 1829 - 1831 ) 2/2 Чаадаев
"Мрачное семилетие" ( 1848 - 1855 ) После европейских революций 1848 -1849 гг. политика подавления инакомыслия, проводившаяся Николаем I, усилилась: запрещен был выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы и т. д. В результате интенсивность общественного движения понизилась. Начало тяжелой для России Крымской войны 1853 -1856 гг. также не способствовало его активизации. Лишь в эмиграции наблюдалась некоторая активность. В 2 Лондоне Герцен основал в 1853 г. Вольную русскую 1/ типографию, где печатались листовки и с 1855 г. альманах «Полярная звезда» .
"Мрачное семилетие" ( 1848 - 1855 ) 2/2 Николай I
3.Общественное движение 30-40.ppt