к уроку 54.pptx
- Количество слайдов: 25
Общественно-политическая жизнь в середине 60 -х – середине 80 -х годов
Концепция «развитого социализма» Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса Концепция «развитого социализма» Теория перманентного обострения идеологической борьбы двух систем по мере продвижения к коммунизму
На праздновании 50 -летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества» , оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма» Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена Концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя»
Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму Тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм» В 1982 г. Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период
Противоречия в развитии художественной культуры Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины» , выработанной еще при Хрущеве Это означало отказ от двух крайностей - очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности - с другой Прозвучали требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма) «Один день Ивана Денисовича»
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика С середины 70 -х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес Во второй половине 60 -х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры, усилилась цензура Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов
Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей Александр Солженицын Василий Аксенов Иосиф Бродский Виктор Некрасов
Андрей Тарковский Юрий Любимов М. Ростропович Г. Вишневская Александр Галич Объективно противостояли идеологии застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин)
Специфической чертой культуры 60 -70 -х гг. была так называемая «магнитофонная революция» Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава
«Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.
Оскар Рабин В 1946– 1948 учился в Академии художеств в Риге, потом — в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, из которого был отчислен «за формализм» .
Евгений Рухин Его имя прочно ассоциируется с диссидентским движением: при жизни его выставки с успехом проходили в США, а в 1966– 1967 годах несколько «персоналок» состоялись даже в Ленинграде. Снискал известность как автор композиционных натюрмортов, в которых часто изображались инструменты.
Владимир Немухин Немногий из ныне здравствующих художников -"шестидесятников", добившийся прижизненного признания. Его работы уже нашли место в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, Metropolitan в Нью. Йорке и др. Фирменный живописный и графический прием - изображение игральных карт, ситуаций и композиций. «Карты»
Лидия Мастеркова Прямая наследница русских авангардисток 20 -х годов. Она участвовала во всех «лианозовских» выставках 60 -х – 70 -х, но всегда шла своим, неповторимым путем поиска цветовых решений и пластической новизны.
Юрий Жарких Родился в 1938 году, приехал в Ленинград в 50 -х учиться в Высшем военноморском училище. Потом стал художником, учился в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, вошел в круги "неформальных" художников Ленинграда и Москвы. «Адам»
Классика советского кино Режиссер Л. Гайдай 1973 г. 1969 г. 1965 г.
Классика советского кино Режиссер Э. Рязанов 1977 г. 1975 г. 1966 г.
Классика советского кино Реж- ры: В. Меньшов Г. Данелия И. Масленников 1980 г. 1975 г. 1983 г.
Классика советского кино Реж- ры: Т. Лиознова 1973 г. С. Говорухин 1979 г. Л. Быков 1973 г.
Ростки «антисистемы» Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным К середине 60 -х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национальноосвободительные, религиозные организации и движения Диссиде нт (лат. dissidens — отступник) - человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официально установленными в стране, где он живёт; политический инакомыслящий В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей
В 1967 г. подверглись аресту поэт Юрий. Галансков и публицист А. Гинзбург В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневекая, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др. ) Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Андрей Дмитриевич Сахаров В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.
В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3 -го ранга B. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь. . . » Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой» . Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом Валерий Саблин
Домашнее задание • § 45
к уроку 54.pptx