Группа 139 Авсюк Алена, Майорова Светлана..pptx
- Количество слайдов: 18
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ Подготовили: Студентки 1 курса лечебного факультета группы № 139 Авсюк Алёна, Майорова Светлана.
Официально-охранительная идеология Самодержавие: ü Самодержавие единственно возможная форма правления в России; ü Крепостное право - благо для народа и государства. «Теория официальной народности» графа С. С. Уварова
Официально-охранительная идеология Православие: ü Глубокая религиозность и приверженность христианству; ü Православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Консервативные историки С. П. Шевырев и М. П. Погодин, преподавания в школах и университетах.
Официально-охранительная идеология Народность: ü Необходимо придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние; ü Противопоставление спокойной, устойчивой, благолепно-тихой России мятущемуся, разлагающемуся Западу. Литераторы Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник, пропаганда в печати.
Идеологи общественно-политических течений об исторических судьбах Отечества Декабристы: П. И. Пестелем «Русская правда» ü Республика, власть в которой до осуществления необходимых буржуазнодемократических преобразований сосредоточилась в руках Временного революционного правительства; ü Высший исполнительный орган - Державная дума; ü Во главе России президент; ü Россия должна оставаться единой и неделимой; ü Освобождение крестьян - «святейшая и непременнейшая» обязанность Временного правительства; ü Все граждане равны в правах. Н. М. Муравьевым «Конституция» ü Конституционная монархия, где исполнительная власть принадлежит императору, а законодательная двухпалатному парламенту, народному вече; ü Избирательное право; ü Источник всей государственной жизни – народ; ü Император - «верховным чиновник Российского государства» ; ü «Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным» .
Идеологи общественно-политических течений об исторических судьбах Отечества Западники: ü Русская действительность отсталая и подлежит беспощадной реформе; ü Реформы Петра - начало вхождения России во всемирную историю; ü Отрицание самодержавной власти; ü За конституционномонархическую форму правления западноевропейского образца; ü За отмену крепостного права; ü За самоценность человеческой личности как носителя разума - идея свободной личности. Представители: , К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский И. С. Тургенев, И. А. Гончаров.
Идеологи общественно-политических течений об исторических судьбах Отечества ü ü ü ü Славянофилы Идеал православия и самодержавия - в московской эпохе; Церковь независима от государства государство «земское» , в котором: «правительству сила власти, земле – сила мнения» ; Идея корпоративности, «соборности» ; Государственный строй, созданный Петром Великим, «утешает народный дух» , а не выражает его; Современный строй считали извращенным; От официальных сфер держались очень далеко, вызывая на себя не только подозрения, но и гонение. Представители: А. С. Хомяков И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. А. Аксаков
Либерализм ü философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. ü В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.
Классический либерализм и его судьба в России Представления: ü Критика николаевской России; ü Крепостного право - лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России; ü За освобождение крестьян с землей; ü За введение в стране политических свобод; ü Ограничение самодержавной власти; ü Негативное отношение к революции; ü За реформистский путь решения основных социальных вопросов России.
Три этапа исторического развития 1. Первый этап — «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» — по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию. 2. Второй этап — либерализм постреформенного периода, «охранительный» , или консервативный либерализм. 3. Третий этап — «новый» либерализм начала века, социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное человеческое существование» .
Современный либерализм Идеи либералов продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия? • страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима; • страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.
Российский марксизм Плеханов отстаивал научноматериалистическое мировоззрение марксизма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом. Уже в первых своих работах, направленных против идеологии русского народничества, он подверг критике идеалистическую философию и социологию народников, смыкавшихся в западноевропейскими позитивистами. Монистический принцип в диалектическом материализме.
Российский марксизм Плеханов стремился раскрыть структуру общественной жизни, взаимосвязь и взаимодействие ее различных сторон, предложив так называемую пятичленку: 1. «Состояние производительных сил; 2. Обусловленные им экономические отношения; 3. Социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе» ; 4. Определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека; 5. Различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики» .
Российский марксизм Ленин в работе «О значении воинствующего материализма» выдвинул следующие задачи: ü установление тесного союза между философами-коммунистами и всеми материалистами для борьбы с философским идеализмом и фидеизмом, ü заключение союза между философами-коммунистами и представителями естествознания в целях диалектикоматериалистического обобщения открытий в естествознании, ü дальнейшее развитие диалектики и развитие научного атеизма. ü «Воинствующий материализм не может не быть воинствующим атеизмом» , - считал Ленин.
Общественно-политическая мысль России ü Почвенничество — течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. ü Представители XIX века: Братья Фёдор и Михаил Достоевские Аполлон Григорьев Николай Страхов и др. ü Идея сближения «образованного общества» с народом, «национальной почвой» на религиозноэтической основе; ü Против крепостнического дворянства и бюрократии; ü «слитие образованности и её представителей с началом народным» - залог прогресса в России; ü За развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.
Общественно-политическая мысль России ü Анархизм - политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. ü Уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком; ü Заменить сотрудничеством индивидов власть; ü Общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника; ü Все виды власти должны быть ликвидированы.
Общественно-политическая мысль России • Народничество - идеология, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поиске своих корней, своего места в мире. • Изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы; • Противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества от традиционно феодальных к буржуазным экономическим и политическим отношениям.
Список используемой литературы: 1. Фомина А. С. История модернизации в России. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М. , 2003. - 42 с. 2. Модернизация России/http: //xreferat. com/(14. 11. 2015); 3. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М. , 1989. С. 66 4. Модернизация России/http: //allbest. ru/(15. 11. 2015);
Группа 139 Авсюк Алена, Майорова Светлана..pptx