Скачать презентацию Общая теория права курс лекций профессора А В Скачать презентацию Общая теория права курс лекций профессора А В

Тема 12. Социальное государство.pptx

  • Количество слайдов: 54

Общая теория права курс лекций профессора А. В. Полякова Тема № 12. Социальное государство Общая теория права курс лекций профессора А. В. Полякова Тема № 12. Социальное государство

Истоки идеи социального государства Л. Фон Штейн (1815 – 1890) немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, Истоки идеи социального государства Л. Фон Штейн (1815 – 1890) немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, экономист, советник японского правительства, автор идеи социального государства. Сторонник идей надклассовой социальной монархии, критик марксистского коммунизма, идейный предшественник правой социалдемократии.

продолжение • До ХIХ в. сторонники идеи правового государства обращали внимание на формальные моменты продолжение • До ХIХ в. сторонники идеи правового государства обращали внимание на формальные моменты государства, на его правовую организацию ради реализации идеи личной свободы. В середине ХIХ века внимание было обращено и на материальную составляющую государства – на экономику, на сферу распределения материальных благ

продолжение • Штейн одним из первых среди ученыхюристов обратился к изучению идей социализма, связал продолжение • Штейн одним из первых среди ученыхюристов обратился к изучению идей социализма, связал проблему классовой борьбы с собственностью и выдвинул идею правового и социального государства, в котором государство, занимая надклассовую позицию, обеспечивает, в первую очередь, решение социального вопроса.

продолжение • Социальное государство по Штейну обязано: 1) поддерживать абсолютное равенство в правах как продолжение • Социальное государство по Штейну обязано: 1) поддерживать абсолютное равенство в правах как для всех общественных классов, так и для отдельной личности; 2) способствовать экономическому и общественному прогрессу для всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого. Только при соблюдении этих условий можно говорить о социальном государстве.

Социальное государство по Лоренцу фон Штейну • три идеи, лежащие в основе социального государства: Социальное государство по Лоренцу фон Штейну • три идеи, лежащие в основе социального государства: • 1) Представление о государстве и обществе как двух противоборствующих началах. Общество состоит из двух классов – собственников и несобственников (пролетариата и буржуазии). Примирение между ними возможно только через государство; • 2) Противоречие между трудом и капиталом (рабочий вопрос);

продолжение • 3) Собственность как средство разрешения данного противоречия. Разрешается путем обеспечения возможности приобретать продолжение • 3) Собственность как средство разрешения данного противоречия. Разрешается путем обеспечения возможности приобретать каждым человеком собственность в размере, необходимом ему для его благосостояния. Для этого государство из инструмента частных интересов должно превратиться в орудие общей пользы. • Необходимо разрешить «рабочий вопрос» в рамках капиталистической системы (средства: «социальная» монархия как конституционная монархия + рабочее законодательство).

Два подхода к пониманию идеи социального государства Узкий это государство, в котором разрешается социальный Два подхода к пониманию идеи социального государства Узкий это государство, в котором разрешается социальный вопрос: противоречие между трудом и капиталом Широкий идеал, который основывается на гармонии двух начал, - частного и публичного, обеспечивая достоинство существования человеческой личности

Признаки социального государства 1) Наличие социально ориентированных экономики, политики и права; 2) Закрепление и Признаки социального государства 1) Наличие социально ориентированных экономики, политики и права; 2) Закрепление и реализация основных социальных прав и свобод человека; 3) Установление механизмов социальной солидарности и социальной справедливости (в том числе механизмов выравнивания возникшего социального неравенства); 4) Обеспечение достойного уровня жизни и свободного развития человека; 5) Наличие специальных мер поддержки социально уязвимых слоев общества.

продолжение • В современном мире термин «социальное государство» получил широкое распространение после его закрепления продолжение • В современном мире термин «социальное государство» получил широкое распространение после его закрепления в 1949 г. в Конституции ФРГ. Государство в ней определяется как “sozialer Rechtsstaat”. • Предполагает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. • Это новые функции государства в условиях постиндустриального общества в сфере распределения материальных благ.

Государство благосостояния (всеобщего благоденствия) • В англоязычном мире используется аналогичный термин “welfare state” – Государство благосостояния (всеобщего благоденствия) • В англоязычном мире используется аналогичный термин “welfare state” – «государство благосостояния» . Это такое государство, которое берет на себя активную роль в управлении экономическими и социальными процессами и выделяет существенную часть своих ресурсов для обеспечения большего равенства в сфере доходов, здравоохранения, обеспечения жильем и образования. • Характеризуется стремлением к обеспечению полной занятости, к уменьшению неравенства шансов при участии в общественной и политической жизни. • «Государство благосостояния» более всеобъемлюще, чем «социальное государство» . Но чаще всего они употребляются как синонимы.

Базовые ценности социального государства • Социальная справедливость • Человеческое достоинство Не свобода (как в Базовые ценности социального государства • Социальная справедливость • Человеческое достоинство Не свобода (как в либерализме), а достоинство. Свобода требует невмешательства. Достоинство – вмешательства, предоставления, это притязание на нечто позитивное.

Уровни социального государства • 1) Государство «позитивной социальной защиты» . Индивидуализм и минимально необходимый Уровни социального государства • 1) Государство «позитивной социальной защиты» . Индивидуализм и минимально необходимый уровень социальной защиты как социального контроля над обществом. • 2) Государство «социальной безопасности» . Проводит политику полной занятости, обеспечивающей всем гражданам получение доходов не ниже прожиточного минимума, гарантирующее равенство социальных шансов, но не материальное равенство граждан. • 3) «Социальное государство всеобщего благосостояния» . Принципы равенства, солидарности, корпоративизма. Функционируют постоянные государственные и общественные социальные службы, призванные обеспечить полную занятость, способствовать сглаживанию различий в доходах, сотрудничеству с профсоюзами.

Отличия социального государства от государств, осуществляющих социальную поддержку • 1) Имеет законодательную базу, вырабатываемую Отличия социального государства от государств, осуществляющих социальную поддержку • 1) Имеет законодательную базу, вырабатываемую на общенациональном уровне. • 2) Гарантирует определенный уровень дохода при наступлении стандартных рисков утраты источников дохода (болезнь, инвалидность, старость и т. п. ). • 3) Получение социальных выплат не влечет политической дискриминации. • 4) Система страхования носит обязательный характер. К финансированию привлекаются государство и работодатели.

История формирования сг. • Первой идеи социального государства попыталась воплотить Германия в последней четверти История формирования сг. • Первой идеи социального государства попыталась воплотить Германия в последней четверти ХIХ века. Бисмарк создает систему обязательного страхования на случай болезни (1883), от несчастного случая на промышленном предприятии (1884), а также при инвалидности и по старости (1889). Большинство европейских государств вскоре последовали примеру Германии. Так, во Франции и Норвегии пособия по безработице были введены уже в начале ХХ века (в 1905 и 1906 годах). Для многих государств это был переход от полицейского государства к социальному.

Причины и условия возникновения социального государства • Индустриализация. Снизилась роль традиционных институтов, оказывавших социальную Причины и условия возникновения социального государства • Индустриализация. Снизилась роль традиционных институтов, оказывавших социальную помощь (профессиональные гильдии, клановые семейства). • 2) Бюрократизация. Социальное обеспечение возможно только при существовании развитой национальной государственной службы. • 3) Демократизация. Люди бояться риска и стремятся коллективизировать его там, где это возможно. Таким образом, коллективное финансирование и расходование средств на социальное обеспечение является следствием введения всеобщего избирательного права. • 4) Рост рабочего класса. • 5) Капитализация. • Социальное государство представляет собой своего рода закономерность социального развития, и сегодня практически все индустриально развитые демократические государства являются, в той или иной степени, государствами социальными.

Модели (концепции) социального государства: • Либеральная (неолиберальная) концепция социального государства. К началу ХХ века Модели (концепции) социального государства: • Либеральная (неолиберальная) концепция социального государства. К началу ХХ века на Западе сложилась либеральная модель социального государства. Ее суть – в утверждении, что свобода сама все самоорганизует. Рыночная экономика должна привести к общественному благосостоянию и никакого вмешательства государства в эти процессы не потребуется. Во всяком случае, это вмешательство, если и необходимо, должно быть лишь корректирующим и минимальным.

продолжение • Кризис либеральной мысли первой четверти ХХ века привел к необходимости ее существенной продолжение • Кризис либеральной мысли первой четверти ХХ века привел к необходимости ее существенной ревизии. У неолибералов приверженность идеям классического либерализма (гражданские права, включая приоритетное право частной собственности, всеобщее избирательное право, политические свободы) совмещалась с идеей использования ничем не ограниченного рынка в качестве средства выравнивания материального положения членов общества и улучшения жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения. • Эти теоретики (неолибералы) до 2 мировой войны и после нее выступали против экономического планирования в масштабах государства ( «новый курс» Рузвельта). Во главе этого направления долгие годы – Фридрих Август фон Хайек (1899 – 1992).

продолжение • Новый подъем неолиберализма имел место в 70 -80 года прошлого века. Он продолжение • Новый подъем неолиберализма имел место в 70 -80 года прошлого века. Он совпал с кризисом т. н. «неокейнсианства» . Основной лозунг - к перераспределению благ надо относиться с опаской. Были использованы идеи о 1) децентрализации, 2) свертывании государственного сектора в системе смешанной экономики, 3) о сокращении государственных расходов, 4) о необходимости ограничения деятельности государства. • Неолибералы считают принципиально невозможным достижение в современном обществе социальной справедливости и не верят в возможность социального совершенствования, но признают необходимость определенной заботы о наименее обеспеченных слоях населения.

продолжение • Для этого предлагается создать такую систему социального обеспечения, которая бы несколько сглаживала продолжение • Для этого предлагается создать такую систему социального обеспечения, которая бы несколько сглаживала социальное неравенство. При этом недопустимо подрывать мотивацию к труду и мешать предпринимательству. • Неолибералы критикуют государственную бюрократию с ее разросшимся аппаратом управления, чрезмерной регламентацией и монополизмом в решении общественных проблем. Монополизм и всевластие бюрократии ведут к экономическому застою и способствуют нежелательному доминированию государства над обществом.

 Современное неолиберальное видение специфики социального государства • Инструменты перераспределения доходов (через налогообложение) следует Современное неолиберальное видение специфики социального государства • Инструменты перераспределения доходов (через налогообложение) следует использовать так, чтобы помощь поступала только тем, кто без нее действительно, не может нормально существовать. • Необходимо упростить функции социального государства. Основной функцией должно остаться гарантирование всем гражданам минимального уровня цивилизованного существования, преимущественно за счет выплаты налоговых компенсаций и поддержания гарантированного минимального уровня доходов.

продолжение • Следует четко определить соотношение между объемом государственных обязательств и размерами индивидуальных налоговых продолжение • Следует четко определить соотношение между объемом государственных обязательств и размерами индивидуальных налоговых платежей, что необходимо для решения проблемы финансирования принятых государством социальных программ. (Нужно не обещать только, а делать). • Необходимо установление новых отношений между государственными и частными ведомствами социальных служб. Например, в развитие идеи децентрализации, предоставить больше возможностей для развития муниципальных социальных служб. • Основной рецепт: меньше государства, больше децентрализации.

Консервативная модель социального государства • Консерваторы видят в социальном государстве результат усилий не только Консервативная модель социального государства • Консерваторы видят в социальном государстве результат усилий не только рабочих партий, но различных политических сил. • Консерваторы считают проект социального государства своим проектом, а не детищем социализма. • Социальное государство – естественный продукт взаимоотношений между людьми и государством в демократическом обществе. Между государством и людьми должны существовать отношения партнерства. • Развитие социального государства является ответом на социальные болезни, существующие в демократическом обществе, на потребности здравоохранения, на нищету или страдания в старости. Эти бедствия должны быть облегчены, так как их существование угрожает общественному порядку.

продолжение • Консерваторы верят в «единую нацию» и в «общее благо» для страны. Никакое продолжение • Консерваторы верят в «единую нацию» и в «общее благо» для страны. Никакое количество «свободы» , «выбора» , популизма или неолиберальной риторики не могут ни отрицать этого, ни сами по себе решить все проблемы. • Для консерваторов в целом характерен патерналистский взгляд на ответственность государства. • Консерваторы особо подчеркивают необходимость социальной стабильности и порядка как одной из движущих сил в становлении и развитии социального государства. Стабильность и порядок служат основой общественной жизни, и обеспечение их является прямой обязанностью государства.

продолжение Консерваторы - противники эгалитаризма. Они также противники «конструктивистского рационализма» (социального утопизма) - любимого продолжение Консерваторы - противники эгалитаризма. Они также противники «конструктивистского рационализма» (социального утопизма) - любимого «детища» как социалистов, так и либералов.

продолжение • Консерваторы оправдывают главенствующую роль государства в социальном обслуживании населения следующими аргументами: 1) продолжение • Консерваторы оправдывают главенствующую роль государства в социальном обслуживании населения следующими аргументами: 1) Хотя капитализм является единственным приемлемым строем, у него также есть слабые стороны, в частности, рыночная экономика не может функционировать в интересах всего общества без вмешательства со стороны государства.

продолжение 2) Если не все, то некоторые, наиболее неприемлемые для общества социальные порождения капитализма продолжение 2) Если не все, то некоторые, наиболее неприемлемые для общества социальные порождения капитализма могут быть сглажены при помощи правительственных действий; 3) Необходим баланс между экономической и социальной политикой. Нельзя надеяться, что сильная экономика сама по себе все наладит. Любое государство нуждается в социальной политике для компенсации нежелательных результатов функционирования рыночной системы. Однако для эффективной социальной политики нужна сильная экономика.

продолжение 4) Государство может развивать только один вид равенства – равенство возможностей. Это допускает продолжение 4) Государство может развивать только один вид равенства – равенство возможностей. Это допускает возможность быть неравным после предоставления справедливых и равных возможностей. 5) Для консерваторов характерно признание того, что общество держится только благодаря моральным связям и вытекающей из нее социальной солидарности. Именно благодаря этому возникает самое фундаментальное обязательство – обязательство гарантировать даже самым униженным членам общества средства к существованию и обеспечение достойной жизни.

продолжение 6) Консерваторов характеризует вера в возможность социального совершенствования, а не просто в необходимость продолжение 6) Консерваторов характеризует вера в возможность социального совершенствования, а не просто в необходимость компенсации недостатков рынка. • Современный умеренный консерватизм стремиться соединить традиционные консервативные ценности с ценностями либеральными. Возникает своеобразная либерально-консервативная модель социального государства. Ее воплощение можно найти, например, в программе «Христианскодемократического союза Германии» , принятой на 5 съезде партии в 1994 г. под характерным названием «Свобода в ответственности» .

Социал-демократическая концепция социального государства • Идея социального государства чаще всего связывается именно с социал-демократией. Социал-демократическая концепция социального государства • Идея социального государства чаще всего связывается именно с социал-демократией. Отсюда и общность их названий. Это путь социального реформизма, путь социализма. • Социальное государство рассматривается как результат длительной борьбы рабочего класса против класса капиталистов, как важный шаг на пути превращения капитализма в демократический социализм.

продолжение • Если либералы делают акцент на свободе, консерваторы – на солидарности и ответственности, продолжение • Если либералы делают акцент на свободе, консерваторы – на солидарности и ответственности, то демократы подчеркивают приоритет равенства и связанной с ним справедливости. • Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в юридических и социальных возможностях.

продолжение • Прекращение дискриминации и обеспечение равенства может быть обеспечено при соблюдении двух условий: продолжение • Прекращение дискриминации и обеспечение равенства может быть обеспечено при соблюдении двух условий: 1) Повышение требований общества к предпринимателям и государству с целью получения трудящимися компенсации за их физическое, умственное и социальное неравенство; 2) Борьбы за освобождение граждан от их зависимости от собственников средств производства и от тех, кому принадлежит политическая власть.

продолжение • Примером воплощения социал-демократической модели социального государства можно назвать Швецию. • Идеологическую базу продолжение • Примером воплощения социал-демократической модели социального государства можно назвать Швецию. • Идеологическую базу шведской модели образуют идеи «общего долга народа» . Согласно им, коммуны граждан и государство являются общим домом шведского народа. В хорошем доме нет и не может быть угнетателей и угнетенных, а есть взаимопомощь, равенство и забота о ближних. В этом доме нет места насилию, а должны царить компромисс, согласие, чувство солидарности.

продолжение • В программе социал-демократической рабочей партии Швеции и шведских профсоюзов закреплены следующие требования продолжение • В программе социал-демократической рабочей партии Швеции и шведских профсоюзов закреплены следующие требования к государству: 1) Социальные инвестиции на нужды будущего развития, т. е. меры, обеспечивающие, во-первых, воспитание и обучение подрастающего поколения и, во-вторых, развитие и совершенствование системы здравоохранения; 2) Оказание различных видов материальной помощи в виде пособий на детей, жилье, лекарства и т. д. 3) Оказание материальной помощи при различных несчастных случаях на производстве.

продолжение • Основными целями государственной социальной политики, реализуемой шведскими социалдемократами, являются: - справедливое и продолжение • Основными целями государственной социальной политики, реализуемой шведскими социалдемократами, являются: - справедливое и равномерное распределение доходов, обеспечение всем гражданам достойных условий жизни; - вмешательство в отношения между различными классами шведского общества для улучшения жизненных условий в первую очередь наименее обеспеченных слоев населения, защита интересов трудящихся; - стимулирование экономического роста с помощью регулирования потребления определенных слоев общества.

продолжение • Механизмами реализации этой политики выступают: - централизованное коллективно-договорное регулирование отношений профсоюзов и продолжение • Механизмами реализации этой политики выступают: - централизованное коллективно-договорное регулирование отношений профсоюзов и предпринимателей; - централизованное регулирование заработной платы; - централизованное принятие решений об использовании против предпринимателей и государства забастовок; - исключение влияния на решения правительства и профсоюзов со стороны ВПК.

окончание • Механизм шведской модели социального государства «настроен» на реализацию политики социального консенсуса, направленную окончание • Механизм шведской модели социального государства «настроен» на реализацию политики социального консенсуса, направленную на расширение прав трудящихся на производство, на укрепление общественного, коллективного сектора экономики, повышение социальной защищенности трудящихся. Осуществляется философия и политика классового сотрудничества.

Феменистская концепция социального государства • Фемини зм (от лат. femina, «женщина» ) — общественно-политическое Феменистская концепция социального государства • Фемини зм (от лат. femina, «женщина» ) — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты прав (личных, политических, социальных и др. ). • В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества (дается философское обоснование). В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение исторически сложившейся дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

продолжение • Начало европейского феминизма - конец XVIIIго — начало XIX-го века. Основная идея продолжение • Начало европейского феминизма - конец XVIIIго — начало XIX-го века. Основная идея - женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века. • Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775— 1783).

продолжение • Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый продолжение • Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. • Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок» .

продолжение • Феминистская теория - это философскокультурологический анализ понятия пола. • Помимо биологических отличий продолжение • Феминистская теория - это философскокультурологический анализ понятия пола. • Помимо биологических отличий между людьми существует разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках.

продолжение • Многие этнографы продемонстрировали относительность тех социальных норм, которые в западной культуре выстраиваются продолжение • Многие этнографы продемонстрировали относительность тех социальных норм, которые в западной культуре выстраиваются на основании биологического пола, а затем представляются как аксиомы культуры. Исторические исследования, проведенные в 70 - 80 -е годы с использованием этих идей, показали, что представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества.

продолжение • Теоретики феминизма пришли к идее о необходимости различать биологический пол (англ. sex) продолжение • Теоретики феминизма пришли к идее о необходимости различать биологический пол (англ. sex) как совокупность анатомобиологических особенностей и социальный пол (англ. gender) как социокультурный конструкт, который общество "надстраивает" над физиологической реальностью. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

продолжение • Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или продолжение • Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а - выполнять те или иные социополовые (гендерные) роли. Именно это имела в виду С. де Бовуар, когда сказала: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся".

Симона де Бовуар (1908 – 1986) Симона де Бовуар (1908 – 1986)

продолжение • Исторически сложились два культурносимволических ряда: 1) мужское – рациональное – духовное – продолжение • Исторически сложились два культурносимволических ряда: 1) мужское – рациональное – духовное – божественное -. . . культурное; 2) женское – чувственное – телесное – греховное -. . . природное.

продолжение • В отличие от первого - биологического - аспекта пола, в двух других продолжение • В отличие от первого - биологического - аспекта пола, в двух других его аспектах - социальном и культурно-символическом - содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как "мужское" или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как "женское" - негативным, вторичным и субординируемым. Мужчина и мужские предикаты доминируют в обществе.

продолжение • Гендерная асимметрия (неравенство) является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, продолжение • Гендерная асимметрия (неравенство) является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире. • Одна из задач, которые ставит перед собой феминистская философия - обнаружение гендерной детерминированности метатеоретических основ науки и традиционной западной гуманитаристики, и в первую очередь философии.

продолжение • Основная идея феминистского подхода к социальному государству – социальное государство следует рассматривать продолжение • Основная идея феминистского подхода к социальному государству – социальное государство следует рассматривать сквозь призму женского вопроса. Феминистский анализ по-новому раскрывает природу социального государства. В его основе лежит представление о подчиненном положении женщин в обществе и о необходимости через социальное государств изменить это положение.

окончание • Женщины представляют собой группу, эксплуатируемую мужчинами. Корни этой эксплуатации видят в биологической окончание • Женщины представляют собой группу, эксплуатируемую мужчинами. Корни этой эксплуатации видят в биологической природе мужчин и женщин. В наибольшей степени это неравенство проявляется в семье, где и требуются коренные изменения. • Социальное государство развивалось главным образом в интересах мужчин, являясь инструментом сохранения их превосходства ради мужского комфорта, власти и привилегий. Все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто реальное равенство между социальной и экономической политикой государства. До тех пор, пока сохраняется приоритет за экономикой, на первом месте всегда будут интересы тех, кто создает материальную основу жизни общества (интересы мужчин). Интересы же тех, кто занят в социальной сфере (интересы женщин) будут отступать на второй план.

Права и свободы человека и гражданина • Всеобщая Декларация прав человека закрепила следующие гражданские Права и свободы человека и гражданина • Всеобщая Декларация прав человека закрепила следующие гражданские и политические права: • - право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность; • - на признание правосубъектности; • - на равную защиту от дискриминации; • - на восстановление в правах (право на защиту права); • - право на справедливое судебное разбирательство; • - право на презумпцию невиновности; • - право на защиту частной жизни; • - право свободно передвигаться и выбирать местожительства; • - право убежища; • - право на гражданство; • - право на вступление в брак и создание семьи; • - свобода совести и мысли; • - свобода мирных собраний и ассоциаций; • - право избирать и быть избранным; • - право равного доступа к государственной службе.

Социальные права • - право на труд; • - право на свободный выбор труда; Социальные права • - право на труд; • - право на свободный выбор труда; • - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд; • - право на защиту от безработицы; • - право на создание профсоюзов; • - право на отдых, досуг и оплачиваемый отпуск; • - право на необходимый жизненный уровень (пища, одежда, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, социальное страхование); • - право на особую защиту материнства и детства; • - право на образование.

продолжение • В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. добавлены: продолжение • В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. добавлены: • - право на справедливые и благоприятные условия труда; • - право на здоровье. • Наиболее полный перечень основных социальных прав в Европейской социальной хартии 1996 г. • Можно выделять: • Экономические права – • Право на экономическую деятельность; • Право частной собственности; • Культурные права – • Право на свободу творчества; • Право на участие в культурной жизни;

окончание • Социальные права – их можно также поделить на группы: • Права, связанные окончание • Социальные права – их можно также поделить на группы: • Права, связанные с обеспечением средств существования и установлением контроля государства за отношениями работника и работодателя в процессе труда: права, связанные с защитой от безработицы и права, гарантирующие соответствие доходов необходимым расходам; • Права, гарантирующие достойный жизненный уровень: право на достижение наивысшего уровня здоровья; право на бесплатное начальное и среднее образование; право на участие в социальном страховании; право на достойный жизненный минимум; право на обслуживание. • Права, направленные на особую защиту отдельных групп населения.