Образы Спаса. Интернет.ppt
- Количество слайдов: 19
Образы Спаса (то есть Спасителя, Иисуса Христа)
Спас Нерукотворный Евангелие никаких сведений о внешнем облике Христа не содержит, но сохранилась легенда о Нерукотворном Образе, которая гласит, что художник Анания должен был написать портрет Христа, по просьбе царя Авгаря, но не смог. Тогда Иисус Христос взял чистый плат и, умыв лицо, отер его, в результате чего на плате чудесным образом отпечатался Его лик. Так возник «Нерукотворный Образ» , то есть «Спас Нерукотворный» , На Руси повторения «Спаса Нерукотворного» часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах, надеясь на его защиту. Многочисленны были и иконы, воспроизводившие Нерукотворный Образ. Древнейшая из дошедших до нас подобная икона — «Спас Нерукотворный» , созданный в XII в. в Новгороде. По мнению московских археологов, эту икону написал Олисей Петрович Гречин.
Спас Нерукотворный создан в XII в. в Новгороде.
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. XVII в.
Спас Вседержитель В древнерусском искусстве распространенным типом изображения был Спас Вседержитель (Пантократор). Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке. Правая рука, десница, поднята в жесте обращенного к этому миру благословения. Спас-Вседержитель в течение многих веков изображался в куполах церквей. Раннее из дошедших до нас изображений — мозаика Киевской Софии.
Пантократор. Мозаика Киевской Софии XI в.
Феофан Грек. Пантократор. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. в Новгороде. XIV в.
Феофан Грек. Пантократор. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. в Новгороде. XIV в.
Самая знаменитая икона — Спас из так называемого Звенигородского чина, созданного Андреем Рублевым. Этот Спас был центром композиции Деисуса.
«Звенигородский Спас» . А. Рублев. (Это был тоже Спас Вседержитель)
Спас Вседержитель. Ярославская школа середина XIII в.
«Спас на престоле» С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, изображался Христос и в распространенных на Руси композициях «Спас на престоле» . Воссев на престоле (троне), Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и ми ром. Именно эти образы Спаса на престоле несут в себе более отчетливое, чем просто образы Спаса Вседержителя, напоминание о грядущем суде Владыки мира. В качестве примера можно привести «Спас на престоле» , созданный в XIII в. в Новгороде и хранящийся в Третьяковской галерее. Традиционный для новгородской живописи алый фон символизирует негаснущий цвет вечности. Спас восседает на украшенном жемчугом престоле, касаясь левой рукой надписи на раскрытом Евангелии.
«Спас на престоле» , создан в XIII в. в Новгороде.
Спас на престоле. Середина XV в. ГТГ.
«Спас в силах» Изображения Спаса на престоле часто становились центром Деисуса, и тогда обращенные к Нему с молитвою Богородица и святые изображались в полный рост. Центром Деисуса становились и иконы еще одного извода — «Спас в силах» . Здесь фигура восседающего на престоле Христа окружена различными символическими знаками. «Спас в силах» Андрея Рублева для Успенского собора во Владимире. Хранится сейчас в Третьяковской галерее. Все изображение вписано в алый прямоугольник, в углах которого видны символы евангелистов (ангел, сред, лев и телец). Внутри прямоугольника — голубой прозрачный овал, обозначающий Вселенную, у подножия видны ангелы круги с крыльями. «Спас в силах» из Деисусного чина, происходящего из Спасо Преображенского собора Твери. Центральная фигура Спаса в наибольшей степени приближается к типу, получившему распространение в московской живописи первой трети XV столетия, круга Андрея Рублева:
«Спас в силах» . 1408 г. А. Рублев.
Спас в силах. А. Рублев. 10 -е г. XVв.
Спас в силах (из деисусного чина). Тверь середина XV в.
Спас в силах. Дионисий. 1500 г.
Образы Спаса. Интернет.ppt